Статья на тему Развитие мелкой моторики детей средствами декоративно-прикладного творчества


МБОУ Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №6 с
углубленным изучением отдельных предметов
Чудо-петелька
Введение
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и память младших школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимания, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка.
Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство вязание крючком было разработано в 16-ом веке в Англии и во Франции. Так же известно о том, что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.
В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.
Цель работы
Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания крючком.
Задачи работы
Раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие художественного вкуса при выборе цветовой гаммы.
Воспитание усидчивости, трудолюбия, сосредоточенности, аккуратности, целеустремленности, любознательности, инициативности.
Развитие эстетического восприятия народных промыслов, окружающего мира.
Развитие координации движений, ловкости, глазомера.
Развитие внимания, памяти (двигательной, зрительной и словесно-логической).
Обогащение фантазии и воображения.
Воспитание коммуникативной культуры учеников.
Воспитание патриотизма, любви к малой Родине, освоение знаний о культуре, традициях.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно. Учителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.
Правила безопасности проведения урока:
Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.
Нельзя делать резких движений рукой с крючком.
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.
Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.
По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в футляр и убрать вместе с неоконченной работой.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
О роли трудовой деятельности в жизни человека
О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
Назначение, сферы применения, основные свойства материалов (ниток, текстиля, пряжи)
Назначение и применение инструментов (крючки, ножницы, иглы)
Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами
Условное обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик, полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный столбик, колечко
Уметь:
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль за её ходом и результатом
Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности
Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания, рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу.
Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и сочетающиеся в одной.
Осуществлять декоративное оформление и отделку связанных изделий, используя: синтепон, ленты, пуговицы, бисер и т.д.
Ожидаемые результаты:
Развитие детского прикладного творчества.
Формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к трудовой деятельности.
Развитие у учащихся воображения, мышления, памяти, внимания.
Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.
Повышение личностной самооценки.
Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, взаимопомощи.
Вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность.
Участие учащихся в различных конкурсах и фестивалях.
Методические рекомендации
Данная работа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данной работы у детей воспитывается дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться, помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Например, можно связать новую оригинальную вещь, используя нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.