Статья на тему Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка для детей с ОВЗ


Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка для детей с ОВЗ
Главная задача
Здоровье школьников как серьезная, многоплановая педагогическая проблема оказалось в центре внимания исследователей в период кардинального реформирования отечественного образования и современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы, то есть в успешной социализации.
Актуальность 
Всё возрастающая общественная тревога за положение в системе образования и судьбы детей с разными возможностями здоровья и потребностями в обучении, осознание необходимости усиления роли педагогоа в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования. Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ОВЗ и применение здоровьесберегающих технологий, методов и приемов работы на уроках.
 Цель работы –предполагает рассмотреть личностный подход в ее решении. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ученик может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок с отклонениями в развитии. Это ставит перед педагогами задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Объектом исследования являются уроки английского языка для детей с ОВЗ.
Предмет исследования - коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ОВЗ и применение здоровьесберегающих технологий, методов и приемов работы на уроках.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней научные положения и результаты восполняют пробелы в теоретической базе изучения вопросов коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке английского языка и могут использоваться в практике в целях преодоления этих нарушений.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Требования к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно- познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), в том числе, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе.
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий даёт возможность:
1) осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
2) достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учи теля и ученика;
3) осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
4) организовать самостоятельную работу учащихся, учить их работать со спра- вочным материалом.
Как учитель, используя здоровьесберегающие технологии в своей практике, я решила их классифицировать:
1) технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая;
2) технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж;
3) коррекционные технологии: технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ученика стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их учащихся, а также от комплексного подхода к её организации с учетом имеющихся условий.Для успешного обучения в школе ребёнку необходимо осознавать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в нем, владеть основными пространственными понятиями. Поскольку нечетко сформированные представления зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма), трудностей при усвоении учебного материала школьниками, очень важно еще в дошкольном возрасте сформировать пространственные представления.Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности, как во время занятий – индивидуальных, так и во время выполнения режимных моментов – в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, а так же в повседневной жизни. Учитывая то, что в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой), для их формирования необходимо применять дидактические игры и здоровосберегающие технологии. Такие как кинезиологические упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика. Разнообразие форм проведения занятий – игровые, с перемещениями, со сменой статической позы и другие – позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность. Что, естественно, помогает в проведении комплексной коррекционно-оздоровительной работы с воспитанниками. Это очень важно, поскольку у детей с ДЦП наблюдаются нарушения памяти, внимания, сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения, недостаточно развитая моторика пальцев рук, а у некоторых детей и вовсе отсутствует желание заниматься. Поэтому необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в школе. К тому же для детей с ОВЗ необходимо постоянно создавать положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Задержка в развитии психики затрудняет коррекцию дефектов пространственных представлений детей и воспитание личности в целом, в то же время эмоциональное недоразвитие и волевая незрелость учащихся приводят к трудностям в развитии пси- хических познавательных процессов. Это свидетельствует о необходимости комплексного воздействия на все структурные элементы их личности. Исследование показало, что применение здоровьесберегающих технологий в формировании пространственных представлений у детей с ДЦП способствует повышению уровня их развития, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что позволит использовать данные технологии в развитии детей. Применение здоровьесберегающих технологий повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Поэтому необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшей работы.
Коррекция  означает «систему педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей; это также как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. 
Цель коррекционной работы - исправление психических и физических функций ребенка с ОВЗ в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Цель, которую мы ставим на уроках английского языка - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации. На уроках английского языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации).Таким образом происходит погружение в языковую среду. Здесь можно дать варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется. На основном этап урока, где осуществляется предъявление нового лексического, грамматического, речевого материала главная проблема - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов. Третий этап урока – эффективная (по возможности) практика. Развиваем все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекция направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого ученика исходя из его конкретного диагноза. Сделать это можно только при индивидуальном подходе.
Известно, что реабилитация – это восстановление или компенсация нарушенных функций организма ученика, достигаемое применением комплекса медико- психолого-педагогических мероприятий.
