Олимпиада по русскому языку (1 курс СПО, технический профиль)


Примерные задания
олимпиады по русскому языку для студентов 1 курса
(общеобразовательная подготовка, технический профиль, этап домашнего задания)
1. История языка.
1.1. Написание одного из перечисленных ниже слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения. Какое это слово и от какого слова оно исторически происходит? (2 балла)
1) ходьба; 2) косьба; 3)судьба; А) просьба; 5) свадьба.
1.2.Являются ли этимологически родственными слова: природа, народ, урод? Разберите эти слова по составу. (1 б. за разбор, 1 б. комментарий)
2. Морфология. Словообразование.
2.1. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания (2 б.):
А) столовая – стаяБ) портной - геройВ) рыбачий – рабочийГ) лекторий – лисий
2.2. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (1 балл за верный ответ): (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
3. Лексика.
3.1. В одном из сочинений писателя XIX века М.Н. Загоскина читаем: «Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол». Что означает слово «покоем»? (3 балла)
3.2. Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным пословицам (3 б.):
а) когда свинья в желтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
б) жить как петух на откормке (франц.)
в) промокший пудель (немецк.)
3.3. На Руси была профессия коновал, а сегодня это что за специалист? (2 б.)
3.4. Что означают слова: бариста, байер, хостес. Объедините их общим понятием. (4 балла)
3.5.В латинском языке это слово обозначало «сидение». Сейчас — время сдачи экзаменов у студентов. (1 балл)
4. Синтаксис и пунктуация.
4.1. В каких предложениях казалось и кажется являются вводными словами и требуют обособления? Знаки препинания не расставлены. (3 балла)
1. Казалось всё словно застыло.
2. Всё казалось словно застыло.
3. Мне всё кажется что я здесь уже был.
4.  Он кажется тут лишний.
5.  Он тут кажется лишним.
4.2. В  каких предложениях из  перечисленных представлено составное глагольное сказуемое: (2 балла)1) Иван будет работать.  2) Иван хочет работать. 
3) Иван поехал работать. 4) Иван стал учителем.
4.3. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что
автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (2 балла)
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).
4.4. Расставьте знаки препинания в стихотворении Ярослава Смелякова. (5 б.)
История не терпит суесловья
   Трудна ее народная стезя
   Ее страницы залитые кровью
   Нельзя любить бездумною любовью
   И не любить без памяти нельзя
5. Орфография. Раскройте скобки. (5 баллов)
(полу)обморочное состояние, смотрит (с)высока, (маск)халат, читал (по)памяти, (среди)земноморский, (по)тоньше, (торгово)промышленный, (пол)кровати, (в)течение года, получил (с)полна, (миро)любивый.
6*. Из скольких опер состоит тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга»? (2 балла)