Програма кружка художественной направленности «Затейник»

Пояснительная записка


Программа «Затейник» имеет художественную направленность
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий риторическими навыками и умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
Главный принцип работы программы - общественная полезность, коллективность, социально значимая ориентированная деятельность
Программа является модифицированной, с учётом порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, с учётом развития культуры, технологии и социальной среды.

Актуальность программы 
Объясняется важностью художественно-эстетического развития учащихся, Едва начавшись, новое тысячелетие уже сегодня диктует новые правила жизни, динамичной, бурно меняющейся, требующей от человека активных действий. Уже сегодня обществу нужны компетентные и самостоятельные, прогрессивно меняющиеся, готовые к сотрудничеству люди.
Приобщения к искусству, на протяжении всей истории человечества были неотъемлемой частью национальной культуры. В настоящее время особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.
Цели и задачи программы

Цель- Развитие творческих способностей учащихся посредством театральной педагогики.
Задачи .
Обучающие:
обучать разработке и конструированию наглядных пособий и игрового материала;
формировать практическое умение и навыки в подготовке культурно – досуговых программ.
формировать умение и навыки лидерского поведения, коллективно
творческое мышление;
Воспитательные:
воспитывать и развивать культурное общение;
воспитывать чувство ответственности перед коллективом.
Воспитывать умение организовать своё свободное время.
Воспитывать внимание, актуальность , трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.


Развивающие:
развивать основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения).
развивать речевой аппарат и пластическую выразительность движений;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству.
Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях

Отличительная особенность данной программы в том , что она является вариативно- комплексной, т.е. при возникновении необходимости допускает корректировку содержания и форм занятий . Программа также предполагает творческий подход педагога к подбору изучаемого материала, к выбору форм, методов. Главная задача педагога – вызвать у детей эмоциональный отклик, разбудить творческую активность и фантазию.
Руководитель должен внимательно и творчески отнестись к подбору игровых блоков, заданий, предлагаемых воспитанникам.
И самое главное: детям необходимо видеть результат своей работы (выход в школы, детские сады и детские центры с игровыми программами,

Программа кружка «Затейник» рассчитана : для учащихся в возрасте от 11 до 17лет. Программа рассчитана на 3 года обучения всего на освоение программы отводится 432 часа, по 144 часа в год.
1 год обучения-144 часа;
2 год обучения- 144 часа;
3 год обучения- 144 часа;
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут. Перерыв между занятиями-15 минут.

Наполняемость группы:
1-й год обучения- 15 человек
2-й год обучения- 12 человек
3-й год обучения- 10 человек
 

.

Форма и режим занятий .
Программа предусматривает в себе форму группового обучения
Основная форма работы – занятия со всем коллективом при проведении групповых и индивидуальных упражнений и тренингов. Большое внимание уделяется практическим занятиям, тренингам, играм, выступлениям на сцене в качестве ведущих, что отвечает подвижности и активности детского возраста.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого потенциала учащихся педагог может внести изменения в содержании занятий.

Ожидаемые результат обучения:
В ходе реализации программы «Затейник» обучающиеся должны

К концу 1 года обучения должны
Знать:
Знать понятие «игра», виды игр.
Знать понятие «культура речи», основные качества речи.
Знать понятие «организатор досуга» его функции.
Знать методику составления картотек.
Знать пять – шесть упражнений на дикцию, дыхание, голос.
Знать методику проведения конкурсной игровой программы.
Уметь:
проводить речевую гимнастику для артикуляционного аппарата.
выполнять упражнения на снятие мышечной зажатости.
подготовить и провести игру, конкурсную программу.
работать с литературой при оформлении на заданную тему.

К концу 2 года обучения должны
знать:
понятие «логическое ударение» и правила его расстановки.
требование к подбору игрового материала и игровых знаний в игровой программе.
основные формы организации досуга школьников.
основы мастерства ведущего.

Уметь:
проводить тренинги на снятие мышечной зажатости и смелости публичного выступления.
свободно держаться на сцене, контактировать со зрительным залом.
подготовить и провести игровую программу.
составлять и оформлять кроссворды, загадки, ребусы.

К концу 3года обучения должны
знать:
методику организации работы с детским коллективом.
пять – десять игр на все случаи.
пять – восемь эстрадных игр (конкурсы, викторины, аукционы).
методику разработки авторской игровой программы.

Уметь:
организовать и провести досуговую программу.
выйти из непредвиденной ситуации на сцене.
разрабатывать авторскую игровую программу, подбирать дидактический материал к ней.
разрабатывать и оформлять дидактические игры.





Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Проведение итогового занятия в форме творческих отчетов о жизни и работе кружка. Проведение итогового мероприятия.

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
всего

1
Введение

6

-
6

2
Мастерство ведущего

13

41
54



3

.«Игротека»

20


38
58

4
.
.«Мастерилка»

5
15

20


5
Подведение итогов
1
5
6


итого
45
99
144





2- год обучения

п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
Всего

1.

Введение


4

4


2.
Мастерство ведущего.

10

44

54


3.
«Игротека»

16


46


62



4.
Мастерилка».
5
15
20


5.
Подведение итогов
1
3
4

6.
итого
32
112
144






3- год обучения


п/п
Наименование тем
Количество часов



теория
практика
Всего

1.
Введение

4

4

2.


Организатор и ведущий
досуговых программ.
.
12
32

48

3.
«Игротека – практикум».
.
12
48
58

4.
«Мастерилка».

8
20
28

5.
Подведение итогов
2
4
6


итого
40
104
144






























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1год обучения

1 . Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Введение в предмет. Организационная работа

2 Мастерство ведущего.
Теория.. Понятие «ведущий» его качества. Основы актерского мастерства. Сценическая речь. Понятие «артикуляция», «дикция»; «интонация». Культура речи. Речевой этикет. Чистота, точность, ясность, правильность речи. Виды дыхания. Дикция. Пластика. Понятие «пластика». Мелодия движения. Темп (быстро, медленно, умеренно).

Практика. Знакомство с актерским тренингом. Упражнение на внимание, воображение, мышечную раскрепощенность: «Пальма», «Мокрые котята», «Снеговик». Игровые тренинги на знакомство и создание доверительной атмосферы: «Найди пару». «Здравствуй, друг», «Валерия Великолепная». Артикуляционная гимнастика «Мотор», «Качели», «Лошадки». Упражнения на дыхание. «33 Егорки», «Свечи», «Этика». Работа над скороговорками потешками.
Развитие гибкости и подвижности. Выправка осанки. Танцевальные позиции положение рук и ног. Мизансцена. Виды мизансцен.

3 «Игротека».
Теория. Понятие «организатор». Его качества и функции .Основные формы организации досуговых программ. Знакомство с термином «досуговая программа». Методики подготовки и проведение конкурса, игры. Масштабы (презентация, юбилей, праздник). Условия проведения (улица, стадион, помещение).

Практика. Тест на профессиональную пригодность «Коммуникатор и организатор».Виды игр: подвижные, малоподвижные, развивающие. Понятие и значение термина «игра». Различие игр развитых и малоразвитых стран. Народные игры. Спортивные игры. Развивающие игры – конкурсы
Содержание игровых заданий. Задачи игровых заданий: интерес, ловкость, быстрота, сила, интеллект.
Работа над миниатюрами. Помощь в организации игровых программ. Репетиция. Показ с выходом на детскую аудиторию.

4. «Мастерилка».
Теория. Понятие «дидактический материал», «наглядное пособие». Значение дидактического материала в игровых программах. Настольные и дидактические игры. Идея игры. Разработка условий игры. Оформление.

Практика. Методика составления картотек. Понятие «картотека», ее значимость. Методы составления картотек. Подбор. Виды картотек.
Оформление картотек, кроссвордов, ребусов, загадок на заданную тему.
Разработка и изготовление реквизита и костюмов для конкурсно – игровых программ. Фото и видео сессии, умение держаться перед камерой.

5. Итоговое занятие
Теория .Подведение итогов за год.
Практика. Показ итогового мероприятия


2год обучения

1 Введение.
Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.
Понятие «праздник». История рождения праздника. Термин «праздник». Истоки. Рождение праздника. Праздники и обычаи. Праздники рождения стран.
Праздник в наши дни. Значение праздника в жизни людей. Любимые праздники. Подарки и их значение.

2. Мастерство ведущего.
Теория. Понятие сценической речи. Понятие ритмопластика. Актерское мастерство и задачи актёра.