При индивидуализации обучения каждому педагогу необходимо учитывать как состояние здоровья ученика, так и ориентироваться на достижение определенного уровня образованности.
При обучении иностранному языку детей среднего школьного возраста, у которых имеются нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата (ДЦП) необходимо учитывать наличие у данных детей целый ряд физиологических особенностей, таких как:
– кинестезия (двигательные расстройства):
– осложнения адаптации к физической нагрузке (нарушение двигательной функции);
– недостаток координации ощущений и движений, положения частей тела и мышечных усилий;
–  ослабленность движения артикуляционных мышц – речевой дефект;
–  оптико-пространственные нарушения:
1)  при копировании транскрипционных звуков, и написании букв;
2)  ограниченность поля зрения(иногда нарушения зрительной фиксации);
– при зрительно-пространственном анализе и синтезе – затруднённость понима-
ния сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего
недостаточное представление пространственных и объёмных фигур;
трудности пространственной ориентации движений, их последовательности; – слуховые нарушения:
1)  снижение слуха;
2)  недостаточная слухоречевая механическая память.
Физиологические ограничения, в свою очередь, становятся причиной разнообразных психологических проблем, которые могут оказывать серьезное влияние на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Психологические особенности детей с нарушениями ОВЗ могут проявляться в разной степени, однако в любом случае у них обнаруживаются:
– недостатки интеллектуального развития, чаще всего связанные с неравно- мерным развитием отдельных психических функций:
–  замедлена моторика речи и письма,
–  медленнее формируется и развивается способность к пониманию задания и его
удержанию во время выполнения,
– снижены объем оперативной памяти и концентрация внимания,
– недостаточно развиты коммуникативные навыки, замедлено переключение внимания;
–  замедленность нервной реакции и мыслительных процессов:
–  недостаточная сформированность понятийного, абстрактного мышления;
–  недостаточное функционирование (нарушение) восприятия и воображения;
–  несформированность высших корковых функций, особенно пространственных представлений;
– повышенная истощаемость всех психических процессов (низкая интеллектуальная работоспособность);
–  низкий уровень мотивации во всех видах деятельности:
–  пассивны, малоинициативны (нужна стимуляция со стороны педагога и родителей), нерешительны, при малейших трудностях возникают расстройства настроения, появляются тревога, страх, подавленность, отказ от учебы; эмоциональная неустойчивость и неравномерность личностного развития,склонность к быстрым переходам от радости к печали, бурным реакциям, впечатлительности;
– повышенная инертность и замедленность всех психических процессов.
Тем не менее, сложность, острота решения проблемы формирования личностного благополучия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интегрирован- ных в массовую школу, не должна стать камнем преткновения на пути вхождения ребенка в мир мобильных и свободно передвигающихся людей.
В ходе наших исследований были выявлены следующие трудности, возникающие у них при изучении английского языка вследствие нарушений речевой сферы (задержка и нарушение всех сторон речи):
–  лексической:
–  трудность при выборе лексических средств языка,
–  большой разрыв между активным и пассивным иноязычным словарем;;
–  грамматической:
–  аграмматизмы,
–  неправильное согласование предложений,
–  распознавание слов в измененной форме,
–  использование притяжательных и возвратных местоимений,
–  употребление отрицательных и вопросительных предложений,
–  порядок слов в утвердительном предложении,
–  распознавание различных времен английских глаголов и их правильное употребление,
–  употребление фразовых глаголов,
–  использование предлогов, перевод которых не соответствует калькированному переводу
– фонетико-фонематической:
– произнесение межзубных звуков,
– чтение сложных слов (чтение не по правилу),
– правописание слов, которые произносятся не по правилам чтения, деление слов для переноса;
_ коммуникативной:
– недостаточно развиты коммуникативные навыки.Задержка формирования или нарушение двигательных функций – двигательные
дефекты – проявляется в том, что у обучающихся:
–  может быть расстроена общая координация движений;
–  как результат нарушения двигательных функций верхних конечностей возникают затруднения адекватного графического изображения предметов, замедлена моторика письма;
следствием нарушений двигательных функций артикуляционного аппарата яв- ляются трудности звукопроизносительной стороны речи (чтение и говорение), часто страдает мелодико-интонационная сторона речи, техника сознательного и плавного чтения предложений и текстов.
