Урок по биологии на тему Антропогенез (9 класс)


Урок биологии для 9 класса «Антропогенез» Технология ТИСО (3 часа)
Учебный лист темы
«Антропогенез».
В результате изучения темы нужно:
Знать: Уметь
Усвоить понятия:
Основные этапы химической эволюции,
Теорию Опарина,
Многообразие теорий о происхождении жизни,
Как развивалась жизнь на Земле,
Доказательства эволюции органического мира,
Стадии антропосоциогенеза. Давать объяснения процессам, происходившим в определенные эры,
Объяснять эволюционную значимость эр,
Объяснять движущие силы антропогенеза,
Объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности, фотосинтез,
половой процесс,
ткань,
филогения,
геохронология,
ароморфоз,
идиоадаптация,
эра,
онтогенез,
рудименты,
атавизмы,
антропосоциогенез.
Список литературы по теме:
Учебник: Биология 9 класс, Ж.Б. Шилдебаева, Ж.Ж. Кожантаева, Л.Е. Аманжолова. Алматы «Мектеп» 2013.
Рабочая тетрадь: Биология 9 класс, Ж.Б. Шилдебаева, Р.А. Алимкулова. Алматы «Мектеп» 2013.
Справочник по биологии (индивидуальная папка по подготовке к ВОУД, ЕНТ)
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник.
Помни, что работать нужно по алгоритму. Не забывай делать проверку, пометы на полях, заполнять рейтинговый лист темы. Пожалуйста, не оставляй без ответа возникшие у тебя вопросы.
Будь объективен во время проверки – это поможет и тебе, и тому, кого ты проверяешь.
Желаю спеха!
Задание №1
Прочитай параграф 33 и запиши определения слов:
- эра,
- период.
Заполни таблицу:
Эра Период (система) Эпоха (отдел) Изотопные датировки, млн. лет Характерные формы жизни
Кайнозой Мезозой Мезозой Палеозой Протерозой Архей Пройди проверку №1
Задание №2
Изучив § 34 – 35 запиши:
- эмбриональное доказательство –
- палеонтологические доказательства –
- анатомические доказательства –
- генетические доказательства –
- биохимические доказательства –
- рудименты и атавизмы как доказательства эволюции –
Приведите примеры.
Заполните систематическое положение человека:
Тип –
Подтип –
Класс –
Подкласс –
Отряд –
Подотряд –
Надсемейство –
Семейство –
Подсемейство –
Род –
Вид –
Подвид -
Пройди проверку №2
Задание №3
Прочитай § 36 - 37:
Ответь на вопросы:
Установи всех предков человека в эволюционной последовательности.
Что в строении и образе жизни отличало каждого последующего представителя рода homo?
С чем были связаны такие адаптации человека, как прямохождение, использование орудий, огня?
Заполните схему:
Расы
2286000635000342900020955003429000450850057150015938500468630015938500
262890018351500
Пройди проверку №3
Задание №4
1. Выполни задания в тетради № 2 на стр. ____
Пройди проверку №4
Выполни проверочную работу № 1.
Задание №5
Прочитай заключение на стр. 177. Выполни задание в рабочей тетради №2, на с
2.Творческое: напиши реферат по данной теме.
Пройди проверку №5
Выполни проверочную работу №2.
Проверочная работа № 1
Экспертные вопросы:
Как ученые смогли восстановить историю планеты Земля?
У кого могут возникнуть атавизмы? Каковы причины их появления и каково их влияние?
Какие из доказательств происхождения человека от приматов кажутся тебе наиболее убедительными и почему?
Какие из современных обезьян наиболее близки к человека?
Назовите ветвь, давшую начало людям.

Биологический диктант:
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.
«Первичный бульон» -
Коацерваты –
Матричный синтез –
Живые организмы –
Абиогенный синтез –
Мутация - А. многомолекулярные комплексы, окруженные водной оболочкой;
Б. синтез молекул органических веществ из неорганических, без участия живых организмов;
В. открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящие системы, существующие на Земле, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот;
Г. внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных его признаков;
Д. растворенные в воде компоненты первичной атмосферы, различные соли;
Е. процесс самовоспроизведения простейших полинуклеотидов.
