Программа по внеурочной деятельности на тему Школа общения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН.



УТВЕРЖДЕНА:
решением педсовета
протокол № 1
от ___ августа 2016 года
Председатель педсовета
________О.А.Двигубская









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По внеурочной деятельности «Школа общения» для 2 класса

Направление «Общекультурное»

Количество часов: 34 часа (1час в неделю)

Составитель: Белова Ольга Юрьевна,
учитель начальных классов









2016 – 2017 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН



Согласовано
Зам. директора по УВР
Селина Е.Ю. _________
«_____» _____2016 г.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Школа общения»

Направление «Общекультурное»


для 2 «А» класса

количество часов 34 ч

Учитель Белова Ольга Юрьевна

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов первой квалификационной категории Беловой О.Ю. (протокол педсовета № 1 от 30.08.2016 г.)














1. Пояснительная записка.

Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития детей обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Школа общения».
При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой, использованы идеи Е.Д. Худенко.
В основу программы «Школа общения» положены следующие принципы:
принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника; принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
Программа «Школа общения» имеет «общекультурное» направление. Она рассчитана на 4 года обучения: в 1классе - 33 часа в год, во 2-4 классах – 34 час в год и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением). Длительность занятий 40 минут для учеников 2-4 классов.
Цель программы:
Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом
Задачи:
Формировать у детей представления о биполярных качествах личности
и нравственных нормах поведения.
Знакомить ребят с основными моделями коммуникативного
поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
Развивать внутреннюю убежденность в востребовании учащихся
обществом.
Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
2. Учебно – тематический план:

п/п


Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе






Теория

Практика



1
Я среди людей.
4 ч




1.1
Я среди людей. Экскурсия в парк.


1


1.2
Сюжетно – ролевая игра «Я и другие люди».


1


1.3
Кто я и как выгляжу.


1


1.4
Я – личность.

1



2
Мои роли в жизни.
4 ч



·

2.1
Я и мои роли.


1


2.2
Правила этикета в моих ролях дома, в школе, на улице.


1


2.3
Плохо одному.

1



2.4
Если с другом вышел в путь.

1



3
Школа этикета.
7 ч




3.1
Слово – мостик понимания между людьми.

1



3.2
Вежливость и этикет.


1


3.3
Мы идём в театр.


1


3.4
В магазин за покупками.


1


3.5
К нам гости пришли.


1


3.6
Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)


1


3.7
Экскурсия в музей.


1


4
Сказка ложь – да в ней намёк.
5 ч




4.1
Добро и зло в сказках.

1



4.2
Инсценирование сказки.


1


4.3
Удивительные перевоплощения в сказочных героев.


1


4.4
Давай устроим праздник.


1


4.5
Удовольствие в игре.


1


5
Семь «Я».
4 ч




5.1
Моя мама.

1



5.2
Наша семья.

1



5.3
Семейные традиции.

1



5.4
Конкурсная программа «Мама, папа, я – дружная семья».


1


6
Отношение к другим людям.
5 ч




6.1
Отношение к старшим.

1



6.2
Отношение к учителю.

1



6.3
Что в имени твоём?

1



6.4
Ты – это я.

1



6.5
Выступление в детском саду.


1


7
Общение в классе.
5 ч




7.1
Наш класс.

1



7.2
Мы договариваемся.


1


7.3
Протяни руку помощи.


1


7.4
Я – ты – мы.

1



7.5
Дари тепло другим.


1



Всего часов
34 ч
14 ч
20 ч



3. Методические рекомендации.
Формы работы:
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения, тренинги, экскурсии, тестирование.
Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Предполагаемые результаты:
Воспитанник имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
Имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

4. Список учебно – методической литературы:

Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. – М: ТЦ Сфера, 2004.
Игры: обучение. Тренинг, досуг / под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2007.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития,1997.











Учитель начальных классов
первой квалификационной категории _______ Белова О.Ю.






СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания методического объединения учителей нач. классов
От_______________ №________

_________ Чулкова И.В.
подпись руководителя ШМО ФИО
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР

________ Селина Е.Ю.
подпись ФИО
« ________»____________2016год











п/п

занятия






Разделы программы и темы
учебных занятий
В том числе
Дата по план

Дата факт

Примеч




Теор
Практика








Я среди людей. – 4 ч






1
1
Я среди людей. Экскурсия в парк.
1





2
2
Сюжетно – ролевая игра «Я и другие люди».

1




3
3
Кто я и как выгляжу.

1




4
4
Я – личность.
1







Мои роли в жизни. – 4 ч






5
1
Я и мои роли.

1




6
2

Правила этикета в моих ролях дома, в
школе, на улице.


1




7
3
Плохо одному.
1





8
4
Если с другом вышел в путь.

1






Школа этикета. – 7 ч






9
1
Слово – мостик понимания между людьми.
1





10
2
Вежливость и этикет.

1




11
3
Мы идём в театр.

1




12
4
В магазин за покупками.

1




13
5
К нам гости пришли!

1




14
6
Как обратиться с просьбой к вам? (к тебе?)

1




15
7
Экскурсия в музей.

1






Сказка ложь – да в ней намёк. – 5ч






16
1
Добро и зло в сказках.
1





17
2
Инсценирование сказки.

1




18
3

Удивительные перевоплощения в сказочных героев.

1




19
4
Давай устроим праздник.

1




20
5
Удовольствие – в игре.

1






Семь «Я». – 4 ч






21
1
Моя мама.
1





22
2
Наша семья.
1





23
3
Семейные традиции.
1





24
4

Конкурсная программа «Мама, папа, я -
дружная семья».

1






Отношение к другим людям. – 5 ч






25
1
Отношение к старшим.
1





26
2
Отношение к учителю.
1





27
3
Что в имени твоём?
1





28
4
Ты – это я
1







29
5
Выступление в детском саду.

1






Общение в классе. – 5 ч






30
1
Наш класс.
1





31
2
Мы договариваемся.

1




32
3
Протяни руку помощи.

1




33
4
Я-ТЫ-МЫ.
1







34
5
Дари тепло другим.

1







Итого:
14
20





































































































































































13PAGE \* MERGEFORMAT14915





13PAGE \* MERGEFORMAT141015




Заголовок 215