Развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста


Казанова Гульмира Акболатовна,
учитель начальных классов, дефектолог
г.Петропавловск
Республика Казахстан
Развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста много говорят и пишут.
Анализ психолого-педагогической периодики последних лет позволяет утверждать, что этот вопрос находиться под пристальным вниманием ученых, учителей, общественности.
Моя педагогическая практика убедительно доказала, что лучшее время для развития творческого потенциала младших школьников - раннее детство. "…нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться”, - писал В.В.Давыдов.
Важно не только давать ребенку общеучебные умения и навыки, но и углублять и расширять его творческий потенциал. Наиболее полное раскрытие творческого потенциала детей составляет актуальную задачу современного образования.
Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Психологи отмечают, что творческий потенциал заложен и присутствует в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. И если в дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами, нравственного, физического и эстетического воспитания, то в младшем школьном возрасте данный процесс протекает в учебной деятельности, когда ребенок начинает присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Предельно ясно, что работу по формированию и развитию творческого потенциала младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.
В вопросе развития творческого потенциала на уроках в начальных классах особую роль играют создание учителем ситуаций успеха, использование заданий, требующих от учащихся творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.
Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда нестандартные задачи, которые способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности и умению проводить мини-исследования, содействует проявлению более высокой степени грамотности в постановке вопросов и поиска решений.
Среди занимательных задач особый интерес у учащихся вызывают те, которые предполагают несколько вариантов и ответов решения. Это позволяет каждому себя ученику проявить себя и предложить свой вариант решения.
На уроках русского языка в работе с текстом важную роль отвожу прогнозированию. На это направлен целый ряд заданий: вставить пропущенные слова или предложения, придумать ответы на скрытые в тексте вопросы, предложить свою концовку истории. Неожиданный конец или ответы рождают у детей улыбку. С помощью таких заданий у детей формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, умение оценить шутку.
Большую работу провожу по активизации словаря. Свое внимание я направляю прежде всего на использование в речи учащихся имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию.
На уроках чтения обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и запоминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при воспроизведении текста. Дети выполняют подробный пересказ, стараясь не пропустить ни одной детали в тексте: работаем поочередно, каждый произносит одну фразу, или «пересказ в 5 предложениях» (сжатое воспроизведение текста), формирующее четкость речи.
Часто выполняют домашнее задание на выбор: одни учащиеся учат отрывок, вторые рисуют рисунок по прочитанному произведению, третьи составляют устно продолжение рассказа, четвертые придумывают загадку. Очень любят учащиеся создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки аннотации к любимым произведениям. Я хвалю их даже за маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству. Большинство детей имеют творческие черты, но во многих детях, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, “убивают Моцарта”. Если же мы хотим для наших детей чего-то больше, то мы должны поддерживать стремление к творчеству и развивать творческий потенциал. Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет.