Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы в совмещенных классах – комплектах с внедрением трехъязычия


КГУ «Побединская основная школа
отдела образования акимата Карабалыксокго района»
Семинар
Формирование коммуникативной компетентности
и творческого мышления
обучающихся
на уроках русского языка и литературы
в совмещенных классах – комплектах
с внедрением трехъязычия  Подготовила
Каламбаева Сара Султановна учитель русского языка и литературы
КГУ «Побединская основная школа
отдела образования
акимата Карабалыкского района»

с. Победа
2017
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Актуальность данной работы связана, прежде всего, с наличием следующей проблемы: в последнее время все чаще школы заявляют о наличии серьёзных недостатков в развитии коммуникативной компетентности школьников. Большинство детей приходит в школу с низким уровнем дошкольной языковой подготовки. Это обусловлено несколькими причинами:
занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются; информация идет в основном из телевизора;
диалектная среда;
отдалённость от районного центра лишает сельскую школу ряда преимуществ (учреждения дополнительного образования), которыми пользуются учащиеся школ района для получения информации;
закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказывать своё мнение, отношение к предмету, действию, поступку.
Это ведёт к тому, что в устной речи детей сочетаются речевые штампы, междометия и диалектизмы. Школьники практически не могут выразить свои мысли, им трудно общаться. Речь большинства не соответствует их возрастным показателям.
Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования коммуникативной компетентности: подбор соответствующих методических приемов погружения в определённую развивающую речевую ситуацию.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Моя цель - воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.
В КГУ «Побединская основная школа отдела образования акимата Карабалыкского района» работаю с 2004 г. Стаж педагогической работы – 20 лет. Образование высшее, в 2007 году окончила Костанайский государственный педагогический институт, квалификация – учитель русского языка и литературы. Имею первую квалификационную категорию с 2012 года. Прошла курсы повышения квалификации при ИПК «Өрлеу» по проблеме: ««Методика проектирования современного урока русского языка и литературы в условиях поликультурного и полиязычного образования»», 2016 г. Курсы по образовательной программе повышения квалификации заместителей руководителей общеобразовательных организаций в рамках обновления содержания среднего образования РК в ЦПМ. Курсы школьных кураторов в рамках обновления содержания среднего образования РК в ЦПМ. Тема самообразования: «Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления у обучающихся на уроках и внеурочное время».
В работе стараюсь идти в ногу со временем, занимаюсь самообразованием, повышаю педагогический уровень, участвуя во всех профессиональных и методических мероприятиях.
Подготовила доклад на августовскую конференцию из опыта работы по теме: «Трехъязычие – требование времени» (2016 г.).
Организовывала и участвовала в работе педагогических советов: «Преемственность в обучении и воспитании как условие и показатель социального здоровья и социальной успешности учащегося» (2013 г.), «Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы» (2015), «Внедрение полиязычного образования в условиях школы» (2015 г.), «Современный урок как основное эффективное и качественное образование» (2016 г.), «Критериальное оценивание – важный фактор процесса обучения» (2016 г.).
В 2012-2013 учебном году состояла в районной проблемной группе по составлению сборника сочинений.
В 2014-2015; 2015-2016 учебных годах являлась членом проблемных групп ««Внедрение полиязычного образования в условиях школы»;
«Современные методы и формы в УВП, направленные на продвижение трехъязычного образования».
Членами проблемных групп проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия с внедрением трехъязычия. Мною был проведен открытый урок в 5,6 совмещенном классе.
В 2015-2016 учебном году был проведен школьный семинар «Интегрированный урок как средство продвижения трехъязычного образования». В рамках семинара были организованы следующие мероприятия: открытый урок «Атамекен – земля предков»; внеклассные мероприятия: «Путешествие по Казахстану»; «Профессия переводчик».
Ежегодно организую и являюсь участником педагогических чтений, конференций. В рамках празднования 25- летия Независимости Республики Казахстан, мною была проведена конференция ««Білімді Қазақстан» (2016 г.). Выступила с докладом «Обновление содержания образования в Республике Казахстан».
В течение года, двух лет (в зависимости от уровня сложности исследования) работаем с учениками над проблемами: «Лексикон учащихся 5-8 классов моей школы» 2014-2015 уч.г.; «Речевой этикет учащихся школы» 2015-2016 уч.г., (2 место); «Образ ведьмы в произведениях Н.В. Гоголя» (по сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки») 2016-2017 уч.г. Данные исследовательские работы были представлены учащимися на школьной научно-практической конференции. В 2015-2016 учебном году одной из работ было присуждено 2 место.
