Методическая разработка Занимательные математические задачи





«Занимательная математика»




Составила учитель математики
МБОУ СОШ №6
Осипян Софья
Гарегиновна




Георгиевск 2013 год










Одна из наиболее значимых проблем современного математического образования в контексте ФГОС является низкий уровень интереса учащихся к образованию вообще, и к математике, в частности. Для повышения интереса учащихся к математике, учителю необходимо в своей работе применять различные приемы и методы преподавания математики. Однако не нужно забывать о роли внеклассной работы, например о предметной неделе. В рамках Недели математики можно провести КВН, Брейн ринг, Математические марафоны, Час Веселой математики, Конференции различного уровня, Конкурсы математических плакатов, Презентации по исследовательским и творческим работам учащихся.
Хочу предложить Вашему вниманию материал для проведения мероприятия «Час веселой математики» в 6 классе.





№1. ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЕ
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, вам поможет удивительная таблица. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел - и вы получите ответ на заданный вопрос.
Например, вы выбрали числа 218, 569, 349, 282. Их сумма равна 1418. Значит, Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней.

413
218
474
567

569
374
630
979

195
0
256
349

221
26
282
375



№2. ЧЕРЕПАХИ ДОЛГОЖИТЕЛИ
Из животных дольше всех живет черепаха. Саша, ученик 5 класса, составил программу для вычисления продолжительности жизни черепахи. Если вы правильно выполните все команды программы, то узнаете, сколько лет живет черепаха.

№ команды
Шифр команды

1
1-8-10-13

2
4-9-13-14

3
3-7-12-15

4
2-15-14-16

5
1-11-16-17

6
5-00-00-00


№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14
№15
№16
№17

6,56
0,736
4,8
2,464
172,89
4,36







«КОД»: 1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление, 5 – остановка.

Указание. Первая цифра в записи команды – код арифметического действия, три следующих числа – номера ячеек памяти компьютера. Команда 1-8-10-13 означает: Сложит числа из ячеек 8 и 10, сумму записать в ячейке с номером 13».
Черепаха дермохелис прекрасно плавает, ее конечности превращаются в ласты. Из панциря черепахи делают украшения, а мясо идет в пищу. Решите уравнение и узнаете массу черепахи дермохелис: 8х – 3687 = 1117.

№3. ПТИЦЫ - МЕТРОЛОГИ
На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами.
Применяя прием последовательного деления, найдите частные: 450/ 18; 315/15; 420/28; 360/8; 2100/15; 600/25; 425/25, 490/14. Заменив частные буквами, вы прочтете названия птиц – метрологов.





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Фламинго строят гнезда из песка в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы вода не могла их затопить, если засушливым - то более низкими.


№4. ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ?
Объясните, как вы поминаете выражение «Нить Ариадны»?
(Это словосочетание из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею в сражении с чудовищем Минотавром. Минотавр, по мифу, получеловек – полубык. Ариадна дала Тезею клубок ниток, с помощью которых тот после победы над Минотавром сумел благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.)

Составьте произведения по таблицам так, чтобы получилось словосочетание «Нить Ариадны»

35
54
45
40


*
4
5
6
7

6
Т
Т
И
А

7
Н
Н
А
Ы

8
Ь
Ь
Р
А

9
И
Т
И
Ь



42
48
36
56
28
32
49



№5. НЕОБАЧАЙНОЕ ЧИСЛО:
Три, запятая, единица, четыре, единица
Во всем мире символ
·, введенный Эйлером, обозначает отношение длины окружности к длине ее диаметра. И если «пи» на корейском языке обозначает бабочка, то для известной польской поэтессы Виславы Шимборской (по образованию она – математик) число
· в ее болом стихотворении ассоциируется скорее с изящной змейкой космической протяженности.
А чудесная формула

· = 24arctg1/8 +8arctg 1/57 + 4 arctg1/239,
открытая Штермером еще в 1896г., введенная с современные компьютеры, превратила число «пи» в более узнаваемое число в старших классах.
В практических расчетах редко бывает нужно знать более трех цифр числа «пи».Если со времен они забудутся и надо вспомнить, задайте себе вопрос: «ЧТО Я ЗНАЮ О КРУГАХ?»
3, 1 4 1 6
В вопросе скрытно - по числу букв в каждом слове – содержится ответ.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Не исключена пригодность и рифмованной шутки из учебника Магницкого для закрепления в памяти рационального выражения числа «Архимеда»
·
· 22/7.
Легко запоминается и изящное сооружение 5 века до н.э.:
· = 355/113 (Цю – Шунь – Ши). Первые три числа ряда чисел 1, 1, 3, 3, 5, 5 формируют знаменатель, а три последних – числитель. И точность до седьмого десятичного знака.
Проверьте, (с помощью цилиндров и линеек) действительно ли отношение длины окружности к длине ее диаметра всегда получается равным
·3,1416?



21


Л

45



М

24


И

25


Ф

17



Г



СЛОВО

35



О

140


И

15


А

3,

7

6

4

1

5

9

2

5

3

5

8

9

1

3

2

3

8




15