Виды чтения. Упражнения для обучения различным видам чтения


Виды чтенияПодготовила:учитель русского языка и литературыФехми К.М.Магнитогорск, 2016г Виды чтения по участию психических процессовРациональное чтение (ознакомительное, просмотровое, аналитическое)Эмоциональное чтение — это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст Виды чтения по целямФункциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. В нем применяют приемы сканирования и аналитического чтения (в различных сочетаниях)Эстетическое чтение предполагает глубокое понимание и переживание художественного текста. При таком чтении используют приемы аналитического чтения Виды чтения по степени осмысления информацииРепродуктивное чтение — это первая фаза чтения, когда воспринимают его общий смыслТворческое чтение — это вторая и третья фаза чтения, в которых главная роль отведена интерпретации, оценке и рефлексии Виды чтения по мотивамДосуговое чтение связано с отдыхом, развлечением; в таком чтении воля и память практически не участвуютДеловое чтение связано с учебной деятельностью школьника Виды чтения по скоростиБыстрое чтение — это просмотровое (поисковое) чтениеМедленное чтение — это аналитическое чтение с целью исследования и запоминания Экранное чтение работа с электронными документами, чтение их с экрана монитора. Ознакомительное чтениеПоисковое чтениеИзучающее чтение Ознакомительное чтениеОзнакомительное и поисковое чтение относятся к видам быстрого чтения. Различие между ними заключается в достижении степени полноты и точности понимания. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактический данных, сведений страноведческого характера и т.п. Изучающее чтение предполагает достижение детального/полного (100 %) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации. Многие животные и птицы (возможно, чтобы скрыть свои передвижения от человека!) пользуются звуками, которые мы не слышим. Хорошо известен пример летучих мышей, имеющих ультразвуковой локатор: посылая и ловя отраженные от стен и веток деревьев ультразвуковые волны, летучие мыши легко огибают самые тонкие и мелкие препятствия в кромешной тьме. Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами. Многие слышали о четырехглазых рыбах, но, наверное, менее известно, что, например, у кузнечика уши расположены... на его широко расставленных ногах. Это кажется нам странным, но, вероятно, такое техническое решение наиболее разумно: расположи Природа органы восприятия звука на крохотной головке кузнечика, насколько труднее было бы ему узнавать, с какой стороны приближается опасность! Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения препятствий под водой. Ультразвук очень хорошо очищает поверхность любых кристаллов от мельчайших загрязнений, дробит руду, видит скрытые раковины и дефекты в металлах и сплавах, проникает сквозь ткани человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. Ультразвуку в этом идет навстречу само строение человеческого организма — границы между сосудами и кровью, между опухолью и нормальной тканью по разному отражают ультразвук, позволяя заметить тонкие изменения в структуре и расположении внутренних органов. При этом ультразвук совершенно безвреден для человеческого организма. У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился друг- соперник. Ультразвуковые анализы врач может, если это покажется ему необходимым, делать без всяких последствий для здоровья больного несколько раз в день. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:1. прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;2. расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; (1 группа- слабые ученики)3. выберите правильный ответ из 3 — 4 вариантов;4. найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;5. составьте план текста; 6. найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;7. подчеркните в каждом абзаце 1-2 предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;8. просмотрите текст и озаглавьте его;9. перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;10. составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;11. передайте содержание текста в устной/письменной форме;12. составьте выводы на основе прочитанного;13. назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; (2 группа-сильные ученики)14. укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;15. прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);16. на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему; Расставь по порядкуПриборы, созданные природой.Использование животными и птицами неслышимых звуков.Друг-соперник рентгеновского излучения.Применение ультразвука и инфразвука в наши дни. Назывной план1. Использование животными и птицами неслышимых звуков.2. Приборы, созданные природой.3. Применение ультразвука и инфразвука в наши дни.4. Друг-соперник рентгеновского излучения. Упражнения для обучения изучающему чтению:1. распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;2. назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;3. добавьте факты, не меняя структуру текста;4. найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации;5. составьте аннотацию/реферат;6. поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;7. напишите тезисы по содержанию прочитанного; (2 группа-сильные ученики)8. составьте письменную оценку (рецензию);9. прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами; (1 группа- слабые ученики) Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы ____________________.Например летучие мыши, имеют ультразвуковой локатор: посылая и ловя ультразвуковые ____________, они легко ориентируются в кромешной ______________. Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными ______________. Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное_______________. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения ___________________ под водой. Ультразвук проникает сквозь ______ человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. При этом ультразвук совершенно __________ для человеческого организма. У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился ___________. Препятствий БезвреденТканиДруг- соперникТьмеНе слышимПрименениеПриборамиВолны Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.Например летучие мыши, имеют ультразвуковой локатор: посылая и ловя ультразвуковые волны, они легко ориентируются в кромешной тьме.Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами.Инженеры и изобретатели наших дней нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение. Инфразвук оказался очень удобен для дальней подводной связи, для быстрого обнаружения препятствий под водой. Ультразвук проникает сквозь ткани человеческого тела, помогает получать объемное изображение внутренних органов человека. При этом ультразвук совершенно безвреден для человеческого организма. У всевидящего рентгеновского излучения, которым злоупотреблять нельзя, появился друг- соперник. Тезисный план1. Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.2. Природа часто наделяет свои создания самыми удивительными приборами.3. Инженеры и изобретатели нашли ультразвуку и инфразвуку самое разнообразное применение.4. У рентгеновского излучения появился друг-соперник. Упражнения для обучения поисковому чтению:1. определите тему/проблему текста (статьи);2. прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;3. найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;4. прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);5. найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;6. просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;7. найдите абзацы, посвященные указанной теме;8. найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);9. просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;10. найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;11. разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;12. выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др. Вопросы к тексту1)Какими звуками пользуются многие животные и птицы?2)Какими приборами наделяет свои создания природа?3)Какое применение ультразвуку и инфразвуку нашли инженеры и изобретатели в наши дни?4)Почему ультразвук безвреден для человека?5)Какой друг-соперник появился у рентгеновского излучения? Спасибо за внимание