Использование лингвистического этюда в процессе формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Использование лингвистического этюда в процессе формирования культуроведческой компетенции учащихся
на уроках русского языка и литературы
Гвоздева И.Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №29»,
г. о. Саранск, Республики Мордовия
Лингвокультурологический этюд - сочинение небольшого объёма, созданное на основе конкретных лингвокультурных концептов и предусматривающее тематическую и стилистическую завершённость.
Существуют следующие типы лингвокультурологических этюдов:
1) этимологические;
2) эмоционально-ситуативные и др.
Написанию этимологических этюдов предшествуют лингвокультурологические задачи (ЛКЗ) на установление внутренней формы слова. Обладая этимологическим инстинктом, но не имея филологических знаний, подростки чаще всего стремятся связать между собой слова или составные части слов, принимая во внимание их внешнюю форму, а не их взаимоотношения с идеей, символом которой они являются. ЛКЗ, направляющие рассуждения учеников по нужному пути, как раз и помогают им избежать этимологической ошибки. Обнаружить изначальную образность слова (стыд — стужа, тоска — туга, гнев — гниль, радость — радуга) и творчески обыграть её всегда интересно и увлекательно для ученика. Эти задачи и решает этимологический этюд.
Учитель может обращаться к данному типу этюда, чтобы стимулировать и развивать собственную мысль учащихся, а значит, формировать историко-культурный подход к родному слову. В этимологических этюдах непосредственное ощущение слова и его национальной специфики соединяется с научной этимологией, что свидетельствует о развитии исторической рефлексии на словопроизводство.
В работе над созданием эмоционально-ситуативных этюдов можно выделить три направления, связанные с разными установками на «проживание» лингвокультурного концепта:
Установление разновидностей ситуаций- причин, вызывающих ту или иную эмоцию (как положительную, так и отрицательную), и способов преодоления депрессивных (представленных в языке концептами «горе», «печаль», «тоска», «скука») и тревожных (соответственно - «страх», «ужас», «тревога», «испуг») состояний.
Описание внешних проявлений эмоций, называемых с помощью слов «страх», «гнев», «скука», «злость», «отвращение» и др.
Переживание современными подростками культурно- обусловленных сценариев чувств.
Например, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» можно создать лингвокультурологический этюд, для этого ставится ЛКЗ:
- Пользуясь этимологическим словарем, объясните значение слов МИЛОСЕРДИЕ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
МИЛОСЕРДИЕ
Древнерусское – милосьрдъ.
Старославянское – милосрьдъ.
Латинское – misericordia (достойный сожаления).
Существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского, где «милосрьдъ» стало калькой с латинского misericordia. Значение слова «милосердие» – «доброта, сострадание». Производные: милосердный, милостивый, милость.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Происходит от прил. справедливый, из польск.  sprawiedliwy «справедливый», далее из чешск. spravedlivý — то же, далее связано с общеслав. правда (pravda), из праслав. формы *рrаvьda, от которой в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правьда (др.-греч. δικαιοσύνη, δίκαιον, ἀλήθεια; Супр.), русск., укр. пра́вда, белор. пра́ўда, болr. пра́вда — то же, а также в знач. «поголовье скота», сербохорв. пра̑вда «правда; тяжба», словенск. prȃvda «положение, закон, судебное дело», чешск., словацк. pravda «правда», польск., в.-луж. рrаwdа, н.-луж. рšаwdа. Из праслав. *рrаvъ, с которым связ. также пра́вый. Отсюда произведены пра́ведный, др.-русск., ст.-слав. правьдьнъ (ἅγιος, δίκαιος; Супр.), пра́ведный, диал. также «леший», задабривающее табуистическое название, пра́ведник, др.-русск., ст.-слав. правьдьникъ ἅγιος, δίκαιος, μάρτυς Χριστοῦ (Супр.). 
Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо. Справедливый человек - это тот человек, который действует беспристрастно (без заранее сложенного отрицательного мнения о ком-либо, чем-либо) в соответствии с истиной.
Истина – это то, что соответствует действительности, правда. Если рассмотреть происхождение слова «справедливость», то станет более понятным его смысл. «С» - вместе с чем-то. «Правда» - правый, истинный. Получается «согласно истине».
Так, используя этимологический словарь, ученики осознанно решают в рамках заданной формы поставленную перед ним лингвокультурологическую задачу.
Итак, работая над лингвистическим этюдом, школьники преодолевают тот или иной миф и выхолят в пространство новых смысловых ориентиров, что позволяет им взглянуть на мир собственного «Я», на мир собственных смыслонесущих ценностей, на мир собственного мифа глазами стороннего наблюдателя.