Программа Вокально-театральной студии -Канцонетта


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 777


Согласовано
С Методическим советом
ГБОУ СОШ №777 г. Москвы
Протокол №1
от «29» августа 2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ СОШ №777 г. Москва
_____________ Е.А. Савина
от «29» августа 2014 г.





_____________________________________________________________________________

Рабочая программа

Вокально-театральной студии «Канцонетта»

Срок реализации программы 1 год(2014-2015г.г.)
____________________________________________________________________________






Автор-составитель: Лукащук А.А.
учитель музыки










Москва 2014


Оглавление

I. Пояснительная записка,3.

II.Учебно- тематическое планирование.9.

III. Содержание изучаемого курса.10.

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы..21.

V. Список литературы.21.





































Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить. (...)
Шарль Азнавур


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский музыкальный театр, как определенный вид искусства и дополнительного образования в школе является средством художественно-эстетического развития школьников. Союз музыки и театра, включающий в себя сценографию, костюмы, пластику, свет, постановку, актерскую игру и пение - далеко не полный перечень искусств, объединяющийся для "донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя".
Театр искусство коллективное. В основе учебного процесса – как профессиональное, так и духовное воспитание молодого актера: взаимное уважение, товарищество, расширение общего кругозора и культуры.
Задача педагога, руководителя музыкального детского театра, научить детей художественной выразительности, "театральному" исполнению вокальных партий, музыкально-сценической интерпретации музыки. В этом заключается суть музыкально-постановочной деятельности педагога.
Новизна программы заключается в том, что после обобщения педагогического опыта практиков музыкального детского театра, изучения методики работы по различным направлениям, в данной программе предложена модель учебно-постановочного организма, функционирующего в содружестве педагогов школы и родителей.
Форма театра мюзикла выбрана не случайно. Именно в таком музыкальном коллективе могут заниматься дети, имеющие хорошие вокальные данные, и дети, не обладающие таковыми.
Необходимым условием реализации данной учебной программы является организация школьного театра мюзикла, на базе которого проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей.
В репертуаре могут использоваться мюзиклы, водевили, детские музыкальные сказки, а также рок-оперы, игры-драматизации, зримые песни.
Учебная работа в детском музыкальном театре осуществляется в трех направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.
Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля.

Хоровые занятия представляют собой работу над хоровыми фрагментами партитуры музыкально - сценического произведения, кроме того, они формируют умения и навыки хорового пения : полетный звук, певческое дыхание, интонацию, ритм, дикцию, звуковое туше, использование певческих регистров, певческой форманты и т. д.
Театральное направление представляет собой курс актерского мастерства и сценической речи. Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения " перевоплощаться", " верить " в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать и них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами и пр ).
Занятия сценической речью должны развивать речевой аппарат, вырабатывать классическое произношение гласных звуков, образность и эмоциональную подачу текста, культуру поведения на сцене, дикцию, орфоэпию.
Программа театра мюзикла «Вдохновение» построена на принципах реалистического театра искусства переживания.
Танцевально-пластическое занятия ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа.
Программа модифицированная рассчитана на 36 часов , что составляет 1 час в неделю, срок реализации 3 года обучения, предназначена для детей разного возраста от 7 до 16 лет.
Построение данного курса опиралось на такие принципы, как:
- единство эмоционального и сознательного;
- комплексное воспитание и развитие обучающихся.
Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.

Основная цель программы:
приобщение детей к театральному искусству через развитие вокально-сценической культуры ребенка.

Реализация поставленной цели возможна через решение ряда задач:

1. Образовательные:
- ввести обучающихся в мир художественной культуры;
- научить активному восприятию искусства;
- формировать целостное представление об искусстве;

- формировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
- сформировать навыки творческой деятельности;
- сформировать навыки и умения в области актерского мастерства, музыкальной грамоты, вокально-хорового исполнительства.