Практика. Тренинги на снятие мышечной зажатости. Смелость публичного выступления, коммуникативные навыки: «Волшебные путешествия», «Встреча двух», «Картина», «Театр – экспромт». Контакт с аудиторией. Приемы привлечения внимания.
Сценическая речь. Дикция. Артикуляционная диагностика. Повторение упражнений: «Бочка», «Лошадка», «Качели», «Змейка». Произношение скороговорок, прибауток разной интонацией. Дыхание: Упражнения «33 Егорки», «Краской крашу я карниз». Культура речи. Речевой эффект. Правильность речи. Звук. Упражнение для тренировки силы звука. Логические упражнения. Паузы. Смысловые паузы в тексте.
Музыкальный размер. Мелодия и движение. Быстрый, медленный, умеренный темп. Правила и логика, перестроение из одних рисунков в другие. Логика поворотов в лево и вправо. Законы и эстетика равновесия в позах классического танца.
Роль ведущего в праздничной программе. Качества и функции ведущего в праздничной программе. Тест «Ведущий или ведомый». Упражнения и тренинги на лидерские качества. Тактика.
ТВ – ведущие. Имидж. Амплуа. Понятие терминов «имидж», «амплуа». Творческий поиск своего «имиджа».

3. «Игротека».
Теория. Виды и формы праздничных программ.
Вечеринки, дискотеки, конкурсы, викторины, игры и т.д. Классические игры. Игра в праздничной программе. Значение игры в празднике. Возрастные особенности. Правила, условия, средства. Содержание игровых заданий. Игры – изюминки, игры – сюрпризы.
Музыкальные игры. Виды музыкальных игр. Игра и музыка. Подвижные, малоподвижные. Разучивание массовых музыкальных игр. Конкурсов «Последний герой», «Волшебные шапки» и др.
Сюжетно – ролевые программы. Понятие «сюжет». Сюжетные игры – испытания (искатели, спасатели, экстремалы, детективы). Новые идеи сюжетно – ролевых игр. Работа ведущего над праздничной программой.
Четыре этапа:
общий анализ текста;
изучение текста;
домашняя работа над текстом;
репетиции.
Методики подготовки и проведения праздничной программы. Значение праздничной программы. Цель и задачи.

Практика.
Игровые блоки. Подбор заданий (умение ориентироваться в литературе). Подбор материала и дидактического пособия к блокам праздничной программы. Распределение обязанностей. Выбор ответственных.
Музыкальное и художественное оформление в праздничной программе. Значение музыкального и художественного оформления в игровой праздничной программе. Подбор музыкальных репертуаров. Работа с фонограммой, микрофоном, музыкальной партитурой. Работа над художественно – изобразительным решением, декорации костюмов, света, музыки.

4. «Мастерилка».
Теория. Знакомство с компьютерной презентацией. Виды презентаций.

Практика. Составление и оформление ребусов, викторин, игр на заданную тему. Картотеки ребусов, викторин. Поиск материала и его обработки. Оформление развивающих и дидактических игр. Разработка условий, правил, содержание заданий.
Подбор аудио и видео материала к игровой программе. Составление фонотеки на заданную тему. Звукозапись.
Изготовление костюмов и реквизита. Разработка эскизов костюмов, изготовление, реквизита.

3год обучения

1. Введение
Вводное занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.
Досуг: мир полезного и познавательного. Знакомство с выдающимися людьми: режиссер, актер, художник, ведущие ТВ. Досуг за рубежом. Их традиции и обычаи.
Эстрада как жанр искусства. История эстрадного искусства. Жанр. Эстрада. Что должен уметь артист эстрады. Концерт – экспромт. Организатор и ведущий досуговых программ.

Организатор и ведущий досуговых программ.
Теория. Организация работы детского коллектива. Постановка цели. Составление плана. Подбор исполнителей, помощников. Распределение обязанностей. Контроль. Сроки выполнения. Репетиции. Их значение.

Практика. Мастерство ведущего. Упражнения и тренинги для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, смелости публичного выступления, чувства ритма «Ай да я!»; «Рисунок пальцами»; «Хлопки»; «Игра со стулом». Взаимодействие ведущих друг с другом, со зрительным залом. Умение выйти из сложившихся ситуаций на сцене. Культура и этика общения. Упражнения «Знакомство», «Встреча», «Здравствуйте».
Сценическая речь. Упражнение на развитие речевого аппарата Дикция, комплексная система упражнений для воспитания голоса и речи ведущего в конкретных сценических условиях. Звук. Распределение звука по вертикали, горизонтали сцены.
Сценическое движение..
. Индивидуальная работа с актерами по роли: этюдная разработка роли, рождение образа, его основание, пластическое решение роли.

3. «Игротека – практикум»
Теория. Подбор информации, работа с литературой для написания авторской программы. Расстановка номеров в программе. Правила определенной последовательности номеров, композиция игровой программы.

Практика. Эстрадные игры (на внимание, конкурсы, викторины). Интеллектуальные игры. Составление викторин, кроссвордов, игр на заданную тему. Театральные игры. «Театр – экспромт», «Скульптор», «Зеркало». Разработка игровой программы, подбор дидактического материала, разработка наглядного пособия на заданную тему.
Работа над игровой программой с выходом на детскую аудиторию.

