Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения»

Класс: 9
Учитель Степанова Людмила Васильевна
Тип урока: урок открытия новых знания и закрепления изученного
Место и роль урока: 2 урок по теме «Сложноподчиненное предложение».
Применяемая технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цели урока:
Предметные:
1) сравнение сложносочинённого предложения с другими видами сложных предложений и с простыми предложениями с однородными членами;
2) анализ логической структуры определения сложносочинённых предложений;
Метапредметные:
развитие умения работать с учебным текстом: устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
Личностные:
воспитание коммуникативности, самостоятельности.
развитие интереса учащихся к предмету

Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать тему и цели урока, искать пути их решения. Определять степень успешности своей работы.
Познавательные: выделять главную информацию в прочитанном тексте, находить способы решения проблемы, строить логически обоснованные суждения, группировать предложения по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, распечатки с учебным текстом, электронная презентация для самопроверки и самооценки.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся знают условия постановки знаков препинания в ССП; устанавливают и объясняют смысловые отношения между частями в ССП; конструируют ССП, используя разные виды сочинительных союзов.

ХОД УРОКА
Организационный этап
Слово учителя: сегодня мы продолжим изучать сложносочинённые предложения. Вы знаете, что Сложносочинённым предложениям присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей и интонацией. Всё это позволяет интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких и выразительных словесных картин. Продолжим нашу работу.
Актуализация опорных знаний
Приём «Верные и неверные утверждения»
Запишите только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям позже.
А) Сложносочинённые предложения состоят из двух или нескольких простых предложений.
Б) Одна часть сложносочинённого предложения зависит от другой.
В) Для связи частей сложносочинённого предложения используются сочинительные союзы.
Г) Союзы А, НО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЕСЛИ, ИЛИ, ЧТО – сочинительные.
Д) В сложносочинённом предложении перед союзом И всегда ставится запятая.

Совместное определение темы и целей урока

- Сформулируйте тему нашего урока: о чём мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?
-Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, какие знаки препинания употребляют в сложносочинённом предложении и всегда ли нужна запятая между его частями.
Изучение нового материала

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Приём «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст, делайте в нём пометки:

«Y» - эту информацию знаю;
«+» - это новая для меня информация;
«?» - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Понятие о сложносочинённом предложении
Сложносочинёнными называют такие сложные предложения, в которых простые предложения (предикативные части) связаны между собой сочинительными союзами и интонацией: Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.
Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух простых предложений (предикативных частей):
1.Солнце скрылось за облаком.
2.На пашню легла тень.
Во-вторых, простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.

В-третьих, хотя простые предложения (предикативные части), входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение.

2. Связь простых предложений (предикативных частей) в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз И); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и понижается в конце всего сложного предложения:

Солнце скрылось за облаком, и на пашню легла тень.
Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.

3. Используются и дополнительные средства связи. Например, наличие общего второстепенного члена для частей предложения. В этом случае запятая перед союзом И не ставится.
Вечером похолодало и пошёл снег.

Иногда в сложносочинённом предложении перед союзом И ставится тире.
Тире ставится, если происходит быстрая смена событий или их внезапность:
Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин.)

Запятая перед союзом И не ставится:
А) если его части объединены
второстепенным членом
общим придаточным предложением.
Например:
С каждым шагом вперёд горная панорама точно раздавалась всё шире и шире и небо делалось глубже. (Д. Мамин - Сибиряк.)
Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (И. Тургенев.);

Б) если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.
Например:
Это кто такие и что им надобно?
Сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Например:

Я стал читать и скоро пристрастился к книгам.

Я стал читать, и во мне пробудилась страсть к книгам.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

- Какая информация из текста вам была известна?
- Вернёмся к первой части и кратко запишем признаки сложносочинённого предложения

ССП:
Два и более простых предложения.
Части ССП не зависят друг от друга.
Сочинительные союзы.
Интонация.
Единое смысловое целое.

- Что нового узнали из текста?
- Как вы поняли, что значит «общий второстепенный член», «общее придаточное предложение»?
- Придумаем сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом «в школе».
- Объясните, в чём важность пункта 5?


В. Отработка навыков распознавания сложносочинённого предложения и постановки знаков препинания.
Примечание:
Работа проводится в парах. После каждого задания проводится самопроверка по слайду, затем обсуждение вопросов.

Задание 1
Выпишите номера сложносочинённых предложений. Обоснуйте свой выбор.
Роскошное утро, везде блестит роса на траве.
Пришло время, когда грибам стало тесно.
Лиловый подлесок пожелтел, и под ними уже ковёр жёлтой листвы.
Тихо, и синева повисла между ещё зелёными дорожками.
(М. Пришвин.)
5) Откуда-то прилетела сорока и отчаянно застрекотала.
6) Став лицом к солнцу, Вася пошёл в противоположную сторону и почти сразу же набрёл на крохотный родничок. (П. Проскурин.)
7) Полюбуйся: весна наступает(И. Никитин.)
8) Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
9) То солнце тусклое блеснёт, то туча чёрная висит.
10) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
11) Всё проходит, да не всё забывается.

Самопроверка по слайду, самооценка.
- Какие предложения вызвали затруднение?

Задание 2.
- Укажите номера сложносочинённых предложение с общим второстепенным членом или общим придаточным. Знаки препинания не поставлены.
1) В сумерки в небе начали появляться первые звёзды и зажглись огни па пароходах.
2) В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги.
3) Душно стало в доме и я вышел на воздух освежиться.
4) На площади шёл митинг и звучали горячие речи ораторов.
5) На площади шёл митинг и я поспешил туда.

Самопроверка по слайду, самооценка.
Устное объяснение одного (двух) предложений.
Задание 3.
Дополните сложносочинённое предложение общим второстепенным членом. Что изменится? Запишите полученные предложения.

Набежала туча, и брызнул короткий дождь.
Город кончался, и начиналось поле.
Дверь отворилась, и вошёл довольно высокий человек.
Конь остановился, и всадник резко побледнел.
К крыльцу подъехала бричка, и из неё вышла незнакомая дама.

Устный отчёт о выполнении, сопоставление со слайдом-образцом. Самооценка.

Задание 4.
Игра «Превращения»: превратите простые предложения в сложносочинённые. Запишите.
1)Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длилось недолго.
2)Недавно прошёл дождь. Дорога уже сухая.
3) Плуг врезается в землю, медленно переворачивая тяжёлые пласты.
4) Сверкнул луч солнца и всё вокруг преобразил.

Самопроверка, самооценка.

Задание 5.
Расставьте (в карточке) знаки препинания в сложносочинённом предложении, осложнённом другими пунктограммами.

Море будто шепчет что-то посылая волну за волной и этот монотонный шёпот успокаивает.
Выйдите рано утром в сад и может быть вы увидите удивительные вещи.
Морозно и словно радуясь чему-то лучисто улыбается солнышко.
Проплывали мимо небольших деревушек спускавшихся к реке и каждая из них была по-своему замечательна.

- Какие предложения вызвали затруднения? Вернёмся к их разбору на следующих уроках.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Вернёмся к 1 заданию и назовём верные утверждения.
- Оцените свою работу на уроке с помощью жетонов (красный – «узнал новое и понял материал», зелёный - «узнал новое, но не во всём разобрался», жёлтый – «всё уже знал», синий – «многое не понял»).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выберите любой уровень задания.
1 – упражнение 60;
2 – упражнения 61, 63 часть 2 (на конструирование);
3 – Сочинение-миниатюра с использованием сложносочинённых предложений. Темы: «Вот и осень на порог пожаловала», «Ветер», «Радуга», «Гроза».







15