2. Воспитательные:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за коллективный труд;
- расширять представления о культуре общения на сцене и в жизни.

3. Развивающие:
- развивать сознательное и эмоциональное восприятие произведений искусства;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей; - создать условия для реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применить на практике полученные знания;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности.

Реализация поставленных задач предполагается через такие виды деятельности, как:
- беседа;
- экскурсии;
- уроки сценической и музыкальной грамоты;
- игровые виды деятельности;
- вокально-хоровая работа;
- восприятие музыки;
- слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
- выразительное чтение;
- создание масок, костюмов, декораций;
- участие в постановке спектаклей.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: литературой, историей, изобразительным искусством
Формы организации учебного процесса,
предполагаемые методы и приемы

Все занятия первой четверти коллективные, сочетают в себе три основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства, игра и хоровое пение.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает художественная игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.
Таким образом, кроме приобретенных новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация:
- хореографическая импровизация; имитация движений; театрализация, импровизация на заданную тему;
- импровизация сопровождения музыкального сопровождения звучащими движениями.
Такой подход позволяет максимально учитывать возрастные психофизиологические особенности обучающихся.
При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы:
- солисты: в эту группу входят дети. Имеющие достаточно высокий потенциал музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития.
- актерская группа: основные действующие лица на сцене.
- детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой.
Все эти группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.
Итогом деятельности обучающихся является их участие в постановке спектакля.

Условия реализации программы:

- наличие просторного помещения, возможности репетиций в зрительном зале или на сцене;
- материальная база для создания костюмов и декораций;
- наличие музыкального инструмента (фортепиано);
- материальная база для создания костюмов и декораций;
- комплект детских шумовых инструментов;
- аудио- и видеотехника;
- библиотека справочных изданий по предмету;
- фонотека;
- наглядные и демонстрационные пособия;
- наличие в учреждении музыкальной аппаратуры, микрофонов. Софитов.

Знания и умения
в конце первого полугодия обучения

Дети должны знать
Дети должны уметь к концу года

Правила поведения, ТБ
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе в темном помещении, на занятиях по сценическому мастерству.

Особенности театра как вида искусства.
Различать виды театра (драматический, оперный, мюзикла, эстрады, миниатюр и т.д.)

Театральные термины
Разбираться в театральной терминологии, правильно употреблять театральные термины в речи.

Устройство речевого аппарата и звукообразования
Правильно произносить звуки.

Формирование правильного звукообразования
Играть на шумовых инструментах.

Упражнения на внимание координацию движений
Концентрировать внимание и координировать движения

Сценическую культуру
Выступать на концертах и мини-спектаклях.



Знания и умения учащихся
в конце года обучения

Дети должны знать
Дети должны уметь к концу года

Понятия театра: сцена, кулисы, артист, актер, сценическая площадка, этюд, спектакль, действие, режиссер, репетиция, номер, персонаж, жанр; ансамбль, ария, вокал, дирижер, импровизация, опера, партитура, партия, пауза, ритм, длительность, динамика, темп; средства музыкальной выразительности.

Владеть понятиями, правильно употреблять при работе над мини-сценками.

Методы настройки певческого голоса
Исполнять мелодический канон, петь в унисон.

Способ звуковедения
Исполнять легкое стаккато, переходящее в легато, нон легато, маркато, переходящее в плотное легато.

Сценическое действие
- Действовать в коллективе;
- свободно ориентироваться на сценической площадке;
- управлять интонацией своего голоса;
- действовать в вымышленных обстоятельствах;
- произносить текст внятно, с выражением;
- правильно распределять дыхание;
- импровизировать на заданную тему.


Основы вокальной грамоты
- проанализировать литературное, музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности;
- свободно ориентироваться в партитуре шумового оркестра;
- отзываться на знаки дирижера;
- петь хором в унисон;




II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




п/п
Содержание темы
Кол-во часов
Теория. час
Практика, час.

1
Вместе весело играть
2
1
1

2
Мир вокруг нас
2
1
1

3
В гостях у сказки
2
1
1

4
Веселая гимнастика
2
0
2

5
Как звучат слова
3
0
3

6
Волшебной музыки страна
4
1
3

7
С песенкой по лесенке
4
0
4

8
Диагностика
2
0
2

9
Работа над репертуаром
25
0
25

10
Индивидуальные занятия
15
0
15


11
Работа над постановкой речи
2
1
1

12
Азбука театра
2
0
2

13
Элементы сценической грамоты
6
0
6

14
Волшебной музыки страна
6
1
5

15
Элементы музыкальной грамоты
6
2
4

16
Музыкальный театр
10
2
8

17
Диагностика
1
0
1

18
Индивидуальные занятия
3
0
3


19
«Талант – это»
2
1
1

20
От Древней Греции до наших дней
2
1
1

21
Мир музыки
2
0
2

22
Театральный грим
1
0
1

23
Музыкальный театр
6
0
6

25
Элементы музыкальной грамоты
3
1
2

26
Сценическая грамота
2
0
2

27
Работа над репертуаром
25
0
25

28
Диагностика
1
0
1

29
Индивидуальные занятия
5
0
5


Всего
146
13
133









III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Учебная программа занятий первого года обучения

Кол-во занятий
Теорети-
ческая часть занятий
Цели и задачи
Практическая часть занятий

1
Вводное занятие
Дать представление о занятиях в объединении. Рассказать о правилах поведения. Провести инструктажи по технике безопасности
Просмотр видеоролика (по технике безопасности)

1
Вместе весело играть
Игра на общение; развитие социального чувства; приобретение навыков и развитие умений действовать в коллективе
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры-упражнения на развитие слухового внимания

2
Мир вокруг нас
Формировать представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театра, цирк, музей, концерт, артист. Расширять общекультурный кругозор.
Просмотр репродукций, картин. Фотоматериалов. Сюжетно-ролевые игры, Упражнения на развитие слухового внимания.

2
В гостях у сказки
Чтение, пересказ и анализ сказок.
Формировать творческую художественно-речевую деятельность; развивать умения осмысливать содержание художественного произведения. Развивать внимание, память, воображение.
Инсценирование отдельных эпизодов. Упражнения на развитие мелкой моторики

2

Создавать на занятиях положительный эмоционально-психологический настрой. Развивать навыки концентрации внимания и координации движений. Формировать представления об устройстве речевого аппарата и звукообразования
Веселая гимнастика. Психогимнастика. Зарядка для лица и языка.
Игры-упражнения; музыкально-ритмические упражнения. Спонтанный танец. Элементы медитации и релаксации. Упражнения на развитие речевого аппарата.


3
Как звучат слова. Играем пальчиками и развиваем речь. Забавные чистоговорки. Игры-говорилки
Развивать мелкую моторику рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие. Воображение, наблюдательность0 мозга. Формировать навыки правильного звукообразования. Развивать речь, интонационную выразительность.
Как звучат слова. Играем пальчиками и развиваем речь. Забавные чистоговорки. Игры-говорилки
Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами.

4
Волшебной музыки страна.
В гости к музыке.
В мире загадочных звуков.
Рисуем музыку
Три кита. Что музыкальный инструмент расскажет о себе?
Сказка на шумовых инструментах.
Музыкальная палитра
Формировать представления о музыке как виде искусства. Воспитывать навыки восприятия музыкального произведения; накапливать музыкально-слуховые впечатления.
Формировать представления о понятиях: звук, мелодия, динамика, регистр, темп;
Песня, танец, марш; оркестр, дирижер; композитор, исполнитель, слушатель.
Развивать музыкальный слух. Приобретать навыки игры на детских шумовых инструментах. Музыкально-ритмическое воспитание.
Слушание музыки. Рисование (Цветопись). Музыкально-дидактические игры
Игры на ритмические рисунки.

