Доклад к презентации информационного-исследовательского проекта «Загадка Туринской Плащаницы»


Доклад к презентации информационного-исследовательского проекта:
«Загадка Туринской Плащаницы»

Горланова Елена Николаевна-учитель ИЗО, МХК и ОПК
Харченко Полина- ученица 5»А» класса
(Слайд 1)
«Загадка Туринской Плащаницы»

(Слайд 2) Цель работы выяснить, достоверно ли то, что хранящаяся в городе Турине, в соборе Святого Иоанна Крестителя, Плащаница - подлинная Плащаница Господа Иисуса Христа.
Объект исследования: Плащаница Господа Иисуса Христа (Туринская Плащаница).
Задачи исследования:
Проследить историю Плащаницы.
Собрать сведения об изучении Плащаницы в разное время.
Проанализировать собранную информацию.
Сделать вывод.
(Слайд 3) В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.
(Слайд 4) Евангелие от Иоанна (20,5) говорит, что, когда жены мироносицы и апостолы Петр и Иоанн побывали в гробнице, они нашли там погребальную пелену Христа. Уходя в Галилею, они могли взять её с собой и сберечь как святыню. По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. Потом, когда в 30-х годах I века христиане начали покидать Палестину, некоторые из них поселились в Дамаске, в Сирии. Они, по-видимому, и перенесли туда плащаницу. Из Сирии во II или III веке она могла попасть в Эдессу.
(Слайд 5) Существует легенда, что эдесский царь Абгар V Великий написал письмо Иисусу Христу в Иудею и получил от Него ответ в виде «нерукотворного образа» Спасителя, отпечатавшегося на полотне. Легенда эта малодостоверна, но есть данные, что в Эдессе действительно хранили как святыню образ, считавшийся нерукотворным. После завоевания Эдессы арабами образ перенесли в Константинополь. С этого времени в иконографии появляется “исторический” образ Христа.
(Слайд 6) Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в базилику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Константинополя, откуда во время разгрома города в 1204 г. крестоносцами она исчезла. Летописец IV Крестового похода Робер де Клари дает такое описание: “Среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где хранилась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и поднималась для поклонения так хорошо, что было возможно видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города”.
В походе против византийцев участвовал французский рыцарь де Шарни. Деталь эта весьма существенна, так как Плащаница внезапно появилась в 1353 году во Франции в местечке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни (вероятно, потомка крестоносца). Смерть графа скрыла тайну ее появления. В 1375 г. она была выставлена в местной церкви как истинная Плащаница Христова, что привлекло в храм множество паломников.
(Слайд 7) В 1452 году Маргарита де Шарни передала ее герцогу Савойскому, чьи потомки стали позднее итальянскими королями. В настоящее время плащаница находится в руках этой семьи. С 1578 года ее хранят в особом ковчеге собора св.Иоанна в итальянском городе Турине, и поэтому она известна как Туринская плащаница.
Церковные власти и историки сначала отнеслись к плащанице сдержанно, считая, что на ней сохранился не отпечаток тела, а картина живописца. Дальнейший анализ показал, что плащаница представляет собой отнюдь не произведение искусства, а естественный отпечаток, образовавшийся непонятным путем в виде негатива. На ней не нашли ни малейших следов краски. В частности, краситель обязательно прореагировал бы на воздействие огня. Между тем пожар, повредивший полотно в декабре 1532 года, никак не сказался на изображении.
(Слайд 8) В 1898 г. археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимок плащаницы, опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь и отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать.
Французский биолог Поль Виньон сделал вывод, что изображения не являются прямым отпечатком человеческого тела, так как соприкосновение мягкой ткани с неправильной поверхностью тела привело бы к значительным искажениям образа, а в этих отображениях искажений почти нет.
(Слайд 9) Исследования ткани показали, что это льняное полотно, тканое зигзагом 3 на 1. Такие ткани получили название “дамаск”, изготовлялись на Ближнем Востоке со II вв. до Р. Х. и до конца I в. по Р. Х. и стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии -“богатый человек из Аримафеи” (Мф 27:57).
(Слайд 10) Если рассматривать негативное изображение Плащаницы можно увидеть запечатленную гармонически сложенную фигуру обнаженного человека, который был подвергнут зверскому бичеванию и распят на кресте. Лицо проникнуто величием и покоем, несмотря на то, что несет следы ударов и кровоподтеков. Умерший имел волнистые волосы, сравнительно узкое лицо, тонкий нос, короткую раздвоенную бороду.
(Слайд 11) На его глаза после смерти были положены монеты, по размеру соответствующие тем, что имели хождение в Палестине I века. Это очень редкая монета, “лепта Пилата”, чеканившаяся только около 30-го г. по Р. Х., на которой надпись “император Тиберий” (TIBEPIOY KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой ошибкой не были известны нумизматам до публикации фотографий Туринской Плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. “Лепта Пилата” датирует наиболее древнюю возможную дату погребения – 30-е гг. по Р. Х.
(Слайд 12) На голове видны следы колючего венка, сплетенного не обручем (как обычно изображают на картинах Страстей), а в виде шапки. Руки и ноги пробиты остриями, причем руки – не в ладонях, а в запястьях. След от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме и по преданию являющегося одним из гвоздей, которыми был распят Христос.
(Слайд 13) Физик Дж. Картер высказал предположение что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные отпечатки на полотне. Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами.
Многие ученые на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими.
Открытие образа Христа на Туринской плащанице в конце XIX в. является чудом, отвечающим потребностям времени. Божество Господа нашего Иисуса Христа и Его чудеса, не в состоянии была объяснить наука XIX и начала ХХ веков, поэтому ученые считали, что миф о Христе возник вокруг исторической личности Иисуса из Назарета. Господь явлением Плащаницы словно говорит: “Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос – миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу”.
Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце. Плащаница нужна для Фомы неверующего, но “Блаженны не видевшие и уверовавшие”. У меня нет никаких сомнений в том, что Плащаница, хранящаяся в Соборе святого Иоанна Крестителя является подлинной Плащаницей Господа Иисуса Христа. Это является выводом, который я сделала в ходе исследовательского проекта.
Кроме презентации, вашему вниманию, предлагается более подробный проект и видеофильм компании Голд-Медиум. «Тайна православной святыни. Туринская плащаница. Земля.Территория загадок»(24 мин.)
Все эти материалы можно использовать на уроках ОПК, ИЗО или на классных часах.
(Слайд 15) Благодарим за внимание!