«Мастерилка».
Теория. Оформление папок «Затейник».
Разработка эскиза и оформление компьютерных презентаций на заданную тематику.

Практика. Составление и оформление раскладушек на заданную тему.
Изготовление костюмов и реквизитов к заданным игровым программам, праздникам.


































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Взаимоотношения педагога и учащихся основаны на сотрудничестве и взаимоотношении.
Досуговая деятельность ребенка проходит в совместном с руководителем творческом поиске.
Для создания необходимой творческой объективности на занятиях применяются различные формы и методы обучения:
Формы обучения:
репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
объяснительно – иллюстративный;
проблемный (педагог помогает в решении проблем;
поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает выводы);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
Методы обучения:
Эффективными методами воспитательной деятельности и формирование опыта поведения являются:
беседы на этические темы и культуру речи;
личный пример;
поручение;
игры;
коллективно – творческая деятельность;
поощрение;
соревнования;
награждения;
посещение мероприятий; праздников.
Проведение итогового занятия в форме творческих отчетов микрогрупп обучаемых о жизни и работе кружка. Программа ведет к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение учебной программы.


При реализации программы и проведении занятий используется:

Лекционный материал по темам: «Культура и этика общения», «Основы мастерства ведущего», «Эстрадное искусство».

Комплексы упражнений, тренинги:
На развитие сценического внимания.
На освобождение мышц и снятия сжатости.
На развитие пластичности.
На артикуляционную гимнастику.
На развитие лидерских качеств.
На развитие речевого дыхания.
На четкое произношение звуков
На культуру речи.

Раздаточный материал в виде карточек с различными знаниями по сценической речи, мастерству ведущего, сценическому движению.

Наглядные пособия по темам:
Схемы театральной лексики для изучения основ мастерства ведущего.
Схема строения речевого аппарата для изучения сценической речи.
Рисунки с текстом для упражнений на развитие дикции («Бочка», «Качели», «Лошадки»).
Рисунки для развития дыхания: «Ель», «Гости», «Карлсон».
Видеоматериалы о ведущих игровых программ.
Аудиозаписи классической и современной музыки, фонограммы.
Компьютерные презентации по различным темам.
При реализации программ предлагается сотрудничество со школами и другими образовательными учреждениями на предмет проведения программ, тематических, бесед, семинаров.

Материально – техническое обеспечение.
Для проведения занятий нужен зал со сценой, оборудованный кулисами.
Технические средства: магнитофон, аудиокассеты, фонограммы, микрофон.
Видеомагнитофон и телевизор.
Материал для изготовления костюмов и реквизитов, дидактического пособия, наглядного материала.
Комната для изготовления и хранения костюмов, художественного оформления, реквизита и наглядного материала.

Вид и форма контроля , форма предъявления результатов
представлен в следующих формах:
зачетные работы в конце каждого раздела программы: тесты, наблюдение, творческие задания, выставки, собственные разработки сценариев, проведение мероприятий в качестве ведущих.
итоговые игровые программы в конце полугодия;
результат участия в мероприятиях различного уровня.



Список литературы
для педагога:
Гольдин В.Е. «Речь и этикет» - Москва 1983 г.
Горелов И.Н. «Умеете ли вы общаться?»- Москва 1991 г.Гутник И.Ю. «Организация педагогической диагностики в профильном обучении» - С.-П., 2005 г.
Гутник И.Ю. « Педагогическая диагностика образованности школьников» - С.-П., 2000 г.
Зубрилова Н.А. «Дополнительное образование и воспитание детей» - С.-П., 2003 г
«Внешкольник» - подписное издание
Инструкция по технике безопасности труда и пожарной безопасности.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
для обучающихся:
Беленко В.В. «Выпускные вечера и праздники последнего звонка в школе» - Москва . 2005 год.
Воронова Е.А. «Школа смеется» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 год.
Вакса О. «Сценарии праздников для детей и взрослых»- Москва , 2003 г.
Смирнов В.Ф. « Путешествие в страну тайн»- Москва , 1993 г.
Побединская Л.А. «Праздник для друзей»- Москва, 2000г.
Шнарева Г.Т. «Театрализованные праздники в школе» - Москва, 2002 г.
Шейла Энн Барри «Лучшие игры для вечеринки» - Москва, 2004 г.
Щербакова В.Н. «Калейдоскоп школьных дел 5»- Москва , 2004 г.
Щербакова В.Н. «Калейдоскоп школьных дел 1»- Москва , 2000 г.


Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 615