Программа Моя Читалия 2 класс


Пояснительная записка
Содержание программы «Моя Читалия» и её реализация в начальной
школе способствуют гармоничному развитию личности на основе
расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных
возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллектуальную
направленность.
Новизна программы «Моя Читалия» прослеживается в расширении круга
детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной
деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически
знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в
справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания
программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным
фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги.
Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой
учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста
и т.д. Особенностью программы «Моя Читалия» является знакомство с
автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого
материала, посещение литературных музеев. В ходе путешествия по стране
Читалии у детей появляется собственный индивидуальный продукт:
литературная карта. Это позволяет учащимся оценить границы своего
литературного образования, выбрать личный читательский маршрут, сделать
первые шаги в мир большой литературы.
Актуальность программы «Моя Читалия»
Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать
человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в
профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно
«переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря
чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы
развить в ребёнке любовь к книге и чтению.
Программа «Моя Читалия», разнопланово переплетаясь с уроками
литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от
чтения, приобретать читательский опыт.
Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает
мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей
информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление.
Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это
основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества,
которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в
непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных
жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и
творчестве рождается читатель. А настоящий читатель - это грамотный
гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий
нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.
Введение программы «Моя Читалия» можно считать педагогически
целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию
читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции,
раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей
учащихся.
Главной целью программы можно считать создание на практике
условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и
гражданина, интегрированного в современное обществе нацеленного на
совершенствование этого общества.
Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:
- расширить литературно-образовательное пространство младшего
школьника;
- приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений;
- формировать навыки библиотечного пользователя.
Отличительные особенности данной программы:
1. Преемственность занятий с основным курсом литературно г чтения
позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского
опыта младших школьников.
2. Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки,
художественного труда, живописи, кино, физической культуры.
3. Каждое занятие - часть целого. В результате получается индивидуальный
продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Объём: программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего
школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Bpeмя занятия
составляет 30 минут в 1-м классе, 45 минут - во 2-4-м классах. Курс
рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34 часа в год для 2-4-го классов.
Формы проведения занятий
Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание
литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования выставки
и презентации книг, мультипликационные фильмы г произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера,
экскурсии, викторины, конкурсы библиотечные уроки, двигательная
импровизация под музыку, художественная мастерская.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и
физиологического развития учащихся 1-4-го классов.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения курса «Моя Читалия» формируются следующие
предметные знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- потребность в систематическом чтении;
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- культура чтения;
- восприятие литературы как части искусства, умение творчески
осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах;
- умение пользоваться справочными источниками для понимания и
получения дополнительной информации;
- знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены
чтения.
Регулятивные учебные умения:
- умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение самостоятельно работать с новым произведением;
- умение работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
- умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои
результаты.
Познавательные учебные умения:
- умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя
информацию из аппарата книги;
- умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным
фондом);
- умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
- умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни.
Коммуникативные учебные умения:
- умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать
свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях
книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных
произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном
зале;
- вести диалог о прочитанной книге;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и
сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия;
- этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального
поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и
ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих
сохранять и укреплять здоровье.
Способы определения результативности - анкетирование, тестирование.
Форма подведения итогов реализации программы:
- театрализованное представление;
- выставка творческих работ;
- проектная работа.
2 класс (34 ч)
Здравствуй, книга! (1ч)
Знакомство детей с целями и задачами занятий, рассказ детей о летнем
периоде - встрече с интересной книгой. Составление отзыва о книге.
Раздел 1. Такие разные книги (6ч)
История появления книг. Какие бывают книги. Знакомство со
справочниками, энциклопедиями, словарями. Цель составителей этих книг.
Книги-сборники, работа с содержанием книги.
Проект «Моя книга». Изготовление книги (2ч)
Из каких частей состоит книга. Изготовление книжки-малышки.
Содержание книги. Оформление.
Раздел 2. Зачем нужны газеты и журналы (6ч)
История появления первой газеты и первого журнала для детей. Чем
интересна современная периодическая печать для детей.
Журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Роман-газета для детей»,
«Эрудит»: год издания, кому адресован, рубрики, авторы, произведения.
Проект «Наш журнал» ( 2 ч )
Кто работает над созданием журнала. Создание макета журнала: название,
возраст читателей, рубрики, содержание. Защита своего проекта.
Раздел 3. Не только сказки ( 6 ч )Что такое мифы. Мифы Древней Греции. Знакомство с легендами. Паньков
«Легенда о матерях», легенды о цветах. Предания. Потешки, прибаутки,
заучивание их наизусть. Сказки, которые дают ответ на вопрос. Сравнение с
научным ответом. Конкурс сказителей и знатоков сказок.
Проект «Моя сказка» (2ч)
Какие бывают сказки. Приёмы создания сказки. Написание сказки.
Художественное оформление. Защита своей сказки.
Раздел 4. Какого цвета детство (6ч)
Произведения писателей для детей. О дружбе: А. Барто «Мой друг», Н.
Артюхова «Подружки». О помощи человека животным (рассказы Н.
Сладкова). Об учёбе и отдыхе: рассказы В. Голявкина, Н. Носова, В.
Драгунского. Конкурс чтецов.
Проект «Это интересно» (2ч)
Разучивание игр, создание выставки увлечений детей, объединение до
интересам. Представление к защите единого «продукт» команды.
Какой я читатель? (1ч)
Тестирование, литературная викторина, подведение итогов путешествия по Читалии1. Тематический план
Основные разделы программы внеурочной деятельности
«Моя Читалия»

