Программа Театральной Студии МАСКИ Азбука Театра.


Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 15





Программа дополнительного образования
«Театральная студия «МАСКИ»
(5-9 КЛАССЫ)
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЛЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Л.М. НЕКРАСОВА «ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА».
Допущена Министерством образованием и науки РФ. 2006г.
(три года обучения)
Руководитель: педагог д/о
Громова Флюра Миргалимовна.
г. Нижневартовск
Пояснительная записка.
Программа театрального кружка составлена по программе Л.М. Некрасова «Театральная культура». Образовательная программа «студия художественного слова». Составитель Р. Вейс.
Театр, как вид искусства представляет особые требования к восприятию, так как человек в театре на спектакле присутствует при самом творческом пути. Искусство театра творится каждый раз заново на глазах у зрителей. К.С.Станиславский видел силу театра в том, что он ставит зрителя в положение «третьего лица». «После поэта, артиста и других участников спектакля, - писал К.С.Станиславский, - зритель, как бы приобщаясь к творчеству становится одним из коллективных творцов спектакля. В этой роли зритель невольно проникает в атмосферу поэзии и творчества, которая воспитывает его вкус, разжигает эстетическое чувство и возрождает в жизни художника, дремлющего в душе каждого человека». Детям близка конкретность и наглядность сценических образов, человеческих отношений и поступков. Театр выводит детей за круг обыденных впечатлений, дает возможность пережить самые высокий чувства, стать как бы непосрдетсвенным участником борьбы за добро, красоту, справедливость. На спектакле ребенок аплодирует герою, подсказывает ему в минуты опасности, он активно действует, выступая на стороне справедливости. В зрительном зале ребенок проникается чувством коллективизма, он переживает вместе со всеми, радуется вместе с ними.
Кроме нравственного и эстетического воспитания детей, театр формирует, развивает творческое воображение, образное мышление.
Для развития личностных качеств, обогащения духовного мира ребенка, возникла необходимость создать в школе по программе РО, для расширения педагогического пространства, театральную студию.
Цели и задачи.
Программа состоит из трех разделов:
1. «От пластики к слову»
2. «От импровизации к драматургии»
3. Введение в психологию»
Раздел I. «От пластики к слову»
На начальном году обучения в основном опираюсь на развивающие игры и упражнения. Детей необходимо вовлечь в мир фантазии и воображения, путем несложных и понятных заданий. За этот период ребята должны усвоить следующее: принципиальную особенность (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию). На занятиях проводить побольше игр, в том числе подвижных, развивающих внимание, реакцию. Наблюдательность, развивающие смелость публичного выступления, пластическую выразительность движения и общения.
Раздел II «От импровизации к драматургии»
На этом этапе необходимо больше уделять времени развитию выразительной речи, использовать упражнения на развитие воображения, фантазии и общения, органики поведения на сцене при выполнении заданий: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Ребята учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, подмечать свои и другие ошибки, искать пути для оптимального выполнения поставленных задач. Игры уже носят более целенаправленный характер, дается более индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для раскрытия характера персонажей. Обращение к драматургии раскрывает перед учениками внутренний мир театра, его законов и правил. Ребята учатся видеть, слышать, понимать товарищей, воздействовать на него: управлять своим вниманием, различать оттенки в слове и действии, четко формулировать свои мысли.
Раздел III. «Введение в психологию»
От ученика требуется не только существовать в предлагаемых обстоятельствах, а разрабатывать их самому, предлагать свое решение во взаимосвязи с партнерами в совместном и действенном общении. Различать оттенки отношений и соответственно реагировать на них.
На протяжении всего учебного процесса включено большое количество различных упражнений, которые повторяются на всех трех этапах. Они развивают следующие навыки и знания:
А) Навыки рабочего состояния (организованность, коллективность, законченность действий, тренинг сосредоточенного внимания)
Б) Зрительные восприятия и зрительную память (наблюдательность, фантазию, воображение, ориентирование в пространстве, слово и внутреннее видение. Ассоциативное мышление. Действие в условиях вымысла). Действия с реальными и воображаемыми предметами.