На фоне этих нарушений ОДА ОВЗ на уроках английского языка медленнее формируется и развивается способность к пониманию задания и его удержанию во время выполнения на другом языке, сниженный объем оперативной памяти негативно сказывается на развитии навыка чтения иноязычного текста, его пересказа, понимания смысла отрывка, тем более, целого рассказа, поэтому на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе важно уделять особое внимание выразительному чтению на иностранном языке.
Под выразительным чтением методисты понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтения художественного произведения или учебного текста. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения изучаемого материала, содействует пониманию и осмыслению предлагаемого текста. Выразительное чтение на иностранном языке предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанного с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты:
–  тон и сила голоса;;
–  тембр высказывания;;
–  ритм и темп речи (убыстрение и замедление);;
–  паузы (остановки, перерывы речи);;
–  мелодика тона (повышение и понижение голоса);;
–  логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. В основном работа над выразительностью чтения активно ведется на начальном этапе обучения иностранному языку и культивируется (поддерживается) на среднем. Учитель в начале урока на фонетической зарядке (речевой разминке) дает учащимся специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки, чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т. п.). Иногда возникает проблема подбора материала для речевой разминки. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью каждого урока иностранного языка не только на начальном этапе обучения, но и в среднем звене. Для того чтобы работа носила систематизированный, а не эпизодический характер, речевые разминки проводятся учителем на каждом уроке.
При введении букв алфавита целесообразно закреплять знание букв, обыгрывая или пропевая их
Это им нравится, и делают с большим интересом, запоминают довольно быстро.
Здесь уместно использовать разминку для глаз и колористику.
На начальном этапе в массовой школе идет обучение речевым образцам с глаголом " to be"-быть. Из своего опыта работы могу сказать, что более оправданным на начальном этапе было бы также обучение речевым образцам со смысловыми глаголами, а не только с глаголом "быть". Обычным детям данный материал доходит тоже нелегко. При этом детям с ОВЗ легче преодолеть трудности в понимании и использовании глагола-связки, который отсутствует в аналогичных структурах родного языка.
Составляемые учителем микротексты, желательно соотносить с картинками, иллюстрациями и предлагать к ним проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение. Например:
1.Посмотрите на картинку (на ней изображена девочка) и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами. Динамическая пауза. Упражнения сидя.
This is a : . Her name is : . She is a : .
2.Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник ( на картинке изображен Незнайка высокого роста и с красной шляпой на голове )
This is Neznaika. He is not tall. He has a blue hat on.
Каждый фрагмент занятия желательно как-то фиксировать: ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. И вот такое подведение итогов должно служить стимулом, побуждающим ребенка к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка, который не такой как все. Далее я привожу образец микротекста с заданиями, которые нужно умело отобрать и использовать, т.к. эти задания должны быть расположены в соответствии с принципом посильности, постепенного усложнения материала.
Следующий этап после подбора текста, это обязательная отработка лексики к этому тексту. Попробуй прочитать текст и ответить на вопрос: О каком животном идёт речь? Мимическая и речевая зарядка.
a) Но сначала прочитай слова, они встретятся в тексте. Дыхательные упражнения.

Далее - непосредственно сам текст.
b) Text.
Pete is nine. He is a pupil. Pete lives in Volgograd. Pete has a pet. It is a kitten. His kitten is nice and funny. His kitten is Spot. Spot likes milk. Spot can jump and run. Spot cannot climb. It is very little. You see Spot in its box.
c) Как ты думаешь, что означает слово "Spot". Нужна ли картинка к рассказу? Какое предложение подтверждает это? Дыхательная разминка.
d) Выберите правильные утверждения.
Pete is nine. Spot cannot climb.
Pete has a puppy. Spot is little.
