Конспект урока по химии Простые вещества. Неметаллы.


Класс 8
Предмет: Химия
Тема урока: «Простые вещества – неметаллы»
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: урок первичного изучения нового материала, индивидуальная самостоятельная работа
Цели урока:
образовательная: актуализация знаний о простых веществах – неметаллах, умение находить их в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, знать области их применения;
развивающая: помогать развитию интереса к предмету, используя знания о практическом применении неметаллов;
воспитательная: способствовать формированию у учащихся целостной картины мира.
Оборудование: экран; проектор; компьютер.
Методы обучения: словесный ( рассказ), наглядный ( презентация), самостоятельная работа
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
1. Организационный момент
1.Приветствие учителя.
2.Проверка готовности к уроку.
3.Сообщается тема, цель и план урока.
Учащиеся приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку. Записывают тему, план урока.
2. Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа
Вариант №1
1. Рассказать о положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
2. Объяснить такие физические свойства металлов, как электропроводность и металлический блеск.
Вариант №2
Расскажите о железе и меди.
Объясните такие физические свойства металлов, как пластичность и теплопроводность. Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
3. Изучение нового материала
1) Определение неметаллов:
Неметаллы — это простые вещества, образованные р-элементами и одним s-элементом — водородом
2) Особенности строения атомов неметаллов:
4 и более электронов на внешнем уровне;
небольшой радиус атома;
атомы неметаллов стремятся принять недостающие до 8 электроны;
молекулы простых веществ — галогенов, кислорода, азота и водорода — состоят из двух атомов (Г2, Н2, N2, 02), а озона, фосфора, серы — из большего числа атомов (03, Р4, S8), инертных газов – из одного атома (Не, Ne, Ar, Kr).
3) Вида связи, характерные для неметаллов:
ионная (КСI);
ковалентная (неполярная — в простых веществах (С12) полярная — в соединениях неметаллов (SCI2).
4) Положение неметаллов в Периодической системе Д. И. Менделеева:
по диагонали В—At и над ней (кроме четных рядов больших периодов) — всего 22 из 118 элементов.
5) Общие физические свойства неметаллов
Для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность.
При обычных условиях неметаллы находятся в разных агрегатных состояниях:
Жидкое Твердое Газообразное
водород, кислород,
азот,
фтор,
хлор бром иод, бор, углерод
кремний, сера, фосфор,
графит и др.
Металлический блеск:
активированный уголь, кристаллический йод и кремний
(относительность деления на металлы и неметаллы нетолько элементов, но и простых веществ);
Теплопроводность, электропроводность:
большинство твердых неметаллов не проводят тепло и электричество, кремний и черный фосфор обладают полупроводниковыми свойствами, а графит — электро- и теплопроводностью.
Пластичность:
твердые неметаллы не обладают и пластичностью, они хрупкие.
Растворимость:
в воде неметаллы нерастворимы или малорастворимы. Некоторые из них (галогены, сера) лучше растворяются в органических растворителях, белый фосфор — в сероуглероде. Фтор в воде растворять нельзя, так как он бурно реагирует с водой.
Цвет: неметаллы имеют различную окраску (желтая сера, черный графит, красный и белый фосфор и т. д.). Причем в подгруппах сверху вниз окраска усиливается: фтор — светло-зеленый газ, хлор — желто-зеленый газ, бром— красно-бурая жидкость, йод — темно-фиолетовые кристаллы.
Следовательно, простые вещества — неметаллы в отличие от металлов характеризуются большим разнообразием физических свойств, что обусловлено различным их строением.
6) Распространённость неметаллов:
Кислород и кремний являются наиболее распространенными элементами, на их долю приходится около 70% массы земной коры. К числу редких элементов относятся йод, селен, теллур и некоторые другие, на их долю приходятся тысячные доли процента массы земной коры. Многие соединения неметаллов являются обязательной составной частью растительных и животных организмов. К элементам-органогенам («рождающие» органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) относятся: кислород О (на его долю приходится около 60% массы тела человека), С, Н, N, Р и S. В небольших количествах в организмах животных и растений содержатся F, О, I. 7) Аллотропия
Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называют аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.
