Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой


Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой)Подготовили: учителя КОУ «Шербакульская школа-интернат»Ковалик М.Н., Щербакова Н.В.2014 год Актуальность:В ситуации электронной записи в школы и отсутствия собеседования или тестирования при приеме в школу возникает необходимость именно специалистам самого образовательного учреждения проводить определенные мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в особых образовательных условиях получения образования — детей с выраженными трудностями овладения школьной программы ввиду наличия самых разнообразных особенностей развития: от определенных интеллектуальных дефицитов — до выраженных поведенческих и эмоциональных проявлений, не позволяющих этим детям наравне с другими детьми овладевать программным материалом.Подобный процесс должен обладать определенной эффективностью и пройти как можно быстрее, чтобы специалисты сопровождения и педагоги смогли, адекватно оценив особенности ребенка, разработать индивидуальный образовательный маршрут и создать для ребенка специальные условия образования. Процесс выявления детей (которые впоследствии при согласии родителей пройдут обследование на психолого-медико-педагогической комиссии и получат статус «включаемого», инклюзивного ребенка) является одним из этапов деятельности школьного консилиума и одной из первых технологий психолого-педагогического сопровождения. Описание технологии:процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях и индивидуальном образовательном маршруте, можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения (не ранее третьей недели школьного обучения);ведущими специалистами на этом моменте диагностического этапа сопровождения является педагог класса (на начальной ступени образования — учитель начальных классов, для средней школы — классный руководитель) и психолог школьного консилиума;в качестве инструмента обследования используется «Анкета оценки особенностей развития ребенка школьного возраста» С.В. Алёхина, М.М.Семаго. Описание технологии:Процесс диагностирования осуществляют параллельно педагог класса и психолог школы.В качестве первичной обработки предусмотрено суммирование по каждому из четырех суждений Анкеты для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей.Нормативными являются показатели менее 30-32 баллов.Ребенка, демонстрирующего в ситуации его присутствия в образовательном учреждении, по мнению педагога, негативные проявления (по анализируемым показателям) суммарно более чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования и «запуска» комплексного психолого-педагогического сопровождения. Условия, которые следует соблюдать:Чтобы минимизировать субъективность оценки педагогом тех же самых параметров, а также оценить поведенческие проявления и особенности учебной деятельности в различных ситуациях вторым специалистом, задействованным на этом этапе является педагог-психологНаблюдения психолога должно быть организовано как на уроках, так и во внеурочной деятельности по договорённости с учителем и воспитателемНаблюдение должно происходить «незаметно» для детей, для того, чтобы ребята вели себя как можно естественнее Условия, которые следует соблюдать:«Неодноразовость» наблюдений и наличие разных учебных (жизненных) ситуаций:• Начало учебного дня: 1-й, 2-ой уроки. При этом важно, чтобы психолог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка включения различных видов активности;• Конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки;• Начало недели (четверти);• Конец недели (четверти);• Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна);• Начало учебного дня, 1-й, 2-ой уроки — контрольная или самостоятельная работа;• Конец учебного дня, 4-й, 5-й уроки — контрольная или самостоятельная работа;• Репетиция какого-либо действия;• Сам праздник или какое-либо выступление;• Свободное поведение детей на перемене;• Дети в столовой.• Дети во время прогулки. Результат использования технологии:Вместе с педагогическим анкетированием наблюдение психологадаст возможность получить «стереоскопическую» оценку особенностей каждого ребенка. В ситуации такой совместной деятельности возможны три итоговые оценки.1. Мнения педагога и психолога совпадают: оцениваемый ребенок не нуждается в создании специальных условий образования.2. Мнения педагога и психолога совпадают: ребенок демонстрируетзначительные трудности и, поэтому скорее всего нуждается в создании специальных условий образования и разработке индивидуального образовательного маршрута.3. Мнения педагога и психолога расходятся: один специалист считает,что ребенок при его оценке показывает выраженные трудности обучения и адаптации в образовательном учреждении, другой — сомневается в необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута и специальных условий его реализации. Результат использования технологии:Последние две ситуации должны «запустить», в свою очередь, следующий «шаг» диагностического этапа психолого-педагогического сопровождения — углубленную оценку выделенных детей всеми специалистами ПМПк, в том числе и психологом. Одновременно этот «шаг» является и одним из этапов непосредственной деятельности школьного ПМПК. Выводы:Основной задачей технологии следует рассматривать выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, то есть выделение детей (пока еще) группы риска по необходимости создания для них специальных образовательных условий.При этом следует четко понимать, что выявление причин и механизмов выделенных в процессе наблюдения проблем (особенностей развития) — это уже задача следующего «шага» на диагностическом этапе сопровождения — углубленного обследования, психологом или каким-либо другим специалистом ПМПк (логопедом, дефектологом и т. п.). Использованная литература:Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.