В феврале 2016 года в школе был организован конкурс «Школа – пространство для педагогических инноваций и инициатив». На презентации мною были продемонстрированы электронные и бумажные банки методической продукции. В конкурсе мне было присуждено 1 место.
Контрольные измерители по русскому языку для 6 класса были размещены на сайте «Мир учителя» http://worldofteacher.com/4676.html №С2437 (2014 г.)
В 2014-2015 учебном году мною было проведено 2 открытых урока по русскому языку в совмещенных классах – комплектах. В 2015-2016 учебных годах по одному открытому уроку по русскому языку в 5-6 классах-комплектах.
Ежегодно мною организуются предметные недели по русскому языку и литературе, в рамках которой проводятся игры, конкурсы, тематические мероприятия: «И вечен твой могучий стих», поэтическая гостиная «Родник поэзии есть красота», «Маршрутами Ш. Уалиханова», «Смех - лучшее лекарство», «Сказки повсюду живут», «Строки, опаленные войной». В течение года вовлекаю учащихся во все внеклассные мероприятия, тем самым формируя коммуникативные способности, творческое мышление.
Конечно же, большие возможности для формирования коммуникативной компетенции дают курсы, которые я вела в 5 классе «Волшебный мир сказки», в 10 классе «Лексическое богатство русского языка» (2013 г.), кружки. В 2015-2016 году проводились занятия кружока «Книголюбы».
В 2013 году отмечена грамотами ГУ «Отдел образования акимата Карабалыкского района»: Грамота «За активное участие в работе педагогической студии», Грамота «За большой вклад в воспитание и обучение молодого поколения граждан РК» (заместителю директора по УВР). В 2014 году присуждено 2 место в олимпиаде учителей русского языка и литературы.
В 2013-2014 учебном году четверо обучающихся стали победителями в конкурсе «Золотое руно» (2 место - 2, 3 место - 2), один победитель в конкурсе «Русский медвежонок» (1 место).
Современное образование ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, поэтому неслучайно моя методическая тема «Формирование коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы». Приступив к работе над ней, я изучила    педагогические технологии, которые направлены на формирование опорных компетенций личности и развитие творческого мышления.
На уроках русского языка и литературы возможно применение различных педагогических технологий.
Я считаю, что даже элементы здоровьесберегающих технологий, которые преследуют цель: укрепление здоровья учащихся, могут способствовать также и развитию речи детей. Мы с ребятами во время физической паузы произносим текст.
Игровые технологии также позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивать речь.
Так, например, игра с мячом очень хорошо развивает внимание детей, быстроту мыслительной реакции. Позволяет не только оживить класс на уроке, но и закрепить полученные знания. При изучении темы «Причастие» в 7 классе я бросаю мяч учащимся в произвольном порядке. Называя при этом глагол, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав причастие, образованное от этого глагола. Игра с мячом проводится при изучении имени прилагательного. Я называю существительное, ученик – имя прилагательное к существительному. Данная игра позволяет работать над формированием коммуникативной компетенции, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас.
Элементы личностно – ориентированного развивающего обучения дают мне возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование коммуникативной компетенции: «Распредели слова по группам», «Допиши слова, в группу слов», «Третий лишний». После чего они сами формулируют правило, почему они отнесли или удалили из группы слово.
Компетентностный подход – одно из ключевых понятий в обновлении содержания общего образования. Это не просто набор ЗУНов, которыми должен овладеть выпускник, а некий интегрированный результат, нацеленный на решение сложных проблем.
Формирование ключевых компетенций было провозглашено одной из целей преобразования казахстанской системы образования.
Коммуникативная компетенция является одним из приоритетов образования.
За время работы над данной темой мной было изучено большое количество методической и периодической литературы, из которой я выяснила, что коммуникативная компетенция – это готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разных позиций и уважительного отношения к других.На мой взгляд, работу по формированию коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: развитие речи и этикет общения.
Работа осуществляется через уроки, внеклассные мероприятия, внеурочную деятельность.
Моя основная задача на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать индивидуальность.
Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.
На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции.
Я считаю, что групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. Например, на уроках русского языка и литературы учащиеся в группах отгадывают кроссворды, ребусы, составляют кластеры; работая в парах, учащиеся составляют синквейны, «толстые и тонкие» вопросы, схемы, заполняют таблицы.
Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя школьников анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их.
Существует множество видов работ по развитию речи на уроке: написание творческих работ: сочинений, изложений, эссе, писем. Так, например, в 6 классе на уроке экскурсии дети собирают лексический материал для описания природы. В результате реализуется их творческий потенциал: необычная обстановка подталкивает их к созданию оригинальных сочинений. Учащиеся пишут работы на темы: «Я осенний листок», «Снежинка».
