Программа кружка этнокультурного направления Моя Малая Родина


Дымова Елена Васильевна,
учитель старших классов
МБОУ «ООШ» д.Калининская
МР «Прилузский» РК
Программа кружка этнокультурного направления
«Моя Малая Родина. Природа, история, культура
и искусство коми края»
Срок реализации - 2015-2016 годы (1 учебный год)
 
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Моя Малая Родина» создана в соответствии ФГОС ООО, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Участники внеурочной деятельности – обучающиеся 5-7 класса МБОУ «ООШ» д.Калининская МР «Прилузский» Республики Коми.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом основного общего образования 2012 года;
обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России; патриота своего края;
ориентация  образовательного процесса на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
формированием общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;
формированием  Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию.
Цель программы: привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
-  формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, области, своего народа;
-  формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству;
-  воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
-  воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье, родному краю, интереса к прошлому и настоящему родного края;
-  развитие бережного отношения к своему краю (достопримечательности, культура, природа);
-  формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой,  творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение  способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
-  освоение историко–обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история села, географических мест, жизнь в разные эпохи, жизнь семьи, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
-  развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- воспитание эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Коми края;
- выявление степени достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
-  формирование культуры общения и поведения в социуме;
-  воспитание  положительной  привычки учащихся начальных классов  в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
-  воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;
-  воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня эти занятия?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:  
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:  
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
При организации воспитательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные занятия с мультимедийным сопровождением, инсценированные представления, экскурсии, комбинированные занятия, краеведческие викторины, ребусы, кроссворды,  сканворды, создание презентаций, видеороликов, оформление фотоальбомов, создание видеофильмов. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый внеурочный курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
-  доступность:  содержание внеурочного курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.
-  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Начало знакомства с родным краем происходит на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя.
-  наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе  и обществе на территории нашего района.  Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств. 
-  научность: при подаче материала  не допускать ошибок и неточностей (название сёл, деревень, географических мест, местных названий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий:  родословное дерево, фамилия, традиция, памятник,  герб, война, медали и т. д.-   интеграция: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.
-  краеведческий принцип: способствует развитию познавательного интереса, любознательности у школьников к тому, что их окружает,  к своей малой родине.
-   фольклористика: внеурочный курс включает в себя различные направления народного творчества. В программе заложено знакомство с народными промыслами родного края  в прошлом  веке и  декоративно – прикладным искусством  современности.
-   уникальность:  наш край по – своему уникален –природный ландшафт и экология; 
--экологизация: использование  здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды  и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.
При организации внеурочной деятельности используются разнообразные методы и формы обучения:
- тематические праздники, КТД;
- художественное творчество учащихся;
- экскурсии и походы по родному краю; 
-  устные журналы, беседы;
-  выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы;
-  проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- библиотечные уроки;
-  походы;
-   участие в районных, областных, российских, международных конкурсах по краеведению;
-   встречи с земляками: поэтами, художниками, ветеранами труда , людьми разных профессий;
-   музейные занятия.
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнокультурную составляющую, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Программа состоит из пяти модулей. Каждый модуль включает теоретические и практические знания. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
1.Модуль «Флора и фауна края».
Цель – знакомство с животным и растительным миром коми края;
Основные задачи:
знакомство с растительным и животным  миром края;
выявление благоприятных и вредных для изменений привычных сред обитания животных и растений;
знакомство с растительным и животным  миром края, занесенных в Красную книгу;
оценка состояния сред обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу.
2.Модуль «Быт и жизнь людей края».
Цель – знакомство с бытом жителей нашего края;.Основные задачи:
знакомство с древней историей края;
изучение истории заселения и освоения малой Родины;
знакомство с организацией  быта народа в давние времена;
проведение проектно-исследовательских работ;
3.Модуль «Произведения писателей и поэтов Республики Коми».
Цель – знакомство с творчеством писателей края
Основные задачи:
знакомство с содержаниями произведений писателей Республики Коми;
изучение культурного наследия писателей коми;
знакомство с творческими людьми родного края; с ветеранами труда;
• участие в творческих встречах с коми писателями и поэтами;
• выступления на научно-практических конференциях;
4.Модуль «Декоративное искусство нашего края».
Цель – знакомство и изучение видов декоративно-прикладного искусства нашего края;
Основные задачи:
ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства народа коми;
оценка состояния видов декоративно-прикладного искусства в аспекте современного быта.
экскурсии к ветеранам труда –мастерицам;
5.Модуль «Наш край--это родина моя».
Цель – знакомство с историей и современной ситуацией в районе и селе;
Основные задачи:
ознакомление историей села;
изучение названий окрестностей села;
определение роли села в жизни Республики и государства в целом;
Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в школе: коми язык и литература, русский язык и литература, география, биология, история, информатика и компьютерные технологии и др.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объем занятий -35 ч. Программа предполагает как проведение внеурочных занятий со школьниками
(1 ч в неделю), так и возможность организовать занятия блоками в каникулярное время.