В) Мышечное внимание, тренинг мысленных действий и темпа ритма
Г) Физическое самочувствие, непрерывность, логика, последовательность, завершенность действий. Память внутренних восприятий.
Д) Владение техникой речи, дыхания, голоса
Е) Способность различать словесные воздействия.
ТРЕНИНГ.
«Кто служит не себе, а людям, тот должен быть всегда самим собой»
На занятиях необходимо ученику познать себя, чтобы каждый стремился понять себя, создать себя.
Тренинг – это самовоспитание, а не демонстрация достижений, главное работа на уроках актерского мастерства для себя.
Основной принцип – естественность.
Учебный полукруг – это позиция, в которой располагаются учащиеся на каждом занятии.
Упражнение. Рукопожатие: передают импульс рукопожатием. Один ученик закрывает глаза и определяет по рукопожатию чья рука. Передача импульса друг другу и много других упражнений, которые тренируют внимание, общение, темп и ритм, внутреннее видение, фантазию и воображение.
Этюда на тему «Темнота», «Розыгрыш», «Сюрприз», по репродукции, по предложенным пословицам, этюд, в который вошли бы стихи, загадки, интересные факты, басни.Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса. Этюдом развивается фантазия, воображение, вера в вымысел. Этюд – это импровизация, принцип поиска. В этюде обязательно конфликт. Перед тем как ученик выходит на сценическую площадку, он должен дать название этюду. Это тоже упражнение. Через название ученик верно сможет определить самый существенный факт в сюжете этюда, значит определить его содержание, действенную суть.
В театральной студии занимаются дети разных возрастов с 10 до 17 лет .Срок реализации программы – 3 года.
Учебно-тематический план рассчитан на 918 учебных часа.
Первый этап. Первый год обучения. Погружение в творчество. Развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности. Основным видом учебной деятельности на данном этапе является творческий туалет и тренинг.
Второй этап. Соответствует второму году обучения. Познание себя. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Приобретение навыков физического действия в событийной ситуации. Основный вид учебной деятельности – подготовительные, настраивающие тренинги, одиночные и парные этюды без текста. Приобретение навыков словесного действия и действия в условиях авторского вымысла. Основной вид учебной деятельности – тренинги, этюды на литературной основе.
Третий этап. Соответствует третьему году обучения. Приобретение навыков работы над драматическим материалом. Основной вид учебной деятельности – тренинги, репетиционная работа на основе драматического произведения.
Формы и режим занятий: практические и групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия согласно темам учебно-тематического плана.
Режим занятий.
Первый год обучения – 2 занятия в неделю по 2 часа.
Второй год обучения - 3 занятия в неделю по 2 часа
Третий год обучения – 3 занятия в неделю по 3 часа
В соответствии с режимом занятий учебно-тематического плана вносятся изменения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В конце первого года, обучающиеся должны:
- владеть навыками погруженного действия в упражнениях группового тренинга.
- владеть навыками импровизационного самочувствия в публичной ситуации (упражнения группового тренинга).
- учувствовать в нескольких творческих театральных сочинениях группы.
- иметь этюдную зарисовку по упражнению «наблюдение».
В конце второго года, обучающиеся должны:
- владеть навыками психофизического действия в предлагаемых обстоятельствах.
- участвовать (быть автором) в одиночном или парном этюде (без текста)
- владеть навыками импровизационного самочувствия в сценических условиях.
- иметь одиночный этюд по упражнению «наблюдение».
В конце третьего года, обучающиеся должны:
- владеть навыками словесного действия
- участвовать (быть автором) в этюде на основе литературного материала
- владеть методикой сочинения творческих сюрпризов.
- Иметь парный этюд по упражнению «наблюдение».
- продуктивно, целесообразно действовать в событийной драматической ситуации.
- владеть методикой событийно – действенного скрытия авторского материала.
- участвовать в драматической сцене учебной работы.
Ежегодно театральная студия «Маски» принимает участие в конкурсе «Театральная Весна». Данная учебная работа является важным звеном в учебно-воспитательной работе.
