Презентация проекта Город Букв


Проект «Город букв»1 класс Паспорт проектной работы Тема проекта: Город БуквУчебный год: 2014-2015Время работы над проектом: январь 2014 – март 2015Школа, класс: МКОУ Мулымская СОШ, 1 классАвторы проекта: ученики первого классаРуководитель проекта: Секисова Нина Николаевна, учитель начальных классовНаправление: гуманитарноеПредметные области – уроки обучения грамоте, ИЗО, технологииПо числу участников – коллективный.По доминирующей деятельности – информационно-творческий.Характер координации – непосредственный. Оборудование – альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, картинки ,карандаши, природный материал и другие материалы. Проект «Город букв» Цель проекта: : изучить историю возникновения Азбуки, создать « Город букв» и провести в нём экскурсию для будущих первоклассников, чтобы заинтересовать их чтением.Задачи:Подобрать информацию о букве: описание, стихи, сказки, загадкиПриготовить выступление для представления своего макета в интересной формеРазвивать самостоятельность, творческие способности, речь;Прививать интерес к обучению в школе;Формировать навыки общения и сотрудничества; Недавно мы закончили изучать свою первую книгу, которая называется Азбука. Мы изучали буквы постепенно, не торопясь. Благодаря им, мы научились читать.Мы прочитали много книг о буквах и поняли самое главное, что буквы живые, у каждой есть свой характер, у каждой буквы своя история. Так у нас возникла идея: создать город букв и провести в нём экскурсию для будущих первоклассников, чтобы привлечь их внимание к чтению. План выполнения проекта Первый этап: Определение темы и целей проектаВыбор и обоснование проекта.Анализ предстоящей деятельности.Определение источников информации. -январь 2015.Второй этап: Определение источников информации. Сбор материала,Чтение дополнительной литературы и справочного материала Анализ, собранной информации - февраль 2015Обработка и компоновка полученного материала Формулирование вывода, подбор иллюстративного материала, оформлениеПодготовка к презентации – март 2015г.Четвёртый этап:Подведение итогов Защита проектаПрезентация проекта на школьном фестивале детского творчества «Радуга»- март 2015. Сначала мы наметили план работы и этапы проекта I этап ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Учитель:Знакомит с замыслом; формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи; мотивирует учащихся. Ученики:Происходит вживание в ситуацию (ребятам понравилась идея) II этап ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель: организует деятельность, предлагает спланировать работу по решению задач проекта, возможные формы презентации, вовлекает родителей в проект. Ученики:Так как количество учеников-11, то каждый выбрал по 3 буквы. Презентацию решили провести в форме праздника на уроке обучения грамоте. III этап ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель:Подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта.Осуществляет с помощью ответственных контроль за подбором картинок.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Ученики:Ребята вместе продумывают форму проекта и воплощают его. Внутри класса проводится конкурс на лучший проект буквы. Выбранный вариант представляется классу. История создания алфавита Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?Проведя исследование, мы выяснили, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит». Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а называлась «аз», б – «буки». Так образовалось новое русское слово «азбука». Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. Сравните современный и старославянский алфавит. Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки. А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном порядке. 