Конспект урока по химии для 8 класса по теме Простые вещества-неметаллы


Урок химии по теме «Простые вещества - неметаллы»
8 класс
Учебник – Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Урок по теме «Простые вещества - неметаллы» - это второй урок в разделе «Простые вещества». Данный урок связан с предыдущим, так как он продолжает рассматривать понятия химии «простые вещества», «химические элементы»; в то же время он связан с последующими, так как подводит итог в изучении простых веществ, необходимый для изучения таких тем (разделов) как «Количество вещества», «Изменения, происходящие с веществами».Цели: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; расширение комплекса знаний о неметаллах, сравнительная характеристика неметаллов и металлов; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата.
Задачи:
•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; рассмотреть физические свойства простых веществ-неметаллов, изучить явление аллотропии; продолжить совершенствовать навыки работы с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.
• развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся; продолжить развивать их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки; способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технологии: ИКТ-технология, технология РКМЧП.
Планируемые результаты:
Предметные – получение знаний о неметаллах, ихстроении, физических свойствах, химической связи, понятии «аллотропии».
Метапредметные:
Познавательные – формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; формирование умения определять основные понятия, строить логические рассуждения, делать выводы: работа с текстом, преобразование и интерпретация, содержащейся в нём информации.
Регулятивные – осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание).
Коммуникативные – формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; формирование умения владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные - формирование ответственного отношения к учению; способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; адекватной позитивной самооценки.Основные понятия: неметаллы, аллотропия.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева; мультимедийное оборудование; карточки с заданиями.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность
обучающегося Планируемые результаты
Предметные Личностные,
метапредметные
1.Организа-ционный момент (2 мин).
Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствующих и отсутствующих.
Приветствуют учителя, присаживаются. Личностные – смыслообразование (внутренняя позиция школьника).
Метапредметные (коммуникативные) – осуществлять сотрудничество с учителем.
2.Актуализация знаний (5 мин).
Цель: повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». Начнем с повторения изученного материала.
Выполняется задание двумя обучающимися.
Определите вид химической связи в молекуле хлора Cl2 и бромоводорода НBr и запишите механизмы их образования.
А мы пока с вами ответим на вопросы:
1). Где располагаются металлы в ПС химических элементов?
2). Как изменяются металлические свойства в периодах? В главных подгруппах?
3). Какое количество электронов могут иметь металлы на внешнем энергетическом уровне?
4). Какой вид химической связи в металлах? Чем он обусловлен? Один обучающийся выполняет задание у доски. Второй обучающийся выполняет его в тетради., после чего выходит к доске и проверяет выполнение задания мелом другого цвета. После проверки выставляет отметку обучающемуся, выполнявшему задание у доски.
Все остальные ученики в это время отвечают на вопросы учителя. Закрепить знания о химических связях, видах химических связей, механизмах их образования; систематизировать знания о металлах. Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели).Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, адекватно передавать информацию;
(коммуникативные) – строить рассуждения.
3.Мотивационно-
целевой этап (5 мин).
Цель: организовать постановку учебной проблемы; сформулировать тему и цель урока. А теперь внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте и определите лишний элемент.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.
Это сера, а почему?
Сера-это неметалл.
Какова тема нашего урока?
Простые вещества – неметаллы.
Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах.
Какие цели урока мы перед собой поставим?
Итак, запишите тему нашего урока в тетради: «Простые вещества – неметаллы». Формулируют тему и цель урока. Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения).
Метапредметные (познавательные) – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; установление причинно-следственных связей;(регулятивные) – целеполагание, планирование.
4.Процессуально-
деятельностный этап (15 мин).
Цель: организовать поиск решения проблемы через работу с текстом (алгоритмом), в парах; организовать работу для усвоения основных понятий (терминов). Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о неметаллах?
Заполним первый столбик в таблице – «знаю».
Знаю Хочу знать Узнал
Давайте проверим (записывает на доске ответы учащихся).