Причины аллотропии:
1) различным числом атомов в молекуле (02 и 03);
2) образование различных кристаллических форм.
Неметаллы (сера, углерод, кремний, фосфор, кислород) образуют аллотропные модификации:
Фосфор
Белый фосфор — воскообразное, прозрачное вещество, с характерным запахом. Состоит молекул Р4. Самовозгорается на воздухе, ядовит. Используется при изготовлении фосфорной кислоты (для получения пищевых фосфатов и синтетических моющих средств). Применяется при изготовлении зажигательных и дымовых снарядов, бомб.
Красный фосфор имеет цвет от алого до темно-коричневого и фиолетового. Существует несколько кристаллических форм с различными свойствами. Используют в изготовлении минеральных удобрений, спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов, сплавов. Соединения фосфора служат исходными веществами для производства медикаментов.
При нормальном давлении и температурах до 98,38°C стабильна ромбическая аллотропная модификация серы, образующая лимонно-желтые кристаллы.
Сера Выше 95,39°C стабильна моноклинная модификация серы.
Резиноподобную пластическую серу получают при резком охлаждении расплавленной серы (выливая расплав в холодную воду). Эти модификации состоят из нерегулярных зигзагообразных цепей Sn. При длительном выдерживании при температурах 20-95°C все модификации серы превращаются в ромбическую.
Кислород
КИСЛОРОД О2 – газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде, поддерживает горение и дыхание. В атмосфере земли образуется в процессе фотосинтеза.
ОЗОН – О3 – газ голубого цвета, с характерным запахом, очень реакционноспособен. Образуется во время грозы и в хвойных лесах. Основная масса О3 в атмосфере расположена в виде слоя — озоносферы — на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности О3 получают действием на воздух электрического разряда. Используют для обеззараживания воды и воздуха.
Углерод
АЛМАЗ, минерал, кристаллическая модификация самородного углерода, по блеску, красоте и твердости превосходящий все минералы.
Размеры кристаллов варьируют от микроскопических до очень крупных, масса самого крупного алмаза «Куллинан», найденного в 1905 в Южной Африке 3106 кар (0,621 кг).
Алмаз — самое твердое из всех природных веществ. По шкале Мооса относительная
твердость алмаза равна 10,
Графит, минерал, наиболее распространенная и устойчивая в земной коре модификация углерода. Структура слоистая. Темно-серые до черных чешуйчатые массы. Огнеупорен, электропроводен, химически стоек. Используется в производстве плавильных тиглей, в литейном деле, при изготовлении электродов, щелочных аккумуляторов, карандашей и т. д. Графит получают также искусственно — нагреванием антрацита без доступа воздуха. Блоки из чистого искусственного графита используют в ядерной технике, в качестве покрытия для сопел ракетных двигателей и т. д.
Олово
Аллотропные модификации олова представляет собой одна- металл, а другая — неметалл: белое олово - металл, серое олово проявляет свойства неметалла.
Явление аллотропии для неметаллов более характерно, чем для металлов Учащиеся записывают определение, особенности строения неметаллов,виды химической связи характерные для неметаллов,их положение в ПС, общие физические свойства, заполняют таблицу или схему, распространенность в природе, явление аллотропии в тетрадь.
4. Закрепление Компьютерная презентация «Простые вещества-неметаллы»
Смотрят презентацию
5 . Подведение итогов урока. Рефлексия Учитель подводит итоги урока:
-Ребята, мы выполнили задачу урока?
-Все ли удалось нам сделать сегодня на уроке?
-Было-ли вам интересно? Отвечают на вопросы
6.Домашнее задание
§ 14, №3., Рабочая тетрадь с печатной основой стр.47-49 (№ 4-8)
Записывают в дневник д/з
Список используемой литературы
Химия 8 класс О.С.Габриелян издательство Дрофа, Москва-2007г.
Поурочные разработки по химии к учебнику Химия 8 класс О.С. Габриелян издательство Дрофа, Москва «Вако»-2007г.
Контрольно-измерительные материалы по химии 8 класс Н.П. Троегубова
Задачник по химии 8 класс Н.Е. Кузнецова
Современные открытые уроки химии 8-9 классы Е.П. Сгибнева