Шишлянникова Л.П. Обобщающий урок по химии Путешествие в мир веществ. по теме «Неметаллы» 9-й класс


Обобщающий урок по химии "Путешествие в мир веществ".
по теме «Неметаллы»
9-й класс
Шишлянникова Людмила Петровна
Разделы: ХимияТип урока: обобщение знаний и умений.
Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.
Сюжет, роли и композиция.
Урок превращается в водное путешествие по Миру веществ. Оно совершается по следующему маршруту: Рифы Формул — море Звука - бухта Распределения - река Превращений - поток Уравнений.
Цель урока: Обобщить в игровой форме знания о неметаллах и их соединениях, классификации, свойствах и превращениях.
Задачи урока:
Образовательные:
отработать умения различать химические формулы веществ - неметаллов и их соединений, составлять уравнения реакций;
актуализировать знания о классификации сложных веществ, их химических свойствах;
подтвердить, практически и графически выразить генетическую связь различных классов веществ;
Развивающие:
содействовать формированию представления о причинно - следственных связях явлений, наблюдательности; развивать умение выделять главное, существенное; сравнивать, обобщать, то есть логически мыслить;
способствовать обогащению словарного запаса;
Воспитательные
создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок;
реализовать межпредметные связи (химия, биология, география).
Методы:
объяснительно-иллюстративный,частично-поисковый.
Методические приемы:
работа с карточками химических формул, чтение вслух
формул и названий веществ, демонстрационный химический эксперимент, самостоятельная работа по составлению химических уравнений, работа в путевых дневниках.
Оснащение: магнитные доски, карточки с формулами веществ, штурвал, этапыпутешествия, таблицы: « Крестики — нолики», таблица «Минералы, встречающиеся в Хакасии», кроссворд.
Оборудование и реактивы: три колбы, железная ложечка для сжигания веществ, красный фосфор, спиртовка, спички, лакмус нейтральный фиолетовый, раствор гидроксида натрия, пипетка, раствор азотной кислоты, раствор нитрата серебра, стаканчик с водой.Этапы урока
I. Орг. момент.
Основная часть «Путешествие в мир веществ».
1. Вступление.
2. Кроссворд.
3. Рифы Формул.
4. Море Звука.
5. Бухта Распределения
РРаспределенияРаспределения.
6. Река Превращений.
7. Поток уравнений.
8. Обобщение.
Итог урока.
Орг. момент.
Здравствуйте:
Известно: химия – наука
О веществах, о веществах.
Прощай, губительная скука,
Займемся химией в стихах!
Цвет, запах, твердость, растворимость,
Все вместе - свойства вещества.
Но есть еще необходимость
Знать суть веществ и их родства.
Химические элементы...
Они основа вещества
Весь мир из них, на сто процентов,
Вплоть до живого существа.
Основная часть «Путешествие в мир веществ».
Капитан: Любой человек, не взирая, на возраст, любит путешествовать! Вот и вас я приглашаю совершить «Путешествие в Мир веществ» по теме «Химия неметаллов». Нам предстоит проделать большую работу:
а) вспомним формулы и свойства веществ - неметаллов и их соединений через встречи с Рифами Формул, Морем Звука; в бухте Распределения составим классификацию сложных веществ.
б) подтвердим практически и графически выразим генетическую связь различных классов веществ на реке Превращений и потоке Уравнений.
Для этого давайте представим, что это водный маршрут, мы сели на корабль. Вы - пассажиры, я - капитан, а еще у нас будет штурман - мой помощник. Он будет стоять у штурвала, и указывать маршрут нашего следования. У вас на столах у каждого лежат «путевые дневники». В них вы будите отмечать маршрут нашего следования.
Штурман: Капитан! Как же называется наш корабль?
Капитан: Но вот беда, я забыла название. Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашегокорабля. (Кроссворд записан на доске). К доске вызываются по желанию один за другим девять человек, каждый из которых записывает ответ на вопрос.
2 5 3 1 4 7 8 6 10 9
Вопросы:
1 .Он то алмаз, а то графит, то сажа, кокс, то антрацит.
2.Одно нам хорошо известно:
Газообразный...
Которым, дышат, скажем честно,
И человек и бегемот.
Единственный жидкий неметалл бурого цвета.
Этот элемент - неотъемлемая часть живых организмов, но своим греческим названием он отрицает жизнь.
Он образует самый распространенный минерал, разновидности которого известны как горный Хрусталь, опал, агат, аметист, сердолик и др., а от одной из разновидностей, с помощью, которой в далекие времена добывали огонь, этот элемент и получил свое русское название.
Из него на 65% состоят гормоны щитовидной железы, которые отвечают за обмен веществ в организме, регулируют деятельность мозга и нервной системы.
Им богата морская капуста - ламинария.
Этот «светоносен» получил в 1669г алхимик Бранд, занимавшийся поисками «философского камня».
История его открытия - настоящий триллер! Первые ученые - химики поплатились здоровьем, а некоторые даже жизнью за неумение оградить себя от его агрессивного действия. Не случайно его греческое название означает «разрушающий». И вместе с тем при дефиците его ионов в питьевой воде наши зубы подвержены кариесу.
Самый легкий газ?
Как называется наш корабль?
Итак, мы отправляемся в путь на корабле «Ломоносов». Кто этот человек? Почему наш корабль носит его имя?
