Безопасность как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС


«Безопасность как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС»Подготовили:ПДО ответственный по БЖ А.А.Покутной,Воспитатель, ответственный по защите прав детства Е.А.Евсюкова 2Социально – коммуникативное развитие процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач:3Развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине.2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: (Социальные навыки, специфические знания , социальные качества, ролевое поведение ).4 Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:Семья ( родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и другие родственники)Детский сад ( в первую очередь воспитатели)Общество ( сверстники, друзья) Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастемаксимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциалагармоничное развитие его личностных качествосознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностейумение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстникамиовладение основами физической культуры и здорового образа жизниготовность к школьному обучению




7Социально-коммуникативное развитиеЯ САМОБЖПравовое воспитаниеЧеловек в истории и культуреПредметный мирТруд взрослыхЯ и другиеМоя Родина Анкета для детей Анкета для детей(детям не раздается)(детям не раздается)Тебе нравится задавать вопросы о том, что происходит вокруг тебя?Ты хочешь учиться в школе?Тебе нравится выполнять правила игры?Ты можешь один играть, рисовать, лепить?Ты легко находишь себе друзей? Тебе нравится общаться с окружающими тебя людьми?13.01.2016http://aida.ucoz.ru8 Ты соблюдаешь чистоту на улицах?Ты любишь ухаживать за животными, заботиться о растениях?Тебе нравится все красивое (природа, игрушки, одежда и др.)? Ты стараешься, чтобы твои рисунки и поделки были красивыми?Тебе нравится заботиться о своем здоровье (делать зарядку, есть полезную пищу и др.)?Ты всегда чистишь зубы утром и вечером, моешь руки перед едой? 13.01.2016http://aida.ucoz.ru9 Формы работы 1. Занятия2. Проблемные ситуации3. Поисково – творческие задания4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.5. Познавательные беседы.6. Просмотр видеофильмов.7. Театрализованные постановки.8. Музыкальные досуги, развлечения.9. Интерактивные игры, презентации и др.10 Целиформирование основ безопасности собственной жизнедеятельностиформирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ..Научить ребенка ориентироватьсяв окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановкис точки зрения“Опасно - не опасно”Научить ребенка быть внимательным, осторожными предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки)Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведенияФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 13.01.201612Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения 13.01.201613Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность(ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения 13.01.201614«Уголок безопасности в соответствии ФГОС»Первая младшая группа(от 2 до 3 лет) Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.)Соответственно, в уголках должны быть:- Набор транспортных средств;- Иллюстрации с изображением транспортных средств;- Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.)- Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор» и другие, соответствующие возрасту игры.- Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .- Соответственно, в уголках должны быть:- Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .- Книжки «Кошкин дом», Вторая младшая группа(от 3 до 4 лет) Формировать представления опростейших взаимосвязях в живой и неживой природе.Знакомить справилами поведения в природе(не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) .Соответственно, в уголках должны быть:- иллюстрации с изображением транспортных средств;- кружки красного и зелёного цвета,- макет пешеходного светофора;- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) ;- дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».- картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть;- макет транспортного светофора (плоскостной) .ДИ «Помоги Мишке стать здоровым»13.01.201615 13.01.201616Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственныерастения».Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.Соответственно, в уголках должны быть:• макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;• дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;• макет улицы с пешеходным переходом (обязательно) .• полотно с изображением дорог, пешеходных переходов;• мелкий транспорт.• макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.• небольшие игрушки (фигурки людей) .• Дид. игра «Добрый и злой человек»,• Наглядный материал «Как вести себя дома и на улице», «Опасные предметы», «Будь осторожен с электроприборами». 13.01.201617Старшая группа(от 5 до 6 лет) Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, чточеловек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых. 13.01.201618Соответственно, в уголках должны быть:- макет перекрёстка, смогут моделировать улицу;- набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:- информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;- предупреждающие знаки – «Дети»;- запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожказнаки сервиса – «Больница», «Туалет», «Пункт питания».- дидактические игры: «О чём говорят знаки? », «Угадай знак», «Где спрятался знак? », «Перекрёсток», «Наша улица»- схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка 13.01.2016http://aida.ucoz.ru19Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)Формировать основы экологической культуры.Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, какгроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведениячеловека в этих условиях. 13.01.201620Соответственно, в уголках должны быть:- дидактические игры по различным направлениям (безопасность в быту, на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.) Например: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др.- учебные макеты, перекрестки;- книги разных авторов на соответствующую тематику;- справочная литература: энциклопедии, справочники;- строительные конструкторы по с блоками среднего и маленького размера;- транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;- настольно-печатные игры;- макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;- разные альбомы на данную тему;- аудиокассеты с художественными произведениями по правилам дорожного движения; 13.01.201621- альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски;- иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей;- семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др.- картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) ;- окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения.- разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», тротуары, перекрёсток,- действующий светофор,- знаки дорожного движения для улицы,- детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,- наглядная информация: плакаты, баннеры. Спасибо за внимание!22