Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел»


Учитель: Шергина Наталья Гуговна, учитель математики МБОУ Майская СОШ № 15 Енисейского района Красноярского края Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме
«Умножение положительных и отрицательных чисел»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Главные дидактические цели: отрабатывать умение умножать отрицательные числа и числа и числа с разными знаками; использовать свойство единицы и нуля при умножении положительных и отрицательных чисел; формировать навык сравнения положительных и отрицательных чисел; навык применения переместительного свойства умножения для рациональных приёмов вычислений; способствовать развитию математической речи, внимания, мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаково-символические средства.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;
Коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаково-символические средства.
Основные понятия. Умножение положительных и отрицательных чисел, умножение отрицательных чисел, умножение на ноль и на единицу.
Ресурсы. Учебник, тетрадь № 2 «Задания для обучения и развития учащихся» Лебединцевой Е.А., Беленковой Е.Ю.
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая в малых и больших группах.
Структура и ход урока
Технология проведения
Этапы урока Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учащихся Планируемые результаты
Предметные Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные
Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность
Рефлексия 1 этапа урока Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность Устная работа
Выполните действия, заполните таблицу ответов, прочитайте, что получилось.
Если выполните всё правильно, то сможете прочитать тему урока.
– 8 ∙ ( - 5 ); Е
– 11 ∙ 0; И
1 ∙ ( - 9 ); Ж
– 25 ∙ 3; Н
5 ∙ ( - 2 ); М
Х ∙ ( - 15 ), если Х = 1; У
Х ∙ ( - 3 ), если Х = - 2. О
-15 -10 -75 6 -9 40 -75 0 40
В. Так какова же тема урока?
А как вы думаете, каковы цели нашего урока? Находят произведения чисел, значения выражений, получают слово, озвучивают тему урока. Вместе с учителем формулируют цель урока.
Умеют умножать отрицательные числа, числа с разными знаками. Коммуникативные: следовать правилам поведения и общения, оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.
Личностные: смыслообразованиеАктуализация знаний и умений
Цель: создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия, выявить место (шаг, операцию) и причину затруднения
Рефлексия 2 этапа урока Создаёт условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявляет место и причину затруднения Работа по учебнику (стр.190-191)
- Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками.
- Как перемножаются два отрицательных числа?
- № 1128. Изменяем задание: не чему равен корень уравнения, а
1 группа: каким числом будет корень уравнения (положительным или отрицательным) и почему?
2 группа: сравните с нулём корень уравнения. Ответ обоснуйте.
а) – 8 ∙ Х = - 72;
б) – 4 ∙ Х = - 40;
в) 6 ∙ У = - 54;
г) - 6 ∙ У = - 60. Формулируют правило умножения двух чисел с разными знаками.
Формулируют правило умножения двух отрицательных чисел.
Формулируют правило сравнения с нулём положительных и отрицательных чисел Умеют применять правило умножения двух чисел с разными знаками, правило умножения двух отрицательных чисел.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, строить понятные высказывания.
Регулятивные:
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь осознанно строить речевое высказывание.
Личностные: проявление инициативы и самостоятельности.
Анализ изученного содержания и выделение главного.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Цель: создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы
Рефлексия 3 этапа урока Создаёт условия для выполнения учащимися самостоятельной работы
Работа в малых группах:
Задание № 1
Выполнить умножение:
а) 64 ∙ ( ─ 10 );
б) – 2,8 ∙ 3;
в) – 4,7 ∙ ( ─ 5);
г) – 6,08 ∙ 0,7.
Задание № 2
По учебнику № 1144 ( а, б, в ).
Задание № 3
Поставить вместо * знак < или > так, чтобы получилось верное неравенство
а) ─ 68 ∙ 9 * 0 ;
б) ─ 4,5 ∙ ( ─ 45 ) * 0;
в) 6,3 ∙ ( ─ 4 ) * 6,3;
г) ) 6,3 ∙ ( ─ 4 ) * ─ 4.
Задание № 4
Выполните умножение и сделайте вывод
а) 1 ∙ (3,9);
б) ( ─ 1 ) ∙ 3,5;
в) ─ 65 ∙ ( ─ 1 );
г) 1 ∙ ( ─ 3,5 ).
Задание № 5
Вычислите удобным способом
А) ─ 50 ∙ 2 ∙ 2453 = ( ─ 50 ∙ 2 ) ∙ 2453 = ─ 245300;
Б) ─ 235 ∙ 4 ∙ ( ─ 5 ) =
В) ─ 4 ∙ 2125 ∙ 5 =
Г) ─ 50 ∙ 821 ∙ ( ─ 4 ) =
Д) ─ 4 ∙ ( ─ 27 ) ∙ 25 =
Работают в группах, проверяют друг у друга выполненные задания, исправляют карандашом, оценивают.
Выполняют задания, называют правила на которые опирались при выполнении заданий
Записывают свойства с помощью букв на доске и в тетради
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Умеют умножать отрицательные числа, числа с разными знаками
Умеют сравнивать положительные и отрицательные числа
Умеют применять переместительное свойство умножения для вычислений более удобным способом Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования мнения. Отличного от собственного.
Регулятивные:
Уметь осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
уметь выделять существенную информацию из математического текста. Использовать знаково-символические средства.
Личностные:
Проявление инициативы, самостоятельности.
Творческое применение знаний в новой ситуации
Цель: создать условия для уточнения индивидуальных целей будущих действий, организовать составление плана совместных действий
Рефлексия 4 этапа урока Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Работа в больших группах:
Тетрадь № 2. ( Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. ) Задания для обучения и развития учащихся, 6 класс
Стр. 80-81,
№ 242 (а, б )Анализируется не только результат, а и процесс работы, который оцениваем по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль на результат работы группы? Выполняют задания в рабочих тетрадях и в тетрадях № 2 для обучения и развития учащихся:

Стр. 80-81,
№ 242 (а, б )( Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика. 6 класс. Тетрадь № 2. Задания для обучения и развития учащихся) Коммуникативные:
инициативное сотрудничество при выполнении задания.
Регулятивные:
уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий, работая с заданием.
Познавательные:
Решение проблемы поискового характера, уметь делать выводы.
Личностные: осознавать ответственность за общее дело, проявление инициативы, самостоятельности.
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности (самооценку) Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности 1. Подведём итог работы на уроке.
Продолжите фразу:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
2. Подходит к концу наш урок, оцените свою работу:
Используйте условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Домашнее задание: сочинение: «Самостоятельная работа для одноклассника по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел» на основе номеров в учебнике на стр. 192-193. 10 различных заданий (записать, решить) Осуществляют самооценку, высказывают своё мнение о работе на уроке.
Записывают домашнее задание. Коммуникативные:
Умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.