п/п Содержание Теорет.
часы Практ.
часы Всего
часов
1. Здравствуй, книга! 1 1
2. Раздел 1. Такие разные книги 6 6
3. Проект « Моя книга» 2 2
4. Раздел 2. Зачем нужны газеты и журналы 5 5
5. Проект « Наш журнал» 2 2
6. Раздел 3. Не только сказки 6 6
7. Проект «Моя сказка» 2 2
8. Раздел 4. Какого цвета детство? 7 7
9. Проект «Это интересно» 2 2
10. Какой я читатель? 1 1
Итого 34 34
Материально-техническое обеспечение программы:
- книжный фонд;
- медиатека;
- видеотека;
- телевизор, ВУВ-плеер, видеомагнитофон;
- принтер;
- бумага;- цифровой фотоаппарат;
- компьютер;
- мультимедийное оборудование: экран и мультипроектор.
1. Формы и средства контроля
- Театрализованное представление;
- выставка творческих работ;
- проектная работа.
Способы определения результативности:
- анкетирование;
- тестирование.

2. Литература для обучающихся.
1. Сказки К. И. Чуковского.
2. Стихотворения С. Михалкова.
3. Рассказ И. Тургенева «Лес и степь».
4. Стихотворение В. Авдеенко «Осень».
5. А. Плещеев. Стихотворение «Скучная картина!..»
6. Стихи А. Л. Барто.
7. Стихи И. Токмаковой.
8. Русские народные сказки.
9. В. Драгунский «Зелёнчатые леопарды»,.
10. А. Шалыгин «Если есть хороший друг».
11. В. В. Маяковский «Кем быть?»,
12. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
13. С. Маршак «В начале жизни».
14. В. Берестов «Мужчина».
15. Г. Цыферов «Лягушонок-пекарь».
16. И. Черницкая «Что такое Родина?»
17. А. Барто «Мой друг».
18. Н. Артюхова «Подружки».
19. О помощи человека животным (рассказы Н. Сладкова).
20. Мифы Древней Греции.
21. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
22. К.Г. Паустовский «Михайловские рощи». «Барсучий нос».
23. К. Булычёв «Девочка с Земли».
24. Рассказы Ю. Коваля, Г. Снегирёва.
25. Рассказы и были для детей Л.Н. Толстого.
26. К.Д. Ушинский «Родное слово», «Рассказы и сказки».
27. Стихи для детей С.Я. Маршака. С.Я. Маршак «Кошкин дом».
28. А.П. Гайдар «Дальние страны».
29. Рассказы М. Пришвина.
30. М. Горький «Детство», «Воробьишко».
31. Л. Кассиль «Черемыш - брат героя».
32. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
33. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
34. Ш. Перро «Золушка».
35. Д. Пикули «Сказки про Лулу».
36. Д. Родари «Сказки по телефону», «Джельсо-мино в Стране лжецов».
37. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
38. Харрис Джоэль Чендлер «Сказки дядюшки Римуса»