Хорошо развивают речь такие виды сочинений, как сочинения, по заданному началу.
При изучении на одном из уроков в 5 классе ребятам было предложено начало текста: Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью?
Сочинения - миниатюры на уроках литературы: Например, «Судьба человека в его руках» в 5 классе при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», «Если бы у меня было волшебное кольцо» при изучении сказки А. Платонова «Волшебное кольцо».
Могут быть даны опорные слова - тему формулируют учащиеся; может быть дан вывод - весь текст, подводящий к данному выводу, создают самостоятельно дети. Интересны в качестве выводов пословицы. Например, мы брали с 6 классом такой вывод: «Недаром говорят «Поспешишь - людей насмешишь».
Дана спорная ситуация - нужно аргументировать свою точку зрения, что приучает ребёнка самостоятельно анализировать ситуацию и брать на себя ответственность.
На уроках литературы при изучении мифологии, сказок Г.Х.Андерсена, А.И. Куприна выявляем проблему истинной и ложной красоты. Проблему внешней и внутренней красоты человека рассматриваем на занятиях по сказке А. Куприна «Синяя звезда» и др.
Нравится детям задание разукрасить текст. Дополнить текст прилагательными или на уроке литературы эпитетами. Текст: Зимний лес.Хорошо в ... лесу. Все засыпано … снегом. Около … куста следы … зайца. 
Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.
Лексико - семантическая работа со словарными словами. Например, одно из заданий, которое учащиеся получают при изучении новых слов: сделать карточку с толкованием слова и его изображением, возможны другие варианты: зашифровать слова виде ребусов, создать кроссворд с использование словарных слов, формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребёнка и научит грамотно его использовать. Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребёнком. А это составная часть коммуникативной компетенции.
Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативностиХорошо развивает групповая игра «Карусель». Каждый ученик группы пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.
Последовательное конструирование предложений с опорой на заданное слово помогает не только развить речь, но и заставляет уважительно относиться к работе других, в то же время даёт возможность повторить и закрепить изученный материал. Например, при изучении темы «Деепричастие. Деепричастный оборот» я даю детям глагол. Они должны друг за другом построить цепочку. Причем каждый может добавить только по одному слову. Подобное задание помогает научить детей слушать и слышать друг друга.
Поэтапная работа с текстом: разбивка текста на части, составление плана, подбор нужного слова, элементы комплексного анализа текста. В данной работе нам очень помогают рабочие тетради с заданиями для комплексного анализа.
Речевые разминки. Например, дан текст. Разминка организуется по следующим вопросам:
Прочитать выразительно, стараясь передать авторское отношение.
В каких словах, по-вашему, выражено авторское отношение к происходящему?
Какие чувства вызывает у автора … ?Озаглавьте отрывок словами из текста.
Различные грамматические диктанты. Например, необходимо добавить определение к словарным словам, графические диктанты. Например, в 5 классе при изучении темы «Члены предложения» на одном из уроков я предлагаю составить предложения по данным схемам. Задание разноуровневое. Дети сами выбирают то, что им по силам: либо составить отдельные предложения, либо связать их в один текст.
Записать слова по мере усиления признака (шептать - ... - ... -...; розовый - ... - ...), аукцион слов (кто больше запишет слов за определенный отрезок времени по определенному признаку. Например, 9 класс при повторении орфографической темы «Ь после шипящих» делится по вариантам. 1 вариант на протяжении 3 минут должен записать как можно больше слов с Ь, 2 вариант - без Ь.
 В наше время, когда книгу для детей и взрослых, к сожалению, почти заменили телевизор и компьютер, остро ощущается необходимость развивать коммуникативную компетенцию детей, прививать им любовь к правильной речи. Актуальнее всего решать данную проблему через систему внеклассной работы.
Человеческому совершенствованию нет предела. Работа продолжается, недостаточно решать проблему только на уроках, необходимо организовывать внеклассную деятельность по формированию коммуникативной компетентности, творческого мышления.
Цель моей деятельности, конечно, не только формирование коммуникативной компетенции, но и тесно связанное качественное обучение детей русскому языку и литературе. Диагностика годовых показателей отображает положительную динамику, которая указывает на стабильность работы.
Качество знаний по русскому языку
2014 год – 29,6% качество;
2015 год – 35,2 % качество;
2016 год – 40,9 % качество.
Качество знаний по литературе
2014 год – 44,4% качество;
2015 год – 49,7 % качество;
2016 год – 40,9 % качество