4 этап. Презентация Учениками нашего класса было создано большое количество макетов для «Города букв» из различных материалов Мы создали свои буквы из пуговиц, теста, ваты, пластилина,цветов, ткани, бумаги, даже из клея, трубочек, пенопласта. Буквы получились живые, как маленькие сказочные человечки 5 Дома и в классе мы собрали материал о буквах. Сколько же нового поучительного мы узнали. Ведь русский язык богат и мудр. А какой ребёнок не любит рисовать? Сколько же книг, сказок, раскрасок мы пересмотрели с родителями в поисках необходимых изображений…А потом находили нужную букву, перерисовывали предмет, животных, раскрашивали их. НИТКАКуда игла, туда и нитка.Промеж настоящих друзей нитки не проденешь. Все мы получили огромное удовольствие и удовлетворение от результата работы.Надеемся, что новое знакомство с азбукой вызовет положительные эмоции. АЗБУКА В РИСУНКАХ, ЗАГАДКАХ, ИМЕНАХ, ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ Русская азбука или алфавит на свете уже много лет. Благодаря ему я читаю книги, узнаю много интересного: могу отправиться в далекие страны, окунуться в мир волшебства и чудес, узнать, почему дует ветер и откуда текут реки. А сколько ещё неизвестного откроют мне книги! И все это благодаря азбуке.И однажды, заучивая алфавит, я подумала: « А могу ли я составить свою загадочную азбуку? А почему нет?». От буквы «А» до буквы «Я»Течёт река Аму - Дарья.От буквы «А» до буквы «Я»Идёт и азбука моя.Ты эти буквы заучи.Их три десятка с лишком,А для тебя они – ключиКо всем хорошим книжкам.В дорогу взять не позабудьКлючей волшебных связку.В любой рассказ найдёшь ты путь,Войдёшь в любую сказку.Прочтёшь ты книги о зверях, Растеньях и машинах.Ты побываешь на морях И на седых вершинах.Тебе чудесные краяОткроет путь от «А» до «Я». МОЯ ЗАГАДОЧНАЯ АЗБУКА Дождик капать стал по лужам,Буквы А раскрылись дружно!Всех – и взрослых, и ребят – «А» от ливня защитят. Я - сборник карт; от ударенья Зависят два моих значенья. Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. Ответ (Атлас) А антилопа – [А]гласный безударный аист – [А]гласный ударный Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два слепящих огонька. Ответ (Автомобиль) День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но всё я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ. Ответ (Антенна) О Д И НБ А ЛС А Д Убери первую букву от каждого слова, а из оставшихся составь название сказочного героя, переставив слоги местами. В этих словах буквы перепутались, помоги им найти свои места и ты узнаешь, какие животные на букву А здесь спрятались. К А Л У А C Т А И  Т Н И А Л О П А  ,,, А ,,АИСТ Н СЫР Буква Б с большим брюшком В кепке с длинным козырьком. Б Бык [б] - согласный звонкий (парный [п]) , твердый (парный [б`]) Бегемот [б`] - согласный звонкий (парный [п`]) , мягкий (парный [б]) Сажала баба грибы, А уродились бобы:Бабы у бабы, как баобабы! Найди внутри слова – слово Барсук Балет Бараны Браслет Банка (ответы: сук, бал, раны, бра, банк). В бору бобер и брат бобраРаботают без топора. Бобер и брат бобра добры, Не рубят на дрова боры. Составь предложение, где все слова начинаются на букву «Б». Например: Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна. Назови обобщающее слово и выбери лишнее, где нет звука «Б». Кабачок, морковь, баклажан, бобы, брюква. (ответ: овощи, морковь). Буква Г на что похожа?На крючок, на косу тоже.Гусь гогочет га-га-га.Г- топорик, кочерга. Скороговорки Г Гном [г] – согласныйзвонкий (парный [к])твердый (парный [г`]) Гиря [г`] – согласныйзвонкий (парный [к`])мягкий (парный [г]) Громко-громко грянул громВздрогнул и подпрыгнул гномНапугали гнома Перекаты грома. Загадки Головоломки Первую букву замени на букву «Г» и прочитай новые слова:Майка, шубы, пол, лаз. (ответы: гайка, губы, гол, газ). Громче горна грохнул гром Громче грома гаркнул гном. Под елкой Антошка:Шляпка да ножка. С неба падают ледышки, Прямо падают в ладошки, Есть ледышки, как горошки, Есть ледышки больше шишки. (ответы: гриб, град). Покататься по волнамБуква Д поможет намКак поднимет паруса,Видим моря чудеса! Лежит брус во всю Русь Вечером умирает, а поутру оживает. (День) Много рук, а нога одна. (Дерево) Что человеку не лень делать? (Дышать) Желтокожая она, Ароматна и вкусна. Хорошо под солнцем ныне На бахче живется дыне… (дыне). Д дом – [д] согласный, звонкий парный [т], твердый парный[д`]) дерево - [д`] согласный, звонкий парный [т`], твердый парный[д`]) Двери в нем,Окошки в нем, Мы уютно в нем живем.