Рабочая программа кружка Наши руки не для скуки


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Наши руки не для скуки» составлена на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н
Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои психологические особенности. Наиболее значимыми мотивами для них являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
У детей с ограниченными возможностями здоровья существуют следующие специфические особенности:
-неустойчивое внимание;
-фрагментарное, поверхностное восприятие, малый объем памяти;
- пониженная работоспособность;
-общее недоразвитие речи;
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
Работа в кружке «Наши руки не для скуки»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей. Поэтому, при составлении тематического плана были предусмотрены возможности и потребности в коррекционной работе каждого учащегося.
Занятия в кружке обеспечивают возможность для исправления недостатков детей. Коррекционная направленность занятий – обязательное условие процесса.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Работа в кружке поможет развить, прежде всего, творческие интересы и способности младших школьников. У таких детей повышается любознательность, появляется стремление к познанию нового и усвоению новой информации и новых способов действия, развивается ассоциативное мышление; настойчивость, целеустремленность. Работа в кружке воспитывает трудолюбие, что способствует формированию волевых черт характера.
Цель кружка: создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников, обучение учащихся создавать поделки из разного вида материалов; повышение уровня развития связной речи и коммуникативной компетентности.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках труда, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-  способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
-формирование интереса к творческой деятельности;
-развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов;
Воспитывающие:
-​ воспитывать в детях любовь к искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой и досуговой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами,с педагогом);
- воспитание ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 2 часа в неделю. 34 учебные недели, 68 часов в год.
Результаты освоения кружка “Наши руки не для скуки”
Знать:
правила техники безопасности;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами; правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- виды материалов;
-  последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Содержание программы
Художественное творчество
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Рисование акварелью «Мои летние каникулы». Рисование «Мой край родной». Рисование карандашом «Осенняя природа». Иллюстрирование любимых сказок.
Работа с природным материалом
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Панно «Времена года». Букет «Краски осени». Аппликация из листьев и цветов. Коллективные композиции, индивидуальные панно.
Работа с крупой 
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. «Чудо-дерево». «Ежик». «Пингвин». «Хризантема».
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. «Мозаика из яичной скорлупы ». «Мозаика по мотивам любимой сказки». «Дед Мороз». Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка»
Оригами.
Вводное занятие. Рассказ об искусстве оригами. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Просмотр видео материала по изготовлению простейших фигур из бумаги. «Журвлик». «Лилия». «Самолет». «Оригами на свободную тему». Модульно оригами «Лебедь»
Работа с соленым тестом
Вводное занятие. Ознакомление с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке). Инструктаж по технике безопасности «Медвежонок». «Улитка». «Черепашка»
Работа с гофрированной бумагой
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Инструктаж по технике безопасности. «Цветы». «Букет». Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Поделки из различных материалов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Рисование пластилином. Аппликация из пуговиц. Аппликация из салфеток. Плетение из резиночек. Мартеницы. Ожившие камни. Черепаха. Барельефы из бумаги.
Тематическое планирование
№ п/п Кол-во часов Тема Дата
проведения
1 четверть Художественное творчество 8ч
1-2 2 Вводное занятие. Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Рисование акварелью «Мои летние каникулы» 06.09
3 2 Рисование «Мой край родной» 13.09
4 2 Рисование карандашом «Осенняя природа» 20.09
5 2 Иллюстрирование любимых сказок 27.09
Работа с природным материалом 8ч
6 2 Букет «Краски осени» 04.10
7 2 Панно «Времена года» 11.10
8 2 Аппликация из листьев и цветов. 18.10
9 2 Коллективные композиции, индивидуальные панно. 25.10
2 четверть
Работа с крупой 8ч
10 2 «Чудо-дерево» 08.11
11 2 «Ежик» 15.11
12 2 «Пингвин» 22.11
13 2 «Хризантема» 29.11
Аппликации из скорлупы, фольги, картона 8ч
14 2 «Дед Мороз» 06.12
15 2 «Мозаика из яичной скорлупы » 13.12
16 2 «Мозаика по мотивам любимой сказки» 20.12
17 2 Аппликация из картона и фольги «Золотая рыбка» 27.12
3 четверть
Оригами 10ч
18 2 Рассказ об искусстве оригами. Просмотр видео материала по изготовлению простейших фигур из бумаги. 19 2 «Журвлик» 20 1 «Лилия» 21 1 «Самолет» 22 2 «Оригами на свободную тему» 23 2 Модульно оригами «Лебедь» Работа с соленым тестом 6ч
24 2 Инструктаж по ТБ. «Медвежонок» 25 2 Инструктаж по ТБ. «Улитка» 26 2 Инструктаж по ТБ. «Черепашка» Работа с гофрированной бумагой 6ч
27 2 Инструктаж по ТБ. «Цветы». 28 2 Инструктаж по ТБ. «Букет» 29 2 Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. 4 четверть
Поделки из различных материалов 14ч
30 2 Рисование пластилином. 31 2 Аппликация из пуговиц. 32 2 Аппликация из салфеток. 33 2 Плетение из резиночек34 2 Мартеницы 35 2 Ожившие камни. Черепаха 36 2 Барельефы из бумаги.