Spot cannot jump. Spot likes sweets.
е) Исправь неверные утверждения.
Вот здесь происходит разделение детей по степени усвоения материала: сильные дети идут вперед, выполняя все задания, послабее - выполняют где-то половину и больше, а дети с ОВЗ - те задания, которые им посильны и интересны
f) Найди в тексте ответы.Пальчиковая разминка.
How old is Pete?
Does he live in Volgograd?
Has Pete a kitten?
What does Spot like?
What can it do?
Is Spot little?
g) Выбери подходящий на твой взгляд заголовок к рассказу.
a) Pete. b) Spot. c) Pete and his kitten.
h) Нарисуй рисунок к рассказу.Красочные иллюстрации.
i) Попробуй рассказать о питомце, используя предтекстовые слова.
И следующие за ним задания, которые расположены в соответствии с принципом постепенного усложнения. Количество заданий будет зависеть от фантазии учителя. Как правило, сообразительные дети выполняют все задания, а послабее - меньше.
Прочитай рассказ "Jack and his sister". Скажи, как зовут сестру.
а) Вначале прочитай эти слова. Они встретятся в тексте.
Music, pupil, clever, she, sing, sister, write, dance, Jack, nice.b) Jack and his sister.
Jack has a sister. His sister is Kate. Kate is ten. She is a pupil. She is nice and clever. She likes music. She can sing and dance well. She likes English. She can write English well. Jack loves [l vz] his sister.
Среди заданий к этому тексту, к примеру, такие:
c) Прочитайте те предложения вслух, где говорится о сестре Джека.
или такие
d) Как ты думаешь, есть ли разница между словами "love" и "like". Найди предложение в тексте с этими словами и переведи их на русский язык. Составь свои предложения со словами "love" и"like".
e) Закончи предложения: Интанационные подсказки.
Jack has :She is :Kate likes :She can:
f) Исправь неверные предложения. Использование звуковых сигналов.
Jack has a sister. 5. She likes dogs and cats.
His sister is Helen. 6. She cannot sing and dance
She is eleven. well.
She is not a pupil. 7. Jack loves his sister
Прочитай рассказ "Janet and Bill". Как ты думаешь, кем могут быть Janet и Bill друг другу?
а) Вначале прочитай слова перед текстом.
tablerosenamegothatsofaJanetroomcatschoolmanyМожно придумать такие задания: Зарядка для пальчиков.
b) Janet and Bill.
Janet is a pupil. She has a brother. His name is Bill. He is a pupil too. This is Janet. She is in the room. You see Janet at the table. She has a rose. It is nice and red. Janet likes roses. That is Bill. He is on the sofa. He has a book. The book is interesting. Bill likes books.
Janet and Bill have a pet. It is a cat. We see it under the table. The cat is nice and fat. Janet and Bill like cat too [tu:] тоже.
с) Ответь на вопрос: What do Janet and Bill like? Найди доказательства в тексте.
d) Найди в тексте:
1. Все местоимения. Прочитай их.
2. Все предлоги. Прочитай предложения с ними.
3. Слова this, that. Прочитай с ними предложения.
4. Догадайся о значении слова.
e) Найди в тексте ответы на следующие вопросы.Пропеваем ответы.
- Is Janet a pupil? - Is Bill at the table?
- Has she a brother? - Has he a pen?
- Is his name Jack? - Have Janet and Bill a pet?
- Is Janet on the sofa? - Is the cat under the table?
- Has she a rose? - Do Janet and Bill like the cat?
- Is the rose write? f) Закончи предложения устно и письменно.Интанационные подсказки.
Janet is a : He has a :
She has a : He likes :
She likes : Bill and Janet have :
Bill is a : They Like :
Мы знаем, что объяснение грамматического материала воспринимается непросто. Затрачивается время для повторных объяснений. Здесь я привожу пример объяснения достаточно сложного грамматического материала- "Модальный глагол САN". Вначале отрабатывается фонетическое чтение глагола, его отрицательная и сокращенная формы, далее фразы с этим глаголом, т.е. происходит процесс закрепления.
