Олимпиада по истории для студентов СПО (1 курс)

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ
I ЭТАП
Максимальное количество баллов – 100.
I уровень. Выберите один правильный ответ в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (10 х 1, максимальный балл – 10):
Вторая мировая война началась:
А. 23 августа 1939 г.
Б. 1 сентября 1939 г.
В. 11 сентября 1939 г.
Г. 22 июня 1941г.
На рубеже XIX – XX вв. в Российской империи сложились новые индустриальные районы:
А. на Дальнем Востоке и Урале
Б. в Донбассе и на Кавказе
В. в Средней Азии и в Крыму
Г. в Туркестане и Сахалине
Борьба между двумя мощными политическими группировками – гоминьданом и Коммунистической партией происходила в:
А. Японии
Б. Турции
В. Корее
Г. Китае
Поводом к началу Первой мировой войны стал конфликт Австро-Венгрии с:
А. Сербией
Б. Болгарией
В. Польшей
Г. Черногорией
План вторжения в СССР во Второй мировой войне и военная операция, осуществляемая в соответствии с этим планом называлась:
А. операция «Динамо»
Б. операция «Багратион»
В. операция «Катапульта»
Г. операция «Барбаросса»
Император Николай II отрекся от престола в пользу:
А. сына Алексея
Б. Временного правительства
В. брата Михаила
Г. Государственной Думы
В результате Мюнхенского договора 1938 г. в состав Германии была включена территория:
А. Дании
Б. Австрии
В. Данцигской области (Польша)
Г. Судетской области (Чехословакия)
Второй фронт в Европе был открыт:
А. 30 мая 1942г.
Б. 3 сентября 1943г.
В. 6 июня 1944г.
Г. 4 февраля 1945г.
Что из названного относится к политике «военного коммунизма»?
А. введение демократических свобод для всех категорий населения
Б. введение натурального обмена при отмене свободной торговли
В. национализация крупных предприятий, мелкие и средние находились в частных руках
Г. повсеместное создание колхозов
ООН была создана в:
А. 1945 г.
Б. 1944 г.
В. 1943 г.
Г. 1946 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












II уровень. Выполните задания (максимальный балл – 30 баллов):
2.1. Укажите с историей каких стран связаны указанные ниже события. Обозначьте период, в котором они происходили (5 х 2, максимальный балл 10).

Событие
Страна
Период

1
«Полоса признания»



2
Период «просперити»



3
«Странная война»



4
Стахановское движение



5
Операция «Багратион»




2.2. Укажите события или процессы, которые могут быть логически взаимосвязаны через указанный хронологический ряд (5 х 3, максимальный балл 15).

Даты
Событие, явление, процесс и краткий комментарий к ним

1
1923
1933
1945



2
1914
1915
1918



3
1918
1920
1922



4
1905
1906
1907



5
1939
1943
1945



2.3. Определите, к какой исторической личности может иметь отношение информация, расположенная в таблице (5 х 3, максимальный балл 15).
Информация
Личность
Период

«У Вас был выбор между позором и войной. Вы выбрали позор и поэтому получите войну!»



«НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать»



«Наступило время начать борьбу за Австрию»



«Великая душа»



«Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия!»



III уровень. Дайте определения понятиям и терминам (максимальный балл – 50 баллов):
3.1. Назовите исторический термин в приведенных ниже вариантах, а также дайте развернутое определение понятий, выделите общее и различия одной пары понятий из списка (5 Х 3б., сравнение – 5 б., максимальный балл – 20).
а) _____________________ - (противопоставление, возражение) – партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также, это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.
б) _____________________ - (весь, полный, целый) – одна из форм авторитарного государства, которое характеризуется полным контролем органов власти над всеми сферами жизни общества.