Обратите внимание на вещества, которые мы встретили в кроссворде, к какой группе веществ можно отнести большинство из них? (неметаллы)
Штурман: Капитан! Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул (на штурвале рифы Формул)
Капитан: Сообщение принято. Отметим в путевых дневниках:
1. Рифы Формул. Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше.
Вы, конечно, умеете играть в «крестики и нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах (в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ и укажите признак).

BaS04
NH3 CO2
h2so4
NaCln2
SO3 P2O5
Na2S04*10H20
СаС03
H2Si03 CO2
Ca5F(P04)3
n2 CO
CaS04*2H20
nh4no3 NO
Вы правильно выполнили задание, но можно еще соединить линией формулы
веществ:
BaS04- NaCl- Na2S04* 10 Н20 и
б) СаС03- Ca5F(P04)3-CaS04*2H20,
так как это минералы, широко распространенные в Хакасии, и используемые в качестве химического сырья и строительных материалов.
Штурман: На горизонте море Звука (на штурвале новый сектор - море Звука).
Капитан: Под цифрой 2 в путевых дневниках - море Звука. Вы слышали когда- нибудь, как шумит море. Громко, ритмично и мелодично. Сейчас представим что вы - волны, а я дирижер волн и направляю вам шум. Сначала громко и четко по взмаху моей руки мы будем все вместе читать формулы, а потом называть вещества.
(Идёт отработка речевых навыков по формулам на каточках).
(S, С02,H2S04, Na2Si03, N2, NH4OH, N205, H2Si03, Si02, BaS04, K2C03, HN03)
Капитан (обращаясь к штурману): Штурман! Море взволновалось. Не настиг бы нас шторм. Взять курс в тихую бухту!
Штурман. Есть держать курс в бухту. На горизонте - бухта Распределения (на штурвале новый сектор - бухта Распределения)!
Капитан: Не забывайте про путевые дневники. Сделайте третью запись - бухта Распределения. На любом распределительном пункте что-то делят, подразделяют, классифицируют. Вот и мы с вами сможем продолжать наше путешествие только после того, как проведем классификацию карточек с формулами по четырем классам неорганических веществ. Приглашаю к магнитной доске главного диспетчера. Один из учащихся распределяет вещества по четырем классам: оксиды, гидроксиды, кислоты, соли - и дает необходимые комментарии.
(CO2, SO3, P2O5, KOH, Ca(OH)2, NaOH, HNO3, HCl, H2SO4, BaCl2, Li2SO4, KNO2).
Штурман. Корабль держит курс к реке. Превращений (на штурвал сектор - река Превращений). Прошу пассажиров сделать пометку в путевых дневниках: река Превращений.
Капитан. Сейчас я покажу вам серию химических опытов. Вам предстоит:
дать полный комментарий к тому, что вы увидите и услышите из моего краткого пояснения;
записать цепочку наблюдаемых превращений;
вспомнить, что доказывает любая цепочка превращений веществ.
Учитель проводит демонстрационные опыты и поясняет их.
Сжигание красного фосфора в бутылке.
Смешивание продукта горения с водой.
Взаимодействие полученного раствора с лакмусом.
Действие гидроксида натрия (по каплям) на полученную смесь (наблюдение за цветом лакмуса).
Добавление нитрата серебра к продукту.
Добавлние азотной кислоты (по каплям) и испытание конечного продукта лакмусом.
В реке Превращений вы смотрите явления!
Пусть эти Превращения дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю.
Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!
Добавлю натрия гидроксид - цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получила фосфат серебра, цветом - лимонная кожура.
Растворю осадок желтый добавлением кислоты азотной...
И в дневниках превращения эти вы запишите, милые дети!
В это время учащиеся составляют цепочку химических превращений, увиденных на реке Превращений. Один из пассажиров предлагает свой вариант рассуждений. Учитель открывает на доске фрагмент, на котором записана вся цепочка превращений:
P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4
Вспомните, что доказывает цепочка превращений веществ?
Река ПРЕВРАЩЕНИЙ:
Капитан: Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам отметить его в путевых дневниках.
Штурман: последний пункт маршрута - поток Уравнений.
Капитан: Пассажирам самостоятельно написать поток Уравнений реакций в путевых дневниках на основе увиденного на реке Превращений.
Идет самостоятельная работа. Учащиеся, выполнившие задания, первыми приглашаются к доске. Учитель проверяет и с целью организации самоанализа и самоконтроля раскрывает зашторенную часть доски:
Уважаемые пассажиры, наше « Путешествие в Мир веществ» по маршруту: рифы Формул - море Звука - бухта Распределения - река Превращений - поток Уравнений — подошло к концу.Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявляли себя в неожиданных ситуациях.
ИТОГ УРОКА:
- Какие выводы по теме урока мы можем сделать?
Вспомнили формулы и свойства веществ - неметаллов и их соединений, классификацию сложных веществ, генетическую связь различных классов веществ.
Что нового для себя узнали?
Важна ли эта тема лично для вас?
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
Своей мысли, а не одной памяти.
Л.H. Толстой.
А в заключение напомню вам, что все настоящие путешественники после экспедиции берут в руки свои путевые дневники и, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и вам я предлагаю написать отзывы об уроке. Чем он был полезен?
Оценки с комментариями.
Благодарю за работу!