Програма внеурочной деятельности Занимательная экономика для учащихся 1 класса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу «Занимательная экономика»
ДЛЯ 1-Г и 1-Д КЛАССОВ
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
2014 год

1. Пояснительная записка
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Внеурочная деятельность по данному направлению в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Основные принципы внеурочного курса
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается курс «Занимательная экономика» для учащихся 1 классов.
2. Описание ценностных ориентиров программы
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Учащиеся начинают понимать:
ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
3. Описание места курса в учебном плане
Программой предусмотрено как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания. Программа рассчитана на полный учебный год и составляет 70 часов в год, 2 часа в неделю (по выбору ребенка в рамках работы Клубов).
4. Описание ценностных ориентиров курса
При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
-ориентация на понимание причин успешного обучения;
-широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-проявление интереса к новому учебному материалу;
-способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
-морально-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
К концу обучения в первом классе ученик узнает:
- что такое собственность;
- почему все люди трудятся;
- какие бывают профессии;
- как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду.
Метапредметные результаты:
Сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином. Объяснять значение слов: «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.
Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.
Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.
Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять таблицу.
5. Тематическое планирование
№ занятия Тема
занятия Колич. час. Форма занятия
2 Труд в быту. Профессии 1 Беседа
3 Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. 1 Беседа
4 Разделение труда в быту. Обмен результатами своего труда 1 Сюжетно-ролевая игра
5 Обмен результатами своего труда 1 Работа в паре, ролевая игра
6 Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. 1 Сюжетно-ролевая игра
7 Семья. Домашнее хозяйство 2 Беседа , работа в паре
8 Товар и деньги в домашнем быту 1 Беседа
9 Заработная плата.
1 Беседа
10 Заработная плата, как плата за работу 1 Работа в паре
11 Понятие о потребностях. 1 Беседа
12 Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). 1 Беседа
13 Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. 1 Беседа
14 Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. 1 Беседа, работа в парах
15 Проблема выбора в современных условиях 1 Беседа
16 Понятие ограничений при удовлетворенности потребностей 2 Беседа, работа в группах
17 Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве 2 Работа в группах
18 Понятие ассортимента товаров 1 Беседа
19 Понятие производителя и потребителя 1 Беседа, работа в группах
20 Понятие цены товара 1 Беседа
21 Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. 1 Беседа
22 Понятие дефицита и затоваривания 2 Беседа, деловая игра
23 Различные формы организации торговли. 1 Беседа, ролевая игра
24 «Магазин», «Супермаркет», «Ярмарка». 1 Ролевая игра
25 Процесс купли-продажи. 2 Беседа, ролевая игра
26 Обмен товара, чека, денег 1 Беседа
27 Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания. 1 Работа в группах
28 Предприятия бытового обслуживания. 1 Работа в группах
29 Школа как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. 1 Беседа
30 Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. 1 Беседа, деловая игра
31 Итоговое занятие по теме: «Как товары и услуги исполняют желания» 1 Работа в группах, деловая игра
32 Понятие денег. История денег. 2 Беседа, работа в паре
33 Страны и их деньги. 1 Беседа
34 Виды денег 2 Беседа
35 Кто распределяет деньги в семье 1 Сюжетно-ролевая игра
36 Источники и виды доходов в семье 2 Работа в паре, ролевая игра
37 Доходы и расходы 1 Беседа
38 Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. 1
Экономическая игра
39 Бюджет. Система приоритетов. 1 Работа в группах
40 Богатство – счастье. 1 Исследовательская работа
41 Понятие страхования Беседа
42 Понятие страхового риска, виды рисков Беседа
43 Страховой взнос 1 Беседа
44 Понятие государственной казны. 1 Работа в группе
45 Налоги, налогообложение 2 Беседа
46 Предпринимательские идеи, способы превращения в жизнь 1 Беседа
47 Средства производства, какие они бывают 2 Беседа
48 Капитал 2 Беседа
49 Самое первое представление о банке. 1 Беседа
50 Банк. Коммунальные платежи. 2 Деловая игра
51 Сбережения. Накопления. Беседа
52 Первое понятие о собственных затратах. 2 Работа в парах
53 Экономия собственных затрат. Ролевая игра, работа в парах
54 Представление о производительности труда и прибыльности дела 1 Беседа, работа в группах
55 «Магазин», «Я-продавец», «Я-покупатель» 1 Ролевая игра
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Смирнова Т.В. Учебник. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательcкий дом «Федоров», 2009
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009
Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003.
Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru4. Учительский портал – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/1405. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь», Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok7. Фестиваль педагогических идей – Режим доступа: http://festival.1september.ru8. Экономика для малышей, или Как Миша бизнесменом стал – Режим доступа: http://www.ostrovskazok.ru/ekonomika-dlya-detey/ekonomika-dlya-malishey-ili-kak-misha-stal-biznesmenom