Чтобы справедливо оценить выполнение таких творческих заданий как этюды, наблюдение, творческие сюрпризы разработана критерия оценки:
- собранность внимания
- погруженность
- острота и свежесть восприятия
- самоотдача
- доля импровизации
- взаимодействие (партнерство)
- уровень раскрепощенности в публичной ситуации
- сверхзадача материала.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В организации учебно-воспитательного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:
1. Урок развивающих театральных игр – основная форма организации образовательного процесса.
2. Репетиции (застольные, выгородки, на сценической площадки, технические) – одна из форм работы над учебным материалом, которые проводятся в групповой форме, подгрупповой или индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).
3. Беседы
4. Экскурсии
5. Вечера (тематические, приуроченные к праздничным датам). Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:
Словесных – рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками.
Наглядных – демонстрация наглядных пособий (предметов, макетов) а так же просмотр видео фильмов – телепередач и т.д.
Практических – тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод обучения по программе «Развивающие театральные игры» является основным.
Дидактический материал.
Учебная литература по теме «Развивающие театральные игры», «Основы актерского мастерства»
Художественные материалы (репродукции).
Фотоматериалы.
Игровые средства обучения как основа для проведения творческих тренингов: набор кубиков, скакалки, мячи, наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы лоскутов, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, бисер, пуговицы.
Литературные произведения (басни, рассказы, драматургия) как основа этюдной работы.
Техническое оснащение
Стулья, стол, кубы, ширмы, декорации, костюмы.
Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,
Существует два вида действий:
Физическое – цель: внести изменения в окружающую среду с применением физической силы (оттолкнуть, обнимать, усаживать, укладывать, догонять, бороться, прятаться и т.д.)Психическое – цель: произвести изменения в психике человека, т.е. заставить его совершить угодное для вас действие (попросить, объяснить, упрекнтуть, предупредить, похвалить, обдумать, выпросить и т.д.)Физические действия являются приспособлением для выполнения действия психического
Черты органического действия:
Целеустремленность
Логичность
Последовательность
Продуктивность (нужная затрата энергии для физического действия)
От чего зависит органика сценического действия?
От внимания.
От мышечной связки
От воображения
От наличия фактов
От наличия цели – самое главное органическое действие можно выразить только через глагольную форму волевого начала. Например: прошу, упрекаю, прогоняю, приглашаю, отказываю, объясняю.
Глаголы с отсутствием волевого начала органического действия не выражают.
Предлагаемые обстоятельства.
Чтобы продуктивно выполнить сценическое действие, мне необходимо знать, освоить, продумать предлагаемые обстоятельства, т.е. когда? При каких обстоятельствах совершать действие? Это может быть причина , которая заставила совершить действие, время свершения, данные моего положения, характера, возраста, мое прошлое, настоящее, будущее, данные окружающих, обстановки (опасно или не опасно) и т.д.
Задача сценического действия – определяется тремя вопросами:
Что я делаю?
Зачем я это делаю?
Как я это делаю?
Чтобы жить по законам сцен правды, актер не должен насильственно вычислять из себя чувства, а определить свое отношение к факту и оправдав это отношение при помощи фантазии, вызвать в себе позыв к действию.
Вывод: не играть чувства, а действовать, не накачивать себя чувствами, не выявлять их, а удерживать себя от выявления.
Психическое действие.
Делится на 2 вида:
мимическое
Словесное
Можно искать мимическую форму для выражения действий, но ни коим случаем нельзя искать мимическую форму чувств (презираю, гневаюсь и т.д.)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СПЕКТАКЛЕМ
1. Застольный период:
Задачи:
Идейно-политическое толкование пьесы зависит от трех задач:
От выбора пьесы
От времени, которое выбрано в пьесе
От коллектива, который ставит эту пьесу
Тема – главная мысль.
А) Предмет художественного изображения
Б) Круг событий, явлений, жизненных вопросов, воплощенных в тексте.
Идея – это мысль произведения, вытекающая из взаимодействия образов и борьбы сквозного действия.
