Интегрированный урок физики и математики по теме Воспитание гражданской ответственности на уроках физики и математики

Тема урока: Воспитание гражданской ответственности на уроках физики и математики

Цель урока:
формирование у обучающихся гражданско-патриотических чувств на примере жизнедеятельности, гражданской позиции русских ученых физиков и математиков.
Воспитательная цель:
воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы.
Развивающая цель:
развитие аналитического мышления на исторических примерах, развитие интереса к физике, математике и другим предметам.
Материальное обеспечение:
мультимедийное оборудование (слайдовые презентации, записи песен о Великой Отечественной войне, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне (фотоснимки «Катюш», самолетов, танков, кораблей времен Великой Отечественной войны); портреты ученых и конструкторов.
План урока
Организационный момент.
Как вы знаете, нынешний 2015 год для всех нас и для всего нашего народа знаменательный год. Ведь почти миновало 70 лет со времени окончания Великой Отечественной войны, с того дня, когда в каждый наш дом, в каждую семью пришло выстраданное в жесточайших боях с фашизмом счастье победы, счастье Мира. Но сколько бы их ни было позади, в благодарной памяти всех новых поколений навсегда останется беспримерный подвиг солдата, спасшего мир от «коричневой чумы» фашизма.
Готовясь празднованию очередной годовщины Великой Победы, мы сегодня с вами вспомним какой вклад внесли ученые в Победу над фашистскими захватчиками, какими открытиями этих ученых нам надо гордиться. (Слайд 1)Запишем в тетради число и тему нашего урока.
(Слайд 2)Эпиграфом нашего урока возьмем слова Г. Чернышевского «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма»
Представьте себе, что 22 июня 1941 года вы на месте своих прадедов. (Запись голоса Левитана) (Слайд 3). Обратите внимание, что было сказано: Граждане и гражданки, так как же выполняли свой гражданский долг перед Отечеством ученые, наши соотечественники.
Вспомним ещё раз жестокую арифметику той грозной войны: (Слайд 4)
Сложите числа, расположенные по одной из диагоналей, и вы узнаете, сколько дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война

413 218 474 567
569 374 630 979
195 0 256 349
221 26 282 375
(Слайд 5) Война для советских людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, в каждый час погибали 588 человек, каждую минуту -10, каждые шесть секунд уносили одну человеческую жизнь. 26,5 миллионов – такими были наши потери в страшной, самой разрушительной за всю историю человечества войне.
Если бы эти люди могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10 000 км.
Задача (Слайд 6)
На сколько человеческих жизней в среднем сократились бы наши потери, если бы война была короче на 45 минут (длительность нашего урока).
Решение
Т.к. в каждую минуту погибали 10 человек, то за 45 минут погибло бы 45*10=450 человек.
(Слайд 7) 23 июня 1941г.
Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».
Задача (щелчок мыши)
Совещание военного совета началось в 6.50 вечера, а окончилось 9.10 того же вечера. Определить, сколько длилось совещание.
Ответ 2 часа 20 минут
(Слайд 8) С первых дней войны важнейшим государственным делом стало сохранение ученых и научной базы страны.
В более, чем в 45 городов были вывезены в эвакуацию физические, физико-технические, химические научные институты и вузы, президиум Академии наук.
Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага немца-конструктора, который сидит над своими чертежами ... в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним ... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт ... чтобы в день, когда два новых самолета наш и вражеский столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, но и каждый создатель боевой отечественной техники.
(Слайд 9) Были пущены в серийное производство в годы войны новые и модернизированные типы самолетов:
а) истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина;
б) самые легкие и маневренные истребители Второй мировой войны Як-3, созданные в конструкторском бюро А.С.Яковлева в 1943 г., появились на фронтах Великой Отечественной войны в разгар летних сражений этого же года. Як-3- самый легкий истребитель Второй мировой войны. Достоинство Як-3 – сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением;
в) двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина; пикирующий бомбардировщик Ту-2 детище конструкторского бюро А.Н.Туполева.
Советские ученые опередили врага и в создании реактивной авиации.
 Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.
(Слайд 10) Задача
По диаграмме сравните соотношение сил СССР и германских
· войск.




(Слайд 11) Задача
Через какое время истребитель времен Великой Отечественной войны ЯК – 3, имевший скорость 650 км/ч, мог догнать бомбардировщик, находившийся от него на расстоянии 3 км и летевший со скоростью 500 км/ч?
(Слайд 12) Решение






















(Слайд 13) Задача
По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?
Решение
Обозначим х самолетов коэффициент пропорциональности, тогда по условию задачи составим уравнение
30х+126х+97х=759
253х=759
х=759: 253
х=3, т.е. 3 самолета коэффициент пропорциональности
1)30*3=90-разведывательные самолеты
2)126*3=378-бомбардировщики
3)97*3=291-истребители
Ответ:90;378;291
В тяжёлые дни блокады, ученые Ленинграда успешно решали задачи огромной сложности и создали большой астрономический ежегодник на 1943-1945 гг. Это очень важное пособие для авиации, флота, артиллерии учёные выполнили образцово. Об условиях, в которых учёные создавали свой труд, говорит тот факт, что многие из сотрудников, работавших над ним, погибло.
(Слайд 14) Задача.
Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
Ответ 125 г.
(Слайд 15) Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни. Эта дорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые под руководством Павла Павловича Кобеко провели исследования и выяснили причины: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
(Слайд 16) Жестокие бои велись и на Курской дуге.
Задача.
Группировке войск противника к югу от Курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21 сутки. Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту - 300 км. Какова площадь боевого сражения?
Решение
140*300=42000 кв.км
(Слайд 17) А вот еще одно из достижений наших ученых, оказавшее неоценимый вклад в Победу над фашизмом. В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13 калибра 132 мм, а уже 21 июня, за несколько часов до войны, подписано постановление об их серийном производстве.
(Слайд 18)Просмотр видеролик про Катюшу
(Слайд 19) Задача
Установка БМ-13 только за один залп продолжительностью  8-10 секунд выстреливала на позиции врага 16 снарядов М-13, содержавшие по 4,9 кг взрывчатого вещества, что обеспечивало радиус поражения осколками до 30 метров. Вычислите площадь сплошного поражения установкой БМ-13 за один залп. (считаем, что снаряды в одну воронку не падают).
Решение










А сейчас назовем имена некоторых ученных, которые внесли ощутимый вклад, выполняя свой гражданский долг перед Родиной, в дело Победы над фашистской Германией
(Слайд 20) Физики и математики во имя победы в Великой Отечественной войне.
(Слайд 21 ) Заключение
Запомним слова, сказанные Маршалом Жуковым Г.К. « Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнём войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда будет победа за нами». И мы должны гордиться нашими соотечественниками, что они не прогнулись под гнетом фашистов, а выстояли в этой схватке и не только выстояли, но и стали победителями.
Таких примеров о деятельности ученых, научные исследования которых связаны с обороной страны, можно привести очень много.
После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики и математики, самым непосредственным образом исполнили свой гражданский долг помощи фронту.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry