Профориентация обучающихся с ОВЗ на уроке профессионально-трудового обучения «Дороги, которые мы выбираем»



«Профориентация обучающихся с ОВЗ на уроке профессионально-трудового обучения
«Дороги, которые мы выбираем»»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКЕ
Боброва Татьяна Владимировна,
учитель физики МБОУ «Федоровская СОШ №5»
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж 16 лет
УМК: Смирнова Е.Е., «На пути к выбору
профессии», Тутубалина Н.В., «Твоя будущая
профессия», Махаева О.А. Григорьева Е.Е.
«Я выбираю профессию», ДДО Климова,
2016
Проблема самоопределения есть, прежде всего,
проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн
Тема: «Профориентация обучающихся с ОВЗ на уроке профессионально - трудового обучения «Дороги, которые мы выбираем»»
Цель: расширение представлений обучающихся о различных сферах профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ с учетом личностных качеств, способностей и возможностей.
Задачи:
Расширить знания обучающихся с ОВЗ о современных профессиях.
Развивать познавательный интерес, культуру речи и самостоятельность обучающихся.
Формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути, с учетом личностных качеств, способностей и возможностей обучающихся.
Воспитывать уважение к людям разных профессий.
Методы и приемы:
диагностические (ДДО Климова, рефлексия, самооценивание),
словесные (использование объяснений, диалог, дискуссия),
наглядные (использование мультимедийной презентации),
практические (выполнение заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом);
Участники: обучающиеся 7АОК, 9АОК классов МБОУ «Федоровская СОШ №5».
Количество учащихся: 6 человек.
Тип урока: комбинированный (продолжительность 40 минут)
Форма урока: Индивидуальная и групповая.
Вид урока: урок - дискуссия.
Оборудование: памятки, картинки с изображением людей разных профессий, жетоны -«звёзды»
ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент: 
Добрый день! Я рада вновь встретиться с вами!
Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет  присутствовать доброжелательная атмосфера.
II Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися (3 мин.)
Сегодня мы с вами проведём урок - дискуссию, тему которой вы отгадаете сами, решив анаграмму (РОДИГО  РОТЫКОЕ   ЫМ    РИБВЫЕМА) (слайд 2). Расставьте буквы на свои места и вы сможете определить тему урока. Цель анаграммы: формирование доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
И так, тема урока: Дороги, которые мы выбираем.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями и интересами. Каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств и стремлений. Кто-то из вас впечатлительный и уравновешенный, кто - то любит мечтать, а кто-то активный, энергичный и упрямый.
Сегодня вы познакомитесь с редкими и новыми профессиями, узнаете о предмете труда этих профессий, обсудим способы выбора и получения профессии.
III. Основная  часть (5 мин.).
Вместе со мной вы много посетили экскурсий на разные предприятия нашего поселка, познакомились с разными замечательными людьми разных профессий (слайд 3,4). Тесно сотрудничали с МАУ ДО «Федоровский ЦДО», где вы обучаетесь по разным специальностям (слайд 5). Сами занимаетесь творчеством и принимаете участие в различных конкурсах и выставках (слайд 6). Какие вы знаете профессии?
Задание 1.(5 мин.) Начнем с разминки. Кто из вас назовет больше профессий на заданные буквы, тот получит «звезду».
На слайде 7 даны буквы: К, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы. Подводим итоги разминки, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии. Больше всего «звезд» у…
Сегодня насчитывается свыше 40 тысяч профессий, и каждый день появляются новые. Среди такого многообразия профессий, вам совсем скоро предстоит выбрать всего лишь одну. Как найти ту единственную свою профессию, чтобы она тебя устраивала? Может быть, после сегодняшнего урока, вы и определитесь с будущей профессией, а я вам в этом помогу.
На прошлом уроке вы отвечали на вопросы теста (ДДО Климова), позволяющий определить ваш тип профессий. Я подвела итоги (называю по именам) (слайд 8).
«человек – природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством (1 человек);
«человек – техника» – все технические профессии (2 человека);
«человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением (2 человека);
«человек – знак» - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности (1 человек);
Задание 2. (7 мин. Работа в паре) Создание словесного портрета представителя определенной профессии с учетом его профессиональных и личностных качеств. (Каждая пара вытягивает карточку с указанной профессией).
Задание 3. ( 5 мин. Индивидуальная работа). «Подарок» «Представьте, что нас пригласил на День рождения  друг. Отказаться и не пойти нельзя. При этом важно выполнить три условия:
1) подарок, который Вы хотите подарить, должен содержать намек на его профессию;
2) подарок должен быть с «изюминкой», то есть быть веселым, необычным;
3) подарок должен быть доступным по цене.
Дискуссия (5 мин.) «Из истории появления профессий и труда».
Когда, на ваш взгляд, появилась первая профессия? (следуют ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах,  могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся) (слайд 9). Да, мужчины ходили на охоту, добывали пищу.  Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак). Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании  каких профессий вы  можете сказать? (домработница, повар, воспитатель). Есть люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся  особый талант  ( разные современные профессии) (слайд 10-11): дегустатор, кинолог, лесник/егерь, художник-мозаичник, специалисты по запахам, ремюер, священник, стеклодув, трубочист, частный детектив/сыщик и другие.
Для справки:
Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.
Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.
Риэлтер - специалист по сделкам с  недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.
Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных
событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.
Ребята, а вы знаете где можно получить информацию о профессиях? (Ребята перечисляют: книги– справочники, СМИ, интернет).
Учитель показывает слайд с адресами интернет– сайтов профориентации (слайд 12):
портал “Учёба.ру, раздел “Профессия”,
справочник профессий на сайте E-xecutive,
www. zarplata.ru
Сайт “Профориентация: кем стать”, раздел «Как выбрать профессию?»
Человеческие ресурсы Урала “Профориентация” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientationА сейчас проведём дискуссию (7 мин.) «Кто нужен нашему поселку».
Давайте представим, что мы образуем новый поселок. Кем бы вы хотели стать в этом
поселке, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель поселка») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются и обсуждаются.
Обсуждение. Сможет ли жить и процветать наш поселок с таким набором профессий? Почему? (Выводы «жителей поселка» в том, что нужны разные профессии и специалисты разных уровней и сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии).
Какой должна быть профессия? (ответы ребят: должна нравиться и приносить удовлетворение, должна соответствовать возможностям и способностям человека).
РЕФЛЕКСИЯ (3 мин. Высказывания участников) на протяжении всего урока вы сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то волнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить (слайд 13).
Что понравилось и особенно запомнилось? Что узнали нового? Что самое полезное для тебя? Определился ли ты с выбором профессии?
Желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Хочу поблагодарить вас за работу на уроке. И в заключении, мне хочется раздать вам буклеты, в которых вы найдете полезную информацию об учебных заведениях, в которых вы могли бы обучаться с учетом ваших запросов и возможностей.
Домашним заданием будет обсуждение информации в буклетах об учебных заведениях с вашими родителями.