Сверхзадача – это призыв, с которым я обращаюсь к зрителю
Сквозное действие – это наше главное действие(моё и актеров), которое ставит целью раскрыть тему, одержать победу над ложью, косностью, несправедливостью.
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
Действенный анализ пьесы (у актера действенный анализ роли)
Сущность конфликта, направление борьбы
Событийный ряд пьесы
А) исходное событие (определение завязавшее конфликт)
Б) цепочки событий, ведущих к главному событию
В) главное событие
Г) главное событие и задачи, возникшие в результате этой оценки
Д) цепочки событий, рожденные этими задачами. Действия и приспособления к достижению цели.
Е) Второй план и подтекст конфликта (второй план – это то, чем я живу на самом деле, моя сущность, моя тайна).
Подтекст – это то, что я скрываю за текстом, что я мыслю.
Ж) Сквозное действие пьесы – это действие автора.
Характеристика действующих лиц (все действующие лица в пьесе обязательно делятся на 2 лагеря – положительные и отрицательные)
Что говорится об этом персонаже другими для того, чтобы нам понять, мы знаем мнение коллектива, зачем, что о себе говорит герой, что он из себя представляет сам, его характер? Его сильные и слабые стороны, почему он стал таким, кто виноват, чем отличается от других? Какие черты характера в нем преобладают. К кому из персонажей он относиться отрицательно? Чем он оттолкнул от себя? Что сделало его таким? Чем они интересны? Одинаков ли персонаж на протяжении спектакля? Если нет, то какие изменения в нем произошли? Почему он испытывает такое состояние? Как его объяснить? В чем причины возникновения у персонажа таких мыслей, а не других? Нет ли противоречий между его словами, делами, помыслами? Что скрывается за молчанием персонажа в конкретной ситуации?
Для себя (от внешних черт до внутреннего мира).
Нет ли в пьесе кого-либо, в ком вы узнали себя или своих близких. В чем схожесть: в чертах характера, в жизненных обстоятельствах, в поведении или в чем-то еще?
Не случалось ли вам оказаться в такой ситуации, в какой оказался герой? Разделяете ли вы его поведение. Как бы вы поступили на его месте?
Хотелось ли вам быть похожим на кого-нибудь? О чем это произведение? Почему оно так названо? Чем эта пьеса отличается от других? В чем ее глубокий смысл и ее оригинальность?
РАБОТА НАД РОЛЬЮ
1. Что делает персонаж по ходу пьесы?
2. Что происходит с ним? В каких событиях участвует?
3. Биографические (данные ) факты прошлого и предположения будущего.
4. Что персонаж говорит о себе, что о нем говорят другие герои?
5. Как персонаж относиться к другим лицам, фактам и событиям?
6.Какие у него манеры, привычки, пристрастия, вкусы, внешние особенности?
РАБОТА С АКТЕРАМИ
1. Читка пьесы по ролям. Застольные репетиции. Толкование пьесы и ролей. Работа над ролью (дикция, произношение, логика речи, логическое ударение, пауза, темпо-ритм).
2. Действенный анализ пьесы и ролей с актерами.
3. Педагогическая работа с актерами. Выстраивание конфликта. Определение сверхзадачи спектакля и сверхзадачи каждого образа.
РЕПЕТИЦИЯ В ВЫГОРОДКАХ
1. Поиски мизансцен, приспособлений, пластического выражения конфликта.
РЕПЕТИЦИЯ НА СЦЕНЕ
Работа с актерами уточняются, переводятся на сценический язык мизансцены. Ломать мизансцены – нести идею, образ. Самое главное – выразительность, образность.
ПОСТАНОВОЧНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ЭТАП
Воссоединить все компоненты, работавших отдельно (игра актеров, декорации, музыкальное оформление, свет, костюмы, грим, танцы) в единое, в художественно-цельное – спектакль.Образ спектакля, художественный образ и оформление спектакля, его взаимосвязь с жанром, стилем.
Образ спектакля и его пластическое решение (мизансцены).