А теперь давайте подумаем, что мы еще хотим (можем) узнать о неметаллах? И заполним второй столбик таблицы – «хочу знать».
Зачитайте ваши ответы.
Давайте с вами попробуем разобраться с тем, что вы хотите узнать.
Для этого ознакомьтесь с текстом учебника, дополнительным материалом и составьте кластер по данной вам теме, она написана в ваших карточках. Работаем в парах. Каждая группа подготовит по кластеру рассказ по данной вам теме. Выполняют задание в тетради – заполняют первый столбик таблицы ЗХУ.
После его проверки заполняют второй столбик.
Готовят рассказ для ответа.
Выполняют письменное задание (составление кластера) в парах. Готовят рассказ для ответа.
Систематизировать знания о неметаллах, о явлении аллотропии и аллотропных модификациях. Личностные – осознание учебной цели (смыслообразование). Метапредметные (познавательные) – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, смысловое чтение как осмысление цели; определение основной и второстепенной информации;
(регулятивные) – планирование;
(коммуникативные) – учитывать позицию собеседника, умение слушать и слышать собеседника, вести диалог.
5.Контрольно- оценочный этап (применение и закрепление знаний) (7-10 мин).
Цель: организовать применение новых знаний, выполнение самостоятельной работы, самопроверку. А сейчас давайте выполним с вами задание для проверки усвоенного материала.
Вам на карточках предлагается заполнить таблицу «Аллотропия кислорода». Первый вариант - заполняет первый столбик – кислород. Второй вариант – озон. На выполнение работы вам 5-7 мин.
Поменяйтесь тетрадями, давайте проверим работу.
(взаимопроверка – слайд с ответами – слайд с критериями оценивания – выставление отметок друг другу).
А теперь вернемся к началу урока, к нашей таблице. Заполним с вами последний столбик – «узнал».
Проверим. Зачитайте то, что вы записали в данный столбик. Выполняют в карточках задание для самостоятельной работы.
После выполнения проверяют его в парах, выставляют отметки друг другу.
По изученному материалу заполняют последний столбик таблицы – «Узнал».
Озвучивают выполненное задание. Закрепить знания о неметаллах, их физических свойствах, агрегатном состоянии, о аллотропных модификациях, аллотропии. Личностные – рефлексивное отношение к учению, осознание учебной цели.Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний, анализ;
(регулятивные) – контроль, оценка.
6.Домашнее задание (3 мин). Цель: организовать выполнение домашнего задания. Отметки за самостоятельную работу выставляются в журнал. А вы запишите домашнее задание.
(озвучивает то, что написано на слайде, поясняя, где это нужно).
Домашнее задание – дифференцированное. Слушают и записывают домашнее задание в дневники и тетради. Личностные – смыслообразование (личностный смысл учения).
Метапредметные (коммуникативные) – правильное и умелое пользование речью (по выполнению домашнего задания).7.Рефлексивно-оценочный этап (3 мин).
Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию собственной учебной деятельности. Возьмите листочки, где написано РЕФЛЕКСИЯ, подпишите их и закончите предложения.
Рефлексия:
1.Я удивился (лась) . . .
2.Теперь я умею . . .
3.На уроке мне было . . .
4. Сегодня на уроке я работал на . . (поставь себе отметку).
Отвечают на вопросы в карточке «Рефлексия». Закрепление знаний по теме «Простые вещества – неметаллы». Личностные – смыслообразование (рефлексивное отношение к учению).
Метапредметные (познавательные) – структурирование знаний;
(коммуникативные) – владение монологической речью, умение строить рассуждения;
(регулятивные) – оценка деятельности.
8.Подведение уроков (2 мин).
Цель: организовать оценивание работы учащихся. Выставление отметок.
Личностные – формирование адекватной самооценки.Метапредметные (коммуникативные) – умение слушать.
КАРТОЧКА «АЛЛОТРОПИЯ КИСЛОРОДА»
Признаки Кислород Озон
Молекулярная формула Относительная молекулярная масса Агрегатное состояние Цвет Запах Растворимость в воде Биологическое значение