4
С песенкой по лесенке
Развивать вокально-хоровые умения и навыки. Формировать представления о понятиях: куплет, припев, аккомпанемент, дирижер, хор, солист, дуэт, трио. Развивать умения управлять своим голосом, соотносить его звучание со звучанием музыкального инструмента. Формировать навыки певческого дыхания и звукообразования. Развивать умения отзываться на дирижерские жесты
Работа с песенным репертуаром; упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры. Голо-речевой тренинг.

2

Определить степень подготовленности детей к постановке спектакля.
Диагностика

9

Воспитывать сценическую культуру. Приобретать опыт концертной деятельности
Работа над репертуаром. Участие в проведении календарных мероприятий; подготовка отдельных концертных номеров.

5

Работать над вокальной речью. Воспитывать исполнительскую культуру.
Индивидуальные занятия

1
Итоговое занятие
Подвести итоги первого года обучения
Концертная программа


1
Вводное занятие
Прослушивание
Дать представление о занятиях в объединении. Рассказать о работе театра мюзикла, о правилах поведения, провести инструктаж по технике безопасности
Провести диагностику развития общих и музыкальных способностей учащихся
Экскурсия по учреждению
Анкетирование, выполнение тестовых заданий

2

Познакомить детей со спецификой работы театральной труппы. Приобретение навыков и развитие умений действовать в коллективе
«Один за всех, все – за одного»
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Беседа «Проверь себя красотой». Игры-упражнения на развитие воображения

6
Элементы сценической грамоты
Формировать представления: концертный зал, театральное здание. Расширять общекультурный кругозор; воспитывать художественный вкус.
«Своими глазами»
Просмотр видеофильма о театре.

6
Волшебной музыки страна
Расширять общекультурный кругозор учащихся. Формировать представления о театре как виде искусства, театральном здании.
Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры.

6
Элементы музыкальной грамоты
Мир музыки. Звук и музыка. Краски музыки (тембр). Музыкальная палитра. Интонация и образы звука. Что такое петь чисто?
Дать представление о музыке как виде искусства, о природе музыкального звука. Развивать музыкальное восприятие. Развивать умения различать тембры музыкальных инструментов оркестра. Развивать вокально-хоровые умения и навыки. Воспитывать навык правильного воспроизведения певческого звука, певческого дыхания. Дать представление о понятии «певческая установка», унисон.
Мир музыки. Звук и музыка. Краски музыки (тембр). Музыкальная палитра. Интонация и образы звука. Что такое петь чисто?
.

10
«Великое Театральное Царство». Почему театра называется театром? Зрительный зал. Волшебный свет рампы. Звук, рожденный зрителями. Путешествие за кулисы
Расширять общекультурный кругозор учащихся. Формировать представления о театре как виде искусства, театральном здании.
Дать представление о понятиях: театр, сцена, кулисы, рампа, роль, афиша, просцениум, арьерсцена, трюм, колосники, софит, аншлаг, овация, «бис», «браво». Дать представление об истории возникновения афиши. Формировать представления о театральных профессиях. Уметь ориентироваться в схеме зрительного зала. Накапливать навыки действия в коллективе
Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения.


Техника речи. История Демосфена. Речевой аппарат. «Подайте мне голос»
Дать представление об устройстве голосового аппарата, механизме звукообразования. Формировать представления о понятиях: дикция, артикуляция, декламация. Воспитывать навык глубокого крепкого дыхания. Развивать умения и навыки управления интонацией своего голоса. Развивать выразительность речи.
Упражнения на дикцию, артикуляцию, дыхание. Скороговорки, чистоговорки. Выразительное чтение (поэзия), сюжетно-ролевые игры. Голосо-речевой тренинг.


