«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии»

«Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках географии»
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках  географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников. Исследованиями ученых   установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья  детей,  но и  снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.
Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Для того, чтобы ученик был здоров необходимо создать такие условия, при которых, работа становилась бы успешной, то есть создать БЛАГОПРИЯТНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Создавая здоровое психолого – педагогическое пространство, учитель способствует развитию здоровой личности работника, созданию творчества, психологического климата в коллективе, задает модель правильного поведения и отношения с другими людьми.
Первое условие ПРИНЯТИЕ. Учеников надо любить безусловно, а не за то что они делают или должны сделать. «Ты мне нравишься, потому что это ты»
Второе условие- ВНИМАНИЕ. Здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнятся и чувствуются часы и дни.
Третье условие- УВАЖЕНИЕ (ПРИЗНАНИЕ). Уважение очень необходимо человеку. Признание должно быть высказано и ясно показано, потому что помогают только высказанные вслух комплименты, а не те, что в сознание учителя.
Четвертое условие – ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА. Хороший учитель и руководитель может создать необыкновенно теплую эмоциональную атмосферу, которую в будущем работник будет вспоминать как счастье. Чувства - не средство, не инструмент, подкрепляющий хороший результат или стремление к новым попыткам. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии.
Следующий важный компонент – здоровая мотивация. Нельзя сравнивать учеников друг с другом, постоянно подчеркивать чьи- то ошибки.
К ПРОСТРАНСТВУ мы относим санитарно-гигиенические требования, где выход за рамки-это хаос, нарушение дисциплины, норм и правил. К примеру, проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.
Соблюдение соответствующих гигиенических условий должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Среди основопологаюших требований к санитарно-гигиеническим условиям необходимо отнести следующее:
Нормы воздушно-теплового режима;
Нормы освещения класса;
Требования к школьной мебели;
Гигиенические нормы режима дня;
Горячее питание;
Гигиенические требования к расписанию;
Пятое условие – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Здоровый психологический климат- важный компонент для работы. Монотонная, тихая, ровная и продолжительная речь способствует развитию дремотного состояния, материал воспринимается с трудом. Речь учителя или руководителя должна быть эмоциональной.
Шестое условие - ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ. Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма. Доказано, что двигательная активность оказывает благотворное воздействие на организм. Ее ограничения ведет не только к ухудшению здоровья, но и к снижению восприятия.
Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
а) показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
б) проявлением и тренировкой познавательной активности;
в) показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа: -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:
5-25-я минута 80%;
25-35-я минута 60-40%;
3540-я минута 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.












Схема 1.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии


Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Выделяются принципы здоровьесбережения:
«Не навреди!».
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
Непрерывность и преемственность.
Субьект-субьективные взаимоотношения.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех.
Активность.
Ответственность за свое здоровье.
Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
Упражнения для кистей рук.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для слуха.
Упражнения, корректирующие осанку.
Дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
Утренняя гимнастика перед первым уроком;
Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.