Тематический план
кружка этнокультурного направления «Малая Родина»
№ Тема Количество часов Примечания
Всего Теоретические
занятия Практическое занятие 1. Организационное вводное занятие. 1 1 - Оформление карты наблюдений.
Модуль1- «Флора и фауна края»(7 ч)
2-3 Растительный мир 2 1 Территория и границы растительного мира края. Проект «Растительный мир края. Деревья
нашего края»;
Экологическая акция «Сохраним лес от пожаров»;
Разработка листовок
4-5 Животный мир 2 1 Территория и границы животного мира края. Проект «Животный мир края»;
Экологическая акция «Частичка теплоты»
6-7 Красная книга края 2 1 Работа с физической картой. Изучение расселения растительного и животного мира края, занесенных в красную книгу Проект «Сохраним Красную книгу»
8 «Животные и растения, занесенные в Красную книгу» 1 - Экскурсия в ЦИИиПТ при главе МР «Прилузский» Иллюстрирование текстов
Модуль2- «Быт и жизнь людей края»(6 ч)
9-11 История заселения и освоения  края.
Фамилии. 3 1
Работа по Историко-культурному атласу Республики Коми
Экскурсия в краеведческий музей Презентация «История края»
 Конкурс«Родословие»;
«Старая фотография рассказала…»
12-13 Быт народа в старину 2 1 Подготовка сообщений о жизни людей края Конкурс «Истории старины»
14-15 Изображение быта народа в коми преданиях и сказках 1 - Просмотр мультфильмов на коми языке Создание иллюстраций к текстам
Модуль 3 «Произведения писателей Республики Коми»(6 ч)
16-17 Знакомство с содержаниями произведений писателей и поэтов коми края 2 - Подготовка сообщений о писателях края;
Краткое изложение содержания произведений Просмотр видеороликов о поэтах и писателях коми
18-19 Знакомство с содержаниями произведений писателей и поэтов коми края 2 1 Встречи с творческими людьми родного края(музей, ЦИИиПТ) Викторина «Путешествие в литературу края»
20-21 «Произведения писателей Республики Коми» 2 - Экскурсия в МУК «Районная центральная библиотека
им.В.Юхнина» Встреча с поэтами района
Модуль 4- «Декоративное искусство нашего края»(10 ч)
22-24 Детские интеллектуальные игры 3 2 Игры в избе, доме. Загадки. Игры на улице. Игра «Считалки»
25-26 Коми народные музыкальные инструменты 2 1 Назначение музыкальных инструментов. Связь с хозяйственной деятельностью, обычаем и бытом. Просмотр видеофильма «Звуки коми музыкальных инструментов»
27-28 Роль прикладного искусства в жизни народа. 2 1 Посещение мастеров села, мастер-классы:
-узорное вязание
- резьба по дереву
- ткачество
- прядение
-работа с берестой
- деревянные изделия Экскурсии в ЦИИиПТ при главе МР «Прилузский»
29-31 Возрождение национальных традиций в самодеятельности и профессиональных искусствах 3 1 Посещение концертов-спектаклей ансамбля «Асъя кыа» Создание видеофильма «Асъя кыа: Важöн и öнi»
Модуль 5- «Наш край -это родина моя»(5 ч)
32 История заселения дер. Тыдор1 1 Подготовка сообщений по книге «Где ты живёшь?»  
Оформление проектов
33 История заселения дер. Пожмадор1 1 Экскурсия в д. Пожмадор34 История заселения дер. Керос1 1 Экскурсия в дер. Керос35 Итоговое занятие 1 1 «Наш край родной»-краеведческая игра на местности Демонстрация презентаций и проектов «Наша малая Родина»
  Итого 35 ч      
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
  Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия с крупных социально-экономических проектах на муниципальном и республиканском уровнях, опыта самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий «командой» в преодолении конкурсных испытаний, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
 
Литература:
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Будь здоров!» по спортивно-оздоровительному направлению (программа - победитель районного конкурса программ по внеурочной деятельности). Автор: Аракелян В.А. http://rudocs.exdat.com/docs/index-175912.htmlГригорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам «Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.
Литература, искусство, история и природа Коми края. Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Републики Коми.-Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.
Литературно-этнографический курс «Мифы народов Древней Волги». (5-й класс)  Автор: Зубрилина Т. Н. http://yandex.ru/clck/redirРабочие программы внеурочной деятельности для 5 класса по краеведению2011г. Автор: Понякина Е.Э. http://prosckolniy.jimdo.com/Программа курса «Краеведение» для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ 2011г. Автор:Сергеева У.Н. http://yaroslavskay-chkola.narod.ru/rabprog5mat.docРабочая программа по краеведению в 5 классе. Автор: Максимовой С. В.  http://www.40411s015.edusite.ru/DswMedia/obutverjdeniirabochixprogramm.docx 
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 2011г.  Автор: Печерская И.С.
Солянкина Н.Л., канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Рекомендации по написанию рабочей программы внеурочной деятельности для образовательных учреждений // Справочник заместителя директора школы – 2011 - №6 – С.21.  http://rudocs.exdat.com/docs/index-175912.htm