Образ спектакля и музыкальное оформление.
Атмосфера спектакля.
ПРОГОН СПЕКТАКЛЯ
Во время прогонов соподчинить все компоненты единому образу, добиваться четкого, выразительного компонента.
Темп – скорость действия
Ритм – активность действия.
Тематическое планирование.
Содержание программы кружковой
работы театрального коллектива «Маски»
на 20015-2016 учебный год(5 класс).
Руководитель Громова Флюра МиргалимовнаЦель: Ученик должен усвоить следующее:
- принципиальную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость);
- основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию). С помощью несложных и понятных заданий ученик вовлекается в мир фантазии и воображения.
- развитие речевого аппарата.

п/пТема Содержание
1 Тренинг Упражнения для развития внимания, всех видов памяти, наблюдательности, общения, фантазии и воображения.
2 Культура речи Техника речи (голос, дикция, интонация, скороговорки)
3 Праздник «Посвящение первоклассников» Толкования праздника и ролей (выстраивание конфликта, определение сверхзадачи, характеристика действующих лиц). Соединить все компоненты – через игру актеров, декорацию, костюмы, музыкальное оформление. Работа над текстом (логическое ударение, пауза, логическая мелодия).
4 5 Праздник Букваря Толкования праздника и ролей (выстраивание конфликта, определение сверхзадачи, характеристика действующих лиц). Соединить все компоненты – через игру актеров, декорацию, костюмы, музыкальное оформление. Работа над текстом (логическое ударение, пауза, логическая мелодия).
6 Инсценировка сказок К.Чуковского Толкования праздника и ролей (выстраивание конфликта, определение сверхзадачи, характеристика действующих лиц). Соединить все компоненты – через игру актеров, декорацию, костюмы, музыкальное оформление. Работа над текстом (логическое ударение, пауза, логическая мелодия).
7 Принять участие в концерте, посвященном Международному Женскому Дню Сценки. Техника речи. Застольный период. Действенный анализ
8 Принять участие в конкурсе «Самотлорские роднички»
Содержание программы кружковой
работы театрального коллектива «Маски»
на 2015-2016 учебный год (6 класс).
Руководитель Громова Флюра МиргалимовнаПервый год обучения.
Цель: развивать следующие навыки и знания:
- навыки рабочего состояния (организованность, коллективность). Тренинг сосредоточенного и рассредоточенного внимания ___________
- зрительские восприятия и зрительную память (наблюдательность, фантазию, воображение) ____________
развивающие игры ________
упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, смелости публичного выступления («Зернышко»; «Капитаны»; «Деревянные куклы»; «Ай да я»; «Запрещенное движение»; «Затейник»; «Импульс»; «Хлопки»; «Переходы»; «Пишущая машинка»; «Оживи предмет»; «Басни-диалоги»; «Рассказ-карпленка», «Сочини сказку» _________С.Маршак «Зоосад», «Детки в клетке» (чтение стихов и пластический показ поведения животных) ___________
Спектакль по пьесе Н.Тиховской «Полет сосиски» _____________
Инсценировка русских народных сказок ___________
Содержание программы кружковой
работы театрального коллектива «Маски»
на 2015-2016 учебный год(6 - 9 классы).
Руководитель Громова Флюра МиргалимовнаЦель: Ученик учится развитию выразительной речи, воображению, фантазии и общению, органике поведения на сцене при выполнении заданий: « я в предлагаемых обстоятельствах». Игры носят более целенаправленный характер, дается больше индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для раскрытия характера персонажа.
Обращение к драматургии раскрывает перед учениками внутренний мир театра, его законов и правил.

п/пТема Содержание
1 Тренинг Упражнения, развивающие воображение, чувство ритма, памяти, наблюдательности, внутреннее видение
2 Культура речи Выразительность речи. Постановка дыхания. Дикция. Произношение. Высота голоса, громкость, понятность.
3 День знаний Анализ сценария. Действенный анализ театрального представления. Действенный анализ ролей. Соединить все компоненты. Работа над текстом. Темпо-ритм праздника.