Научись правильно читать эти слова, запомни их:
can [k?n] - уметь, мочь
cannot [k?not] - не уметь, не мочь
can't [ka:nt] - сокращенная форма от глагола cannot.
1) Постарайся как можно быстрее прочитать эту лесенку:Дыхательные упражнения.
I can.
I can see a cat.
I can see a black cat.
I can see a black big cat.
I can see a black big fat cat.
I can see a nice black big fat cat.
I can see a nice black big fat cat on the hat.
С большим интересом дети заучивают разного рода стишки, рифмовки.
2) Прочитай следующие рифмовки с выражением. Выучи наизусть ту, которая тебе понравилась.Речевая и фонетическая разминки с движениями.
1. I Can Count
One, two, three, One, two, three, I can count well, As you can see.
2. I Can Say
What is grey? Can you say? Yes, I can, The mouse is grey. 3. I Can Read
I can read, I can write,I can speak English too.And what about you?
4. Little Boy
Little boy, little boy,Under the tree!I can see you - Can you see me?
Здесь дается на выбор детей.
Но интереснее всего, я бы сказала эффективнее всего, воспринимаются и усваиваются разного рода грамматические сказки.
3) Теперь прочитай грамматическую сказку о модальном глаголе " can".
В стране Грамматика живет среди прочих глаголов и модальный глагол cаn. Он настоящий силач, потому что все может и умеет делать и физически и умственно. Стоит ему появиться в предложении за подлежащим, как это подлежащее начинает все уметь делать.
I can swim. He can run well. Birds can fly. You can count very well.
Глагол "can" такой важный, что всякие там окончания "s" и предлог "to" даже и не думают становиться рядом с "can" , и ни с каким другим глаголом, следующим за "can" . .
Правда есть одна маленькая частичка "not" . Ей единственной он вынужден подчиняться. Станет частичка "not" за глаголом "can" , и превращается он тут же в ничего неумеющего и немогущего "cannot" - в отрицательную форму. Да чтоб не оторвался, крепко держит его с собой частичка "not", заставляя слитно с ней, писаться - "cannot". Но частичка "not" скромная, иногда она сокращается и тогда в сокращенном виде глагол "cannot" звучит и выглядит так - "can't" [kа:nt].
Но сила глагола "can" велика. Иногда он выпрыгивает перед подлежащим на первое место в предложении, тогда такое предложение становится вопросительным.
Can you count well?
Can you give me the book?
После объяснения грамматического материала, у сильных учеников возникает естественное желание проверить: а насколько я это я понял?
4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.
We can see a nice park in the picture [pict??].
I can clean my room very well.
I cannot open the window. Can you help me?
Dogs can't climb trees.
Can you speak English well? - Yes, I can.
Can you ski and skate very well? - N, I can't.
5) Выбери правильные утверждения.
Сats can jump well. Cats can swim very well.
I can play chess (играть в шахматы).
A parrot cannot fly.
Crocodiles cannot swim.
My mother can speak Russian very well.
I can see three dogs in the picture.
Детям с ОВЗ в первую очередь интересно, а во вторую - познавательно , они закрепляют объяснение учителя в упражнениях и, чаще всего эта работа им интересна.
4) Прочитай предложения, обрати внимание на употребление глагола cаn и образование вопросительной и отрицательной формы.
We can see a nice park in the picture [pict??].
I can clean my room very well.
I cannot open the window. Can you help me?
Dogs can't climb trees.
Can you speak English well? - Yes, I can.
Can you ski and skate very well? - N, I can't.
5) Выбери правильные утверждения.
Сats can jump well. Cats can swim very well.
I can play chess (играть в шахматы).
A parrot cannot fly.
Crocodiles cannot swim.
My mother can speak Russian very well.
I can see three dogs in the picture.
Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально .
8) Кто-то разбросал все слова в предложении. Построй их правильно.
He, play, chess, can.
Frogs, very, well, jump, can.
You, speak, English, can?
Bees, swim, cannot.