Общее
Различия

Революция



Реформирование



в) Репарации –
г) Гражданская война –
д) Репрессии –
3.2. Определите, с какими историческими событиями или личностями связаны данные изображения. Что Вы о них знаете? (максимальный балл – 30 б.)
13 INCLUD
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
Б
В








ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ
II ЭТАП
I курс
Максимальное количество баллов – 100.
I уровень. Выберите один правильный ответ в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (10 х 1, максимальный балл – 10):
Прочтите отрывок из произведения Э.М. Ремарка и укажите год события, о котором идет речь. «В современной позиционной войне бой требует знаний и опыта, солдат должен разбираться в местности, его ухо должно чутко распознавать звуки, издаваемые снарядами в полете и при разрыве, он должен уметь заранее определять место, где снаряд упадет, знать, на какое расстояние разлетаются осколки и как от них укрыться».
А. 1914 г.
Б. 1915 г.
В. 1942 г.
Г. 1945 г.
С каким понятием связано проведение новой экономической политики?
А. продразверстка
Б. сплошная коллективизация
В. продналог
Г. милитаризация труда
С именем этого человека связано преодоление экономического кризиса в США 1929 – 1932 гг.
А. В. Вильсон
Б. Ф.Д. Рузвельт
В. К. Кулидж
Г. У. Гардинг
Парламент в Германии в I половине ХХ в. назывался:
А. Рейхстаг
Б. Бундесвер
В. Народная Скупщина
Г. Сейм
Назовите класс, который составлял наименьшую часть населения Российской империи в конце XIX- начале ХХ вв.:
А. Наемные рабочие
Б. Крестьяне
В. Помещики
Г. Буржуазия
Cобытие, которое в СССР совпало с установлением фашистской диктатуры в Германии:
А. голод
Б. «военный коммунизм»
В. Покушение на В.И. Ленина
Г. «перестройка»
Прочитайте отрывок из источника и определите, где и когда было принято это решение:
«В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.»
А. В Брестском мирном договоре, 1918г.
Б. В Рапальском договоре, 1922г.
В. В секретном дополнительном протоколе к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзов, 1939 г.
Г. В Акте безоговорочной капитуляции, 1945г.
Закончите мысль: «Коренной перелом в ходе Второй мировой войны ознаменовала.»
А. Битва под Москвой
Б. Курская битва
В. Сталинградская битва
Г. Берлинская битва
Бессарабия и Северная Буковина вошли в состав СССР после:
А. ультиматума Керзона
Б. пакта Молотова - Риббентропа
В. после советского ультиматума Румынии
Г. после советского ультиматума Англии
О каком времени в истории России идет речь в отрывке: «Через некоторое время манифест был отпечатан на машинке. Государь подписал его у себя в отделении Войдя за Государем в салон-вагон, я присутствовал при том тяжелом моменте, когда император Николай II вручил свой манифест »
А. Первая мировая война
Б. Первая русская революция
В. Октябрьская социалистическая революция
Г. Февральская буржуазно-демократическая революция.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10













II уровень. Выполните задания (максимальный балл – 27 баллов):
2.1. Составьте таблицу, объединив в группы и указав, какое явление или событие их объединяет, какой страны касаются приведенные ниже термины, понятия, названия: (12 х 1, максимальный балл – 12 б).
1- фаланга, 2 – поход на Рим, 3 – каудильо, 4 – Б. Муссолини, 5 – дуче, 6 – Ф. Франко, 7 – Большой фашистский совет, 8 – интербригады, 9 – корпоративная система, 10 – гражданская война, 11 – Латеранские соглашения, 12 – кортесы.
2.2. Заполните таблицу: (3 х 1, максимальный балл – 3 б.)
Прошлое название
Современное название

Сталинград


Сталино


Ленинград


2.3. Соотнесите выдающуюся личность и вид его деятельности (10 х 1, максимальный балл – 10 б.)
1) В.Э. Мейерхольд
А) Живопись

2) Г. Форд
Б) Медицина

3) И.П. Павлов
В) Педагогика

4) Ирен и Фредерик Кюри
Г) Литература

5) К. Малевич
Д) Театр

6) А.С. Макаренко
Е) Машиностроение

7) Э.М. Ремарка
Ж) Музыка

8) С. Рахманинов
З) Физика

9) У. Дисней
И) Спорт

10) П. де Кубертен
К) Мультипликация

2.4. К каким историческим событиям имеют отношения следующие изображения? Укажите хронологический период для каждого изображения (1 х 5, максимальный балл – 15 б.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


А
Б
В



2.5. Назовите этих людей. Чем известны эти люди в истории? (1 х 5, максимальный балл – 15 б.).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

А
Б
В


III уровень. Историческое эссе (максимальный балл – 35 б.).
Вам предстоит проработать утверждение. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
Тема эссе.
Согласны ли вы с утверждением, что расстрел царской семьи Романовых в 1918 г. – справедливое наказание за совершенные преступления?