4 День Учителя Выстроить действие, соединить номера коллективов, репетиция с ведущими концерта, сценки
5 Театрализованное представление «Здравствуй, здравствуй Новый год!» Анализ сценария. Определение конфликта. Главное событие, оценка этих событий. Действенный анализ. Организовать сценическое действие на игровой площадке (темпо-ритм, эмоциональность, темперамент). Соединить все компоненты (массовые танцы, игры, декорации, костюмы)
6 Спектакль по пьесе В. Панфилова « Сказка о жареных петухах» Застольный период. Идейно тематический анализ пьесы. Толкование пьесы и ролей. Действенный анализ. Выстраивание конфликта. Определение сверх задачи каждого спектакля и сверх задачи каждого образа, характеристика действующих лиц, главное событие, оценка этих событий. Подтекст конфликта. Репетиция в выгородках – организовать сценическое действие в пространстве, найти верную атмосферу. Репетиция на сцене. Задача перевести спектакль из жизнеподобного плана в план сценический, условный.
Постановочно-организаторский этап: рассоединение всех компонентов через игру актеров, декорации, костюмы, музыкальное и световой оформление.Прогоны. Главная задача соединить все компоненты единому образу, добиваться четкого выразительного компонента.
7 Подготовка к Международному Женскому дню Сценки. Монологи. Работа с ведущими концерта. Работа над текстом (логическое ударение, пауза, логическая мелодия, понятность, мелодия голоса).
8 Принять участие в конкурсе «Самотлорские роднички» Выстроить драматическое действие, соединитьномера программы, работа с ведущими, прогон номеров.
9 Принять участие в городском конкурсе «Театральная весна» Спектакль по пьесе Р.Галушко «Полет Кузнечика». Пьеса в 3-х действиях.
10 Литературная композиция посвященная Дню Победы Логическое ударение, пауза, понятность, мелодия голоса, дикция.
Тематическое планирование театрального коллектива «МАСКИ» на 2015-2016 учебный год
Руководитель Громова Ф.М.
1 День знаний. Праздник первого звонка. Сентябрь
2 Праздничный концерт, посвященный Дню учителя. Октябрь
3 Театрализованное представление «Праздник первоклассника» Октябрь
4 Новогоднее театрализованное представление для младших классов Декабрь
5 Декабрь
6 Спектакль по пьесе Н.Тихоновской «Полет сосиски» Январь
7 Театрализованное представление «Посвящение в читатели» Февраль
8 Праздничный концерт, посвященный Международному Женскому дню Март
9 Городской смотр-конкурс Самотлорские роднички» Апреь10 Городской смотр-конкурс «Театральная весна» Апрель
11 Инсценировки сказок К.Чуковского Май
12 Митинг памяти, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Май
Ожидаемые успехи и достижения.
Данная программа рассчитана на три года обучения для детей 10-14 лет. Учащиеся, прошедшие 3 года обучения по данной программе, смогут выходить на индивидуальные, групповые планы творческой, самодеятельной деятельности и быть советниками на классных параллелях в рамках художественно-организационного сектора ученического самоуправления. Четкая речь и культура речевого поведения. Точное сценическое общение. Овладение логикой и образной структуры речи. Устойчивое владение искусством словесного действия. Выступление на окружных и городских конкурсах. Участие в программах, на концертных площадках города и школы.
Литература
Буров А.С. Режиссура и педагогика
Вербицкая Н. Давайте правильно говорить
Голубовский Б. Между репетициями
Колчеев Ю. Творчество
Колчеева Н. Творческие задания на сценической площадке
Корогодский З. Я. Основы актерского мастерства.
Корогодский З. Я. Развивающие театральные игры.
Корогодский З. Я. Актерское мастерство.
Крымова Н. Станиславский – режиссер
Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи
Праитова И.Ю. Речевая культура русского театра
Рубб А. Пока занавес закрыт
Станиславский К.С. Система и элементы творчества
Сулимов М. Режиссер – профессия и личность
Чернявская И.С. Эстетическое воспитание творчества