Приемы развития смыслового чтения на уроках русского языка в соответствии с требованием ФГОС (презентация к статье)


Приемы развития смыслового чтения на уроках русского языка в соответствии с требованием ФГОС Портнова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБУ «Школа № 32»г. о. Тольятти Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.К. Д. Ушинский Цель технологии развития критического мышления -состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).Это технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:деятельностный характер образованияличностная ориентация обучениявостребованность результатов образования в жизни, их социализация ЭТАПЫ урока  ЭТАП 1ВЫЗОВликвидация чистого листа  ЭТАП 2 ОСМЫСЛЕНИЕреализация осмысление ЭТАП 3 РЕФЛЕКСИЯразмышление Задача первой фазы урока (вызов) – не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией. Важно, что приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Прием «Верные и неверные утверждения» Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) вернитесь к данным утверждениям и попросите учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. При знакомстве с новой частью речи - причастием:- Причастие - это самостоятельная часть речи.- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.- Причастия могут быть действительными и страдающими.- Действительные причастия могут иметь краткую форму.- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом. Составление «Ассоциативной карты» по заданной теме (список известной информации, например, по теме: «Имя существительное», «Глагол», «Бессоюзное сложное предложение» и др.). Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы. Тема «Глагол» Прием «толстых» и «тонких» вопросов Толстые вопросы Тонкие вопросы Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему Вы думаете ...?Почему Вы считаете ...?В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?Что, если ... ?    Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...? Может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. КРОССВОРД «МОРФЕМИКА» (5 класс)Ключевое слово: Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.Что образует окончание?Как называется беззвучное окончание?Какая часть речи не имеет окончания?Как называется суффикс, стоящий после окончания?Как называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова?Как называется наименьшая значимая часть слова?Как называется значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов?Как называется главная значимая часть слова?Что есть часть изменяемого слова без окончания. КРОССВОРД «МОРФЕМИКА» (5 класс) Прием «Письмо по кругу» Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. Прием «Чтение с остановками » Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Прием «Кластер» Карта мышления.Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы): 2. 1 этап – мозговой штурм (идеи) 2 этап – систематизация, оформление в кластер 3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. 3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера «Имя существительное как часть речи». 5 класс Приём «Корзина» идей, понятий, имён…. Например. Учитель ставит перед детьми проблему:- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парныхсогласных по глухости-звонкости на конце слова?(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)- Обмен информацией в группах.- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)- Какое слово может быть лишним? Почему?мороз-снег-снежки-холод-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам? Прием «Инсерт» Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Прием составления маркировочной таблицы Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Знаю Хочу узнать Узнал Приемы на III этапе - этапе рефлексии: Письмо по кругу; Кроссворды; Закончи предложение; Написание синквейна, Тесты. Прием «Синквейн» При изучении темы «Причастие»:ПричастиеСтрадательное, действительноеСогласуется, склоняется, образует причастный оборотПризнаки глагола и прилагательногоЧасть речи При изучении темы «Публицистический стиль речи»:РепортажОбщественный, актуальныйВоздействует, влияет, побуждаетЭмоциональная оценка событияПублицистический стиль Несколько напутствий: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития! Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его собственными успехами. Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.Больше всего дети утомляются в бездействии. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!