Урок по химии в 8 классе на тему Простые вещества — неметаллы


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Кичесова Мария Федоровна

Район
Сеченовский район

Место работы
МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школа

Должность
Учитель химии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет
Химия

Класс
8 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс
О.С. Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику.
О.С. Габриелян, Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс.
О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»
О.С. Габриелян, А.В.Купцова тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс»

Тема учебного занятия
Урок открытия новых знаний и первичного закрепления, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации.


Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Простые вещества – неметаллы


Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Изучаемая глава «Простые вещества»
Простые вещества – металлы.
Простые вещества – неметаллы.
Количество вещества
Молярный объем газов.
Урок-упражнение. Решение задач по теме «Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».
Контрольная работа по теме «Простые вещества».

Учебная задача

Создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся: определять положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, получат знания о неметаллах, их строении, физических свойствах, химической связи, понятии «аллотропии».

Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебнику и рабочей тетради, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; осуществлять логические рассуждения, делать выводы, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся сформируют ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
сформируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
адекватную позитивную самооценку.

Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
- имеют опыт работы с различными источниками информации;
- знают формы существования химического элемента, виды агрегатных состояний веществ, виды химической связи и механизм их образования, физические свойства металлов, расположение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- могут определять положение химического элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, определить вид химической связи и написать механизм ее образования;
- могут сравнивать физические свойства веществ;
- обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;
- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);
- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;
- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности.





Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат


- заполнение таблиц в рабочей тетради
- фронтальная работа в эвристической беседе
- выполнение тестовых заданий
- выполнение проблемно-поисковых задач
- заполнение таблиц в рабочей тетради

- работа в инструктивной карте
- участие в дискуссии

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку
Систематизировать, анализировать учебный материал
Применять полученные знания в жизни.
Проводить поиск информации, составлять логически выстроенный рассказ, формулировать и обосновывать заключение, выводы.























Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы


1. О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
2. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
3. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс
4. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»
О.С. Габриелян,

Л.Ю.Аликберова. Полезная химия: задачи и истории. М., Дрофа, 2005г.


Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Федеральный центр инормационно-образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Физические свойства галогенов и их получение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, интерактивная доска


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)











1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Подготовка учащихся к учебной деятельности
Фасилитационный подход
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)
Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем
Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), наглядные (презентация)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (выполнение заданий, заполнение инструктивной карты)
По характеру управления учебной работы: самостоятельная работа (выполнение задания)
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале
Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный
По характеру управления учебной работы: самостоятельная работа
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности
Наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического значения полученных знаний.

















2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
1.Организационный этап – 2 мин.
2.Целеполагание – 1 мин.
3. Актуализация знаний – 5 мин.
4. Введение новых знаний – 28 мин.
5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся – 7 мин.
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 2 мин.
Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа), наглядные (презентация)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с инструктивной картой)
По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности.
Методы контроля и самоконтроля: письменный самоконтроль
У подростков продолжают развиваться различные виды мышления:
Теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний, применение логических операций)
Наглядно-образное (использование материализированных образов объектов)
Словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки)


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (презентация, демонстрация ЭОР), практические (заполнение таблицы)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой)
По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя
Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха
В подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности:
Деятельность, связанная с формированием мировоззрения
Деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий)
По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивные (тест)
По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа
Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль)
Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем к выполнению заданий.

Контекстное обучение, компетентностный подход, тестовый контроль
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости




3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий)
ђ°Метода контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе выполнения заданий.


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)
По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения
Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся.
Для учащихся среднего звена характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)



Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Учащиеся готовятся к учебной деятельности


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
На столе инструктивная карта. Прочитайте стихотворение и запишите химические знаки упомянутых в нем элементов. 
Слайд 1 (Открываю «шторку» на презентации –проверяем)
Читают стихотворение, записывают знаки, затем проверяют по слайду презентации. Один ученик пишет знаки на доске (Функция «перо»)
Cu, Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg


1.3. Создание проблемной ситуации
Задание классу: исключите лишний химический элемент. Почему?
В процессе беседы отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Сера, это неметалл.







2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
1. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Запишите тему урока. Слайд 2. Для урока нам нужны: учебник, тетрадь на печатной основе, инструктивная карта. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс на полях тетради и в инструктивной карте, если верно, минус - если нет.

2. На слайде 3 вы видите ключевые слова. Составьте рассказ из этих слов. Предположите, о чем пойдет речь на уроке? Работаем в парах.

3. Итак, какова цель нашего урока?
1.Записывают тему урока в тетрадь.







2. Ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый; аллотропия.
Используя имеющиеся знания, учащиеся составляют рассказ в парах, затем озвучивают его.
3.Формулируют цель урока, готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. (что такое неметаллы, физические свойства, аллотропия).


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
1. Прочитайте задание 2 в инструктивной карте «Верные – неверные утверждения». Поставьте плюс, если согласны, минус, если нет. Работа в парах. В конце урока мы вернемся к ключевым словам и утверждениям.
2. А сейчас вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся. В инструктивной карте в задании 3 допишите предложения. Слайд 4. Сверьте результаты с экраном. Поставьте плюс на полях карты, если правильно. (Открываю «шторки» на презентации – проверяем)
1.Выполняют задание 2.





2.Ученики дописывают предложения.

Сверяют ответы. Ставят плюс, если правильно.


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
1.Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 85 учебника.
По мере изучения материала мы будем заполнять таблицу 5 в рабочей тетради, на странице 58. Откройте тетрадь.
2. Первая строка – положение в ПСХЭ.  Из известных 114 хим. элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату, то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний – треугольник и побочные подгруппы – металлы. Заполняем 1 строку. Слайд 5. (функция «перо»)
Знакомство с презентацией № 2 “VIIIA группа” и ответить вопросы:
Какие элементы относятся к инертным газам? Почему молекулы одноатомные? Физические свойства инертных газов при н.у.? Газ, которым заполняют аэростаты? Какие газы используют для заполнения ламп? Где применяется аргон?
3. Вторая строка - особенности строения атомов. Заполнить, прочитать.  Работа в парах.
4. Совместно выполняем задание 2 на стр. 57.



5. Следующая какая строка? Химическая связь в простом веществе. Работа в парах. Заполнить и прочитать. 
6. Выполнить задание 3 на странице 57. Если вызывает затруднения, то прочитать стр.88 первый и третий абзац. Не забывайте ставить плюсы и минусы.

7.А сейчас физкультминутка по офтальмологическому тренажеру. Слайд 6. 

8. Следующая строка – способность к аллотропии. Чтобы ее заполнить угадайте, о каком химическом элементе идет речь? « Внимание! Внимание! Внимание! Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако. Его скрывают под именами - Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фулерен». Что это за элемент?
9. Знакомство с презентацией №3 «Аллотропия», заполнение таблицы №4 на стр. 57-58 в рабочей тетради. (Если время позволит-зад.4 в раб.тетради).

10. Следующая строка – физические свойства неметаллов.
Физические свойства галогенов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Рассмотрите выданную коллекцию. Разделите выданные образцы веществ на металлы и неметаллы.
2. Сравните простые вещества – металлы и неметаллы по плану:
Агрегатное состояние
Металлический блеск
Электро- и теплопроводность
Пластичность
3. Приготовьте устный отчет о физических свойствах неметаллов, заполните таблицу.
1.Ученики читают определение в учебнике.

Открывают тетрадь на печатной основе.

2. Заполняют 1 строку таблицы.



Знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы, выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.57


3. Заполняют вторую строку. Читают.
4. Работают с электрохимическим рядом электроотрицательности неметаллов, выполняют зад.2 в рабочей тетради.



5. Заполняют третью строку. Читают.


6. Выполняют зад.3 на стр.57 рабочей тетради


7.Проводят физкультминутку.


8. Слушают загадку. Для ответа на вопрос у учащихся имеется определенный минимум исходных знаний из курса химии и географии.







9. Заполняют таблицу №4 на стр.57-58 в рабочей тетради.






10. Знакомятся с ЭОР.


Работают с коллекцией.
Дают устный отчет о физических свойствах простых веществ, заполняют таблицу в рабочей тетради.








2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
1.Итак, таблицу мы с вами заполнили. А сейчас выполните тесты.
Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Соедините плавной линией точки. Если у вас получилась улыбка, то вы сделали все верно. Поднимите руки у кого правильно.
Ученики самостоятельно решают тест.

Выполняют интерактивный тест.

Проверяют тест.


3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
1. Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока? Слайд 7.
2. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое, проверяем правильность поставленных знаков. Подведем итоги. Слайд 8. (функция «шторка»)
1. На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность.
2. Читают утверждения, проверяют правильность поставленных знаков.


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
1. А сейчас самооценка. Закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы).
Комментирование оценок, указание на достижения и недоработки обучающихся.

2.Домашняя работа. Слайд 9. 
1.Дают самооценку своей работе на уроке.


Подведение итогов урока.


2.Записывают домашнюю работу.



Инструктивная карта учащегося
№ п/п
Выполняемое задание
Результат

1.
Запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.


2.
Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет. Работа в парах (2 мин.)
1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов.
2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток.
3. Белый фосфор ядовит.
4. Кислород образует 2 газа: О2 и О3.
5. Инертные газы в реакции не вступают.
6. «Оловянная чума» – заболевание.
7. Для живых организмов особое значение имеет кислород.
8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы.


3.
Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне .электрона.
2. У всех металлов имеется .блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию..,
за исключением
4. Все металлыцвета, за исключением металлов
5. Все металлы проводят.
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у нихсвязи.
7. Определите тип химической связи: Н2, Na, KCl, HCl


4.
Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке.
Сегодня я понял, что
Теперь могу..
Мне захотелось.
Сегодня на уроке я работал на.(поставь себе отметку).



Тест «Простые вещества-неметаллы»
Вариант 1
Тест «Простые вещества-неметаллы»
Вариант 2




Простое вещество – неметалл:
А) сера; Б) железо; В) свинец
2. Самый сильный неметалл в Периодической системе:
А) кислород; Б) фтор; В) водород;
3. Является жидкостью при обычных условиях:
А) хлор; Б) йод; В) бром;
4. Аллотропная модификация углерода. А) озон ; Б ) графит; В ) азот
5. Число электронов на внешнем уровне неметалла:
А) 5 – 8; Б) 1 – 2; В) 2 - 3;



1. К неметаллам относится:
А) хлор ; Б) кальций; В) калий ;
2. Число электронов на внешнем уровне неметалла:
А) 1 – 2; Б) 5 - 8 ; В) 2 - 3;
3. Аллотропная модификация кислорода. А) азот; Б) графит; В) озон.
4. Твердый неметалл А) кислород; Б ) углерод; В ) водород
5. Самый электротрицательный неметалл в ПСХЭ:
А) фтор; В) водород; Г) гелий.











ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



ъђ Заголовок 2Лђ Заголовок 5 Заголовок 715