Ответ: 1 - __, 2 - __, 3 - __, 4 - __, 5 - __, 6 - __.
Проверочная работа № 2
Правильную теорию возникновения жизни на Земле предложил:
А) Ф. Бэкон,В) Ф. Реди,С) Л. Пастер,
D) А.И. Опарин,
Е) А.И.Герцен.
Жизнь на Земле возникла:
А) 10 млрд. лет назад,
В) 6,5 млрд. лет назад,
С) 4 – 4,5 млрд. лет назад,
D) 2,3 млрд. лет назад,
Е) 1,5 млрд. лет назад.
Самая древняя эра, которая длилась 900 млн. лет:
А) архейская,В) протерозойская,С) палеозойская, D) мезозойская,
Е) кайнозойская.
Эра возникновения полового размножения и появления многоклеточных организмов:
А) архейская,
В) протерозойская,
С) палеозойская,
D) мезозойская,
Е) кайнозойская.
Протерозойская эра длилась:
А) 9000 млн. лет, В) 6000 млн. лет,
С) 4000 млн. лет, D) 2000 млн. лет,Е) 1000 млн. лет.
Продолжительность этой эры 330 – 340 млн. лет:
А) архейская,
В) протерозойская,
С) палеозойская,
D) мезозойская,
Е) кайнозойская.
В истории развития органического мира «Веком пресмыкающихся» называется эра:
А) архейская,
В) протерозойская,
С) палеозойская,
D) мезозойская,
Е) кайнозойская.
Развитие этой новой эпохи началось 67 млн. лет назад и продолжается по настоящее время:
А) архейская,
В) протерозойская,
С) палеозойская,
D) мезозойская,
Е) кайнозойская.
К неклеточным формам жизни относятся:
А) прокариоты,
В) эукариоты,
С) вирусы и фаги,
D) бактерии и грибы,
Е) антибиотики.
Происхождение человека и его развитие, расовые особенности изучает наука:
А) антропогенез,
В) филогенез,
С) онтогенез,
D) эмбриология,
Е) палеонтология.
Нефункционирующие органы, свидетельствующие о сходстве человека с животными:
А) альбинизм,В) атавизм, С) антропогенез,
D) рудименты ,Е) дриопитеки.
Древнейшие люди:
А) парапитеки,
В) австралопитеки,
С) питекантропы,
D) синантропы,
Е) неандертальцы.
Звено между древними и первыми современными людьми:
А) австралопитеки,
В) синантропы,
С) питекантропы,
D) неандертальцы,
Е) кроманьонцы.
Укажите рудиментарные органы:
А) аппендикс,
В) волосатость тела,
С) развитие легких,
D) многососковость,
Е) упрощение органов.
Какое количество крупнейших группировок рас:
А) 5,В) 4, С) 6,
D) 3,Е) 2.
Рейтинговый лист темы «Антропогенез».
ФИ учащихся
Задания Кто проверял Кого проверял Оценка
1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 1 2 3 4 1 2 1 2 Алиев НазимАнприенко Оля
Рахимов АзаматРахимов ГалымбекТембаева СамалЯненко Настя
«5» - _________баллов, «4» - ____________, «3» - _____________баллов
лист темы
ФИ ученика ________________________________________________________
Задания Баллы Набранные баллы Кто проверял Кого проверял Оценка
№ 1. 1
2 3
9 Итого 12 № 2. 1
2 2
2 Итого 4 № 3 1
2
3 5
5
5 Итого 30 № 4 1
2 10
5 Итого 15 Проверочная работа № 1 20 № 5 1
2 10
5 Итого 15 Проверочная работа № 2 15 Итого 96 Критерии оценки: «5» - 86 – 96 баллов,
«4» - 68 – 85 баллов
«3» - 49 – 67 баллов