Открытый урок по химии: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения»

19.02.2016г. 9 класс
Учитель: Яцина Виктория Сергеевна
Открытый урок по химии
в 9 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы и их соединения».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач.

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Сундук с загадками», три мини лаборатории, три пронумерованные пробирки, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария.
Ход урока.
Методич. приемы.

I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды.
Деление класса на две команды.
Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
III. Конкурс «Домашнее задание»
1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр.

IV. Игра «Брейн-ринг»
Сегодня мы будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки
Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».
За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.
Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви).
В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий )
Самый используемый металл в мире? (Железо)
Самый легкий металл? (Литий)
Какой самый тяжелый металл? (Осмий)
Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно)
Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия и аммония).
Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет)

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу).
1)Сu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu

Для 1 указать переход электронов
Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.
2) Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaCl2
Для 1 указать переход электронов
Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов. ( 3 балла).
Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:
1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг
16 кг х кг
Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
1 к/моль 2к/моль
160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.
Ответ: 5,4 кг.
2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) =8,42*0,95= 8 кг
8кг х
Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
160кг 2*56 х=8*2*56/160=5,6кг
Ответ: 5,6 кг.
Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку.
«Сундук с загадками»
Я – металл серебристый и легкий  Я зовусь “ самолетный металл”  И покрыт я оксидною пленкой,  Чтоб меня кислород не достал.  ( Алюминий)
Среди металлов самый славный, Важнейший древний элемент, В тяжелой индустрии главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, А сплав его течет рекой  Важнее нет его в металлургии, Он нужен всей стране родной. ( Железо)
Живет обычно в керосине И бегает он по воде, В природе, в комнате – отныне Свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: Желтеет пламя от него. И получить из соли можно,  Как Дэви получил его. (Натрий)
Если его соединения В воде бывают иногда, Не вызывает то сомненья, Что это жесткая вода. В Финляндии и на Урале Цветные карбонаты есть И белоснежные в кристалле. Таким в дворцах почет и честь. (Кальций)
Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем. Манил к себе людей веками. Алхимик жил мечтой о нём. Но как кумир отвергнут нами, И блеск его нас не манит. Ведь хорошо мы знаем с вами: Не все то ценно, что блестит. (Золото)
Металл в солях – опора многих, А нас без него не носили бы ноги. (Кальций)
Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот и белый, и легкий  В двенадцатой клетке стоит. (Магний

Давно известно человеку: Она тягуча и красна, Ещё по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она С горячей серной кислотой Дает нам синий купорос. (Медь)
Проверка решений задачи на доске капитанов.

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».
Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в №1 – хлорид бария, в №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия ).

IV. Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.
V. Домашнее задание:
Повторить главу «Металлы» к контрольной работе.


2 мин.





1-2 мин.





4 мин.




30 мин.








Устно с места команды отвечают на вопросы





















Выбирают карточки с заданием.



По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.
(Выбирают карточку)










Команды угадывают металл


























































Команды выполняют опыты по распознава-
нию в-в.


3 мин.
1 мин.