Довольно именем известна я своим;Равно клянется плут и непорочный им,Утехой в бедствиях бываю боле,Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.Блаженству чистых душ могу служить одна,А меж злодеями не быть я создана. Буква Е качает всех,Целый день здесь звонкий смех.Вечером мы еле-елеРазойдемся от качелей. Е енот – [Е]гласный безударный ель – [Е]гласный ударный Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. ка И Сколько не ело сито,Ни разу не было сыто. Еле-еле Лена ела,Есть из лени не хотела. Неделю Емеле прясть короб кудели,А Емелиной дочке - прясть одну ночку. Её всегда в лесу найдешь – Пойдем гулять и встретим;Стоит, колючая, как ёж,Зимою в платье летнем. Буква «Ё» - совсем как «Е»Вроде этажерки(Полка средняя еёНе совсем по мерке). Быть колючим не обязанДальний родич дикобраза.Посмотрите, ну и что ж –Весь в иголках острых ... Ответ (Ёлка) Ё Ёжик – [ё]гласный ударный Самолёт– [ё]гласный безударный Быть колючим не обязанДальний родич дикобраза.Посмотрите, ну и что ж –Весь в иголках острых ... Ответ (Ёж) ЁЖ, ЁРШ И ЕНОТ.Ёрш Ершович ершился. Ёж Ежович ежился. А енот ехидничал:- Не ест ёж ершей, а ёжится! Не ест ёрш ежей, а ершится! Зачем же ёжиться, ершиться, ерепениться, если не ест ёж ершей и не ест ёрш ежей?! Ответ (Ёж) Стала снежинка буквою Жсолнце её не растопит уже. Загадки Ж жук [ Ж ] - согласный звонкий (парный [Ш]),твердый (непарный) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (желудь) Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями - Листьями деревьев. (жираф) Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (жук) Поговорки Жизнь дана на добрые дела. На эту букву посмотри - Она совсем как цифра 3. З Змея [з] – согласныйзвонкий (парный [с])твердый (парный [з`]) Зебра [з`] – согласныйзвонкий (парный [c`])мягкий (парный [с]) Стихотворения Везде найдешь ты букву «З»И в золоте, и в розе, В земле, алмазе, бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Зазвенел будильник звонкий, Разбудил засоню Зойку. Звенит звонок, звонок зовет, И Зойка на урок идет. К данному началу добавь имя «Зина» и прочитай новые слова. Ре – Ни – Бу – Кор – Дре – (ответы: резина, низина, бузина, корзина, дрезина). Закончи слова слогом «зы» и прочитай новые слова. Арбу – Ва – Ко – Ту – Алма – Бере – Гро – Моро – Та – Замени звук «с» на парный емуи прочитай новые слова. Сайка Лиса Роса Коса Сахар Посади Сима Бусина Слой И – калитка – три доски.Вот на что похожа И.Между двух прямых досокОдна легла наискосок. И индюк – [И]гласный безударный иволга – [И]гласный ударный Неразлучные подружки Всегда на всех Вечно ходят друг за дружкой. Надут, как мех. Будут ровными следы – Ответ (Индюк) Их похвалят за труды. Ответ (Иголка и нитка) Как это скучно – стоять без движенья И в воду глядеть на свое отраженье. Свесила ветки с обрыва Такая грустная . . . (ива) В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко, А называют кораблик . . . (иголка) Гордый, важный, пышный, статный,В оперении нарядном:Синий, желтый, красный круг – Распустил свой хвост . . . (индюк) Не колючий, светло-синий, По кустам развешан . . . (иней) На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит - Буква К на нас глядит. К кот – согласный, глухой (парный [г]), твердый (парный [к`]) кит – согласный, глухой (парный [г`]), мягкий (парный [к]) Скороговорки Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом, идет коза с босым козлом. Головоломки «Звук заблудился» Замени выделенную букву на букву К и прочитай стихи верно. 1. Тащит мышонок в норку, огромную хлебную горку (корку).2. Не учил уроки, а играл в футбол. Оттого в тетрадке появился гол (кол).3. Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном Обязательно примите Десять цапель (капель) перед сном. «Веселая арифметика»КАБАН – АН +ЛУК = ? (Каблук)КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л +Р = ? (Коридор)КВА + РАК – АК + ТИРА = ? (Квартира)КОТ + ЕЛКА – КА = ? (Котел)КЕДР – ДР + РОСИНКА = ? (Керосинка)КАР + ТО +ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ? (Картофель)КАР + согласный П = ? (Карп)КАР + знак препинания = ? (Карточка) Летом мы по лесу шли,Л – шалаш лесной нашли,А в шалаш, как раз для нас,Вел на Л похожий лаз. Л лошадь– [л] - согласный , звонкий (непарный) , твердый ( парный [л′] ) лестница - [л′] – согласный, звонкий (непарный), мягкий ( парный [л] ) Загадки Рядом с дворником шагаю, Привела я солнцеРазгребаю снег кругом. За свое оконце,И ребятам помогаю К потолку подвесила, Делать гору, строить дом. Стало дома весело.Ответ (Лопата) Ответ (Лампочка) Две полоски на снегу Скинули с ЕгорушкиОставляю на бегу. Золотые перышки -Я лечу от них стрелой, Заставил ЕгорушкаА они опять за мной. Плакать и без горюшка.Ответ (Лыжи) Ответ (Лук) Головоломки Измени в словах только одну букву, ливер (лидер), лодка (ложка) но так, чтобы новые слова начинались лото (лето) лепта (лента) тоже с буквы «л»: лик (лук, люк, лак) Н носорог [Н ] - согласный, звонкий (непарный), твердый (парный [Н *] ) неваляшка [Н*] -согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный [ Н ] ) Пригляделся к Н Николка:Н - кровать, катушка, полка.В гамаке удобном этом я в саду качаюсь летом. Не та дружба сильна, Что в словах заключена. Нет лучшего дружка, Чем родимая матушка. Не потрудишься- Меду не поешь. Нет друга – ищи, А найдешь – береги. Посмотри на колесо –И увидишь букву «О» О Обезьяна – [о]гласный безударный Овощи– [о]гласный ударный Сер, да не волк,Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь. Ответ (Осёл) Ответ (Воробей, Ворона) Ответ (На сердитых воду возят) Кузнец скует нам С-подкову.С – острый серп, блестит как новый. С Солнце [С] – согласный, глухой (парный [з]),твердый (парный [с`]) сирень [с`] – согласный, глухой (парный [з`]),мягкий (парный [с]) Загадки На сучках висят шары, посинели от жары. (Сливы) Он в безбрежном океане, туч касается крылом, Развернется под лучами, отливает серебром. (Самолет) Белый камень во рту тает. (Сахар) Спереди - пятачок, сзади - крючок. Посредине спинка, а на ней щетинка. (Свинья)Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры - помчались с горы. (Сани) Доскажи пословицу Не спеши языком ... (спеши делом)Корень ученья горек, а плод его ... (сладок)Лучшая вещь новая, лучший друг ... (старый)Не сиди сложа руки - не будет ...(скуки)Любишь кататься, люби и ... (саночки возить) Все мы получили огромное удовольствие от результата работы. Замок для букв мы сделали из модулейВот какой удивительный сказочный городок у нас получился. Каждый житель в городе занят своим делом, буковки помогают друг другу, ссорятся, мирятся. Они, как и мы, у каждой свой характер.  А В Б Список использованной литературы:Волина В. В. Занимательное азбуковедение, М., 1991 г.Волина В. В. Весёлая грамматика, М., 1995 г.Дрыгина Н. Н. Игры и занимательные упражнения по русскому языку, Углич, 1993 г.Журова Л.Е., Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Учимся читать./Худ. В. Полухин. – М., Омега, 1998. – 128с.: ил.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения, Ярославль, 1997 г.Климкина Ю. Е., Соловьева С. А. Букварь-хрестоматия, М., ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008 г.Кушнерик А.А. Беседа в ребусах.Костромина С.Н. Загадки, ребусы, лабиринты, головоломки.Кудыкина Н. В. Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром для шестилетних первоклассников, Киев, 1998 г.Макеева С. Г. Обучение грамоте на основе «Азбуки» , Ярославль, 1991 г.Морозова М. Я., Петрова Е. Н. Занимательная грамматика, 1996 г.Нилова В. «Загадки, скороговорки», М., 1997. Панов М. В. Занимательная орфография, 1994 г.Седых Н.А. – «Воспитание правильной речи у детей». Издательство «Сталкер», 2003г. Смирнова М.В. Скороговорки для развития речи «Зайка-засоня», «Бульдог и пудель»,«Гусыня-хохотушка» Издательский дом «Литера», 2007 г.Юдин Г. Н. «Букваренок», М., «Росмэн», 1994 г.Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» Методические рекомендации для учителя под научной редакцией Е. В. Бунеевой, М., «Баласс», 2002 г.Русские пословицы и поговорки, М.,1998.