Ритм в музыке и движении. В мире ритма: ритм в музыке. Музыка. Образ. Движение
Музыкально-ритмическое воспитание учащихся. Формировать представления о понятии «ритм», его значение в жизни и искусстве. Развивать музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения.
Развивать способность управлять своим ритмическим поведением на сцене.
Музыкально-ритмические упражнения. Хореографическая импровизация.


Сценический этюд. Элементы сценодвижения
Дать представление о значении и роли этюда в искусстве. Формировать представления о понятиях: сценический этюд, сценическая площадка. Развивать фантазию, воображение, творческие способности. Накапливать навыки исполнения сценических этюдов. Накапливать опыт концертной деятельности.
Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» и др. Выполнение этюдов. Сюжетно0зролевые игры. Участие в музыкально-литературной композиции. Голосо-речевой тренинг.


Грим. Театральный костюм
Дать представление о понятии «театральный грим», его значении. Познакомить с историей театрального костюма.
Просмотр презентации об истории костюма и гриме.


Работа над репертуаром
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической деятельности.
Инсценирование. Подготовка концертных номеров. Участие в постановке спектакля.

1
Диагностика
Провести итоговую диагностику развития творческих и музыкальных способностей учащихся
Выполнение субтестов

3

Совершенствовать вокальное мастерство
Индивидуальные занятия

1
Заключительное занятие
Подвести итоги второго года обучения
Концертная программа


1
Вводное занятие
Познакомить с программой на год; напомнить правила поведения в учреждении; провести инструктаж по технике безопасности
Беседа

1
«Талант – предрасположение человека к труду» (А.С. Пушкин)
Повторить и закрепить ранее пройденный материал. Уметь ориентироваться в специальных понятиях и терминах. Формировать навыки действия в вымышленных обстоятельствах. Развивать умение управлять интонацией своего голоса; развивать пластическую выразительность. Накапливать вокально-хоровые навыки.
«Полет фантазии» - игра на развитие творческого воображения. «Мы не скажем, а покажем» - создание этюдов на летние темы. Исполнение вокального репертуара. Музыкально-ритмические упражнения; голосо-речевой
тренинг

2
«От Древней Греции до наших дней». Игры и обряды. Маска и человек. Праздники-гиганты. Маскарад. Карнавал. Как строится пьеса.
Формировать представления об истории возникновения и развития театра. Дать представление о строении драматургической пьесы; о происхождении масок и их роли. Познакомить с разновидностями масок и способами их изготовления.
Формировать представления о понятиях: драма, драматургия. Пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина; ремарка, пролог, эпилог. Развивать умение применять полученные знания на практике.
Тематические беседы. Участие в подготовке и проведении карнавала

1

Развивать полифонический слух, умение различать тембры музыкальных инструментов. Накапливать навык создания пластического образа музыкального произведения.
Мир музыки. Симфонический оркестр. Музыка. Образ. Движение.
Создание самостоятельных этюдов.

1

Дать представление об истории возникновения грима, его роли и значении. Знать понятие «грим» в узком и широком смысле. Формировать представления об анатомии лица. Накапливать навыки самостоятельного выполнения элементов грима. Развивать творческое воображение. Развивать умение находить и воплощать характерные внешние черты заданного образа.
Театральный грим. Как изменить внешний вид. Прическа. Накладные волосы. Парики. Усы. Борода и щетина. Как изменить форму лица. Носы и подбородки. Гримируем лицо. Меняем форму тела
Самостоятельное выполнение элементов грима.

6

Знать особенности музыкального театра. Расширять общекультурный кругозор учащихся. Дать представление об увертюре, мюзикле и его структуре. Развивать музыкальный слух, умение различать тембры голоса и инструментов симфонического оркестра. Накапливать вокально-хоровые навыки
Музыкальный театр. До поднятия занавеса (увертюра). Музыкальная сказка
Слушание фрагментов мюзикла. Сольное и хоровое пение.

