Презентация по теме «Методические аспекты подготовки выпускников к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ»


Методические аспекты подготовки выпускников гимназии к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускников в ЕГЭ ежегодно увеличиваются. В списке наиболее популярных предметов, предоставляемых для выбора сдачи экзамена в форме ЕГЭ, стоят и общеобразовательные предметы обществознание и история. Подготовка к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) по истории – трудоемкая работа как для учителя, так и для ученика. Намечаю четкий план действий по повторению, обобщению и закреплению изучаемого материала. Стараюсь на уроках истории предельно четко, сжато, но конкретно донести до учащихся особенности изучаемого или повторяемого периода. Начиная подготовку к ЕГЭ, учитываю такие нормативные документы:«Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории» (приказ МО РФ №1236 от 19.05.1998 г.).«Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории» (приказ МО РФ №56 от 30.06.1999 г.).Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). При подготовке к ЕГЭ по истории требуется особая система занятий с учащимися, способствующая как формированию высоких знаний по предмету, так и успешной сдачи единого государственного экзамена. В настоящее время обозначенная проблема является актуальной. Рабочие программы по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования не предусматривают специальных часов на подготовку к ЕГЭ. Нет специальных разработок у авторов учебников. Идеологи ЕГЭ отмечают, что ЕГЭ не требует специальной подготовки и т. д. Но практика показывает, что подготовка нужна. Типы заданий ЕГЭ специфичны, они требуют определенной натренированности. Поэтому учитель вынужден осуществлять подготовку в условиях традиционного программного урока. Возможность такой подготовки осуществляется в рамках текущего повторения. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории имеет ряд особенностей. Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная работа. Во-вторых, экзамен одновременно является выпускным для учащихся 11 классов и вступительным для всех абитуриентов. В-третьих, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С). В соответствии с обязательным минимумом содержания образования и требованиями к уровню подготовки выпускников, в экзаменационную работу включены различные по своей сложности задания, позволяющие проверить усвоение основных элементов содержания на трех уровнях: базовом, повышенном и высоком. Часть 1 (А) – задания базового уровня.Часть 2 (В) – задания повышенного уровня, Часть 3 (С) – задания высокого уровня сложности. В экзаменационной работе проверяются все виды элементов подготовки школьников, названных в образовательных стандартах. Во-первых, это точное знание имён, дат, фактов и т.д.; рассмотрение событий с учётом их хронологической последовательности; соотнесение событий с веком, эпохой; выявление характерных черт локального события, его места и принадлежности к серии однотипных событий; сравнение событий и ситуаций. Во-вторых, в экзаменационной работе проверяются также более сложные элементы подготовки. Они выражаются в способности извлекать информацию из исторических источников; в выборе конкретного материала для описания, анализа, формулирования общих положений; в характере общих суждений и выводов при анализе материала; в раскрытии различных подходов к оценке исторических событий и личностей, предпочтение тех или иных версий и концепций истории. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по истории, особенно сложной части «С», на уроках истории работаю поэтапно:Учу приобретать знания по истории. Работаю над устной речью учащихся. Учу готовить презентации, сообщения. Учу вести записи исторического материала. Формирую умение анализировать исторический материал.Отрабатываю навык изучения исторических событий, явлений, процессов. Подготовку учащихся к выпускному экзамену (в форме ЕГЭ) веду на занятиях постепенно, целенаправленно с 10 по 11 класс. Проходя по этапам курса истории России с древнейших времён до настоящего времени, стараюсь обращать внимание на основные моменты истории России по периодам правления государственных деятелей, возглавлявших государство (перечисляются основные моменты деятельности исторической личности по кругу, согласно плану). На уроках истории в 10-11 классах много работаем с текстами, учимся находить в документах суть вопросов по ключевым фразам, высказываниям, фамилиям, датам. Перед учениками ставится задача внимательно читать вопросы к тексту, вспоминать события, указанные в заголовке документа и, последовательно находя информацию в тексте, предельно четко отвечать на вопросы. Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением истории. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ. Одним из направлений в решении этой проблемы является организация текущего повторения. Для успешной подготовки к ЕГЭ по истории необходимо: применять задания КИМов на уроках; задания ЕГЭ в различных формах текущего повторения. Задания части 3 (части С) позволяют проверить практически все элементы подготовки, в том числе: умение работать с историческими источниками, умение анализировать и обобщать исторический материал, применять оценочные знания и умения. Самое главное, что она дает возможность выявить уровень индивидуальной подготовки, дифференцировать выпускников, выявить тех, кто с полным основанием может конкурировать с другими абитуриентами при поступлении в вузы. Хороший уровень знаний и умений выпускников по истории может быть обеспечен при условии, что системно-деятельностный подход станет доминирующим, будут применяться методики, соответствующие принципам личностно-ориентированного обучения. Важно уделять внимание таким технологиям, которые непосредственно нацелены на выполнение заданий ЕГЭ:- анализа исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);- источниковедческого анализа (внешняя и внутренняя критика источника);- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к ЕГЭ важно:предусмотреть специальные уроки предэкзаменационного повторения, которые необходимо целенаправленно использовать для актуализации знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания;необходима тщательная проработка фактического материала;выполнение заданий на восстановление соответствия событий и дат, личностей, фактов.