3
Элементы музыкальной грамоты. Длительности. Нотная грамота. Партитура. Сольфеджирование
Формировать представления о понятиях: динамика, пауза, ритм, длительность, партитура, размер, регистр. Темп. Дать представление о музыкальной терминологии. Овладеть нотной грамотой. Формировать умение «читать» нотную запись, ритмический рисунок.
Выполнение упражнений на различение названий и длительностей нот. Пение по нотам. Вокально-хоровая работа. Сольное пение.

2

Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, фантазию, мышление, воображение. Развивать умение самостоятельного создания сценического этюда; развивать пластическую выразительность. Формировать умения и навыки действия в вымышленных обстоятельствах, распределяться на сценической площадке с учетом присутствия партнеров.Развивать умение самостоятельно
Сценическая грамота. Сценический ансамбль. Язык жестов. Мимика. Как изменить голос.

«Сочиняю на ходу»
«Красноречивое молчание» - игра-0упражнение. Выполнение и сочинение этюдов. «Верю – не верю»: игра-тренинг. Инсценирование.
Голосо-речевой тренинг.

4
Работа над репертуаром
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической и концертной деятельности
Участие в подготовке и проведении массовых мероприятий.
Выступление в концертных программах. Постановка музыкальной сказки.

1

Провести итоговую диагностику музыкальных способностей учащихся
Диагностика
Выполнение субтестов

8
Мюзикл. Либретто. Клавир. Партия. Речитатив. Ария. Ариозо. Романс. Песня. Ансамбль
Воспитывать активного слушателя. Углублять представления о специфике жанра мюзикла. Развивать полифонический слух. Накапливать опыт сольного пения. Развивать навыки двухголосного пения. Развивать умение петь дуэтом; исполнять речитатив.
Вокально-хоровая работа. Сольное пение, дуэты, речитативы. Голосо-речевой тренинг.

5
Работа над репертуаром. Постановка мюзикла. Герои и образы. Вокальные партии, Сольные номера
Применять знания. Умения и навыки в практической деятельности. Развивать умение выстраивать вокальный ансамбль. Реализовывать творческие способности учащихся.
Обсуждение и анализ мюзикла. Выбранного к постановке. Разучивание партий. Разработка эскизов декораций, костюмов. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции

1
Премьера. Заключительное занятие.
Реализовывать творческие способности воспитанников. Анализировать творческую деятельность
Премьера


IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Правила техники безопасности на занятиях по сценическому мастерству и сценическому движению.
1. Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и
исполнения. (CD –диск)
2. Театрализованные представления для детей и подростков (CD–
диск).
3. CD и DVD-диски с записями спектаклей, классической и современной музыки.
3. Скороговорки для занятий сценической речью.
4. Нотная грамота (набор).
5. Разработки сценариев для постановки сценок.
6. Аудиокассеты с записями произведений камерной и оперной музыки.


V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина, С. Музыка и движение./С. Белкина, Т. Ломова, Е. Соковнина.- М., 1984.
2. Григорович, В. Слово о музыке./ В. Григорович.-М., 1990
3. Данилова. Л. Работа над детской оперой./ Л. Данилова.-М., 1988.
3. Демин, В.П. Действенный анализ. /В.П. Демин – М.: Просвещение, 1995.
4. Козлянинова, И.П. Сценическая речь/И.П. Козлянинова. – М.: Просвещение, 1976.
5. Когтев, Г.В. Грим и сценический образ./ Г.В. Когтев. – М.: Советская Россия. 1981.
6. Корогодский. З.Я. Первый год. Начало./З.Я. Корогодский. – М.: Советская Россия, 1975.
7. Кох, И.Э. Основы сценического движения/И.Э. Кох – М.: Просвещение, 1979.
8. Михайлова, М. Развитие музыкальных способностей детей./ М. Михайлова.- М.. 1997.
9. Стриганова. В.М., Уральская, В.ИТ. Современный танец/В.М. Стриганова. В.И. Уральская.-М.: Просвещение. 1987


























































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 215