Урок 2 в классах комплектах


Урок №2
2 класс Тема: Изменение имён прилагательных по числам.
4 класс Тема: Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Учитель: Оспанова Саулеман Мулдахметовна
Должность: Учитель начальных классов
ГУ «Долбушинская основная школа отдела образования
акимата Мендыкаринского района»
п. Долбушка
2 класс
Тема: Изменение имен прилагательных по числам.
Цель: создать условия для определения числа имен прилагательных через включение учащихся в учебную деятельность.
Задачи: повторить знания об имени прилагательном
узнать, что имена прилагательные изменяются по числам.
увидеть связь имен прилагательных с именами существительными. Развивать умение изменять имена прилагательные по числам; учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания; продолжить развивать внимательность, любознательность творческое, вербальное, логическое мышление детей;
воспитывать чувство прекрасного, умения видеть красоту природы, желание выразить свои чувства
оборудование: учебник «Русский язык»
2 класс, опорные карточки по теме урока;
• карточки со словарными словами;
• звуковая схема;
• индивидуальные карточки для творческой работы. 4 класс
Тема: Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели: Формировать умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме;
Развивать мышление, память, внимание; умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает - прыгать);
Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к учебе, грамотность письма, выразительность речи.
Оборудование: Таблицы по теме «Глагол», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы.
Ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент.
В школьных коридорах прозвенел звонок.
И пора настала начинать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
Вновь достанем мы тетрадки, лег на край стола дневник,
Наши знанья и уменья всем покажем тот же миг.
2. Актуализация знаний.
Какую часть речи мы с вами изучаем? Что вы знаете об этих частях речи?
Игра « Угадай часть речи». Бросаю мяч каждому учащемуся и называю слова. Учащиеся должны определить часть речи
Дом, плывёт, стоит, красный, передвигается, шумит, пушистый, яблоко, умелый, спелое, читает.
3. Минутки чистописания
Аа Бб Гг Ее
еее ггг ббб ааа
Образец написан в тетради учащихся. Обратить внимание на соединение букв
4. Словарно-орфографическая работа
Работа по карточкам.
(Приложение № 1). Образовать от имен существительных однокоренные имена прилагательные:
Малина – (малиновый) куст
Земляника – (земляничное) варенье
Заяц – (заячья) капуста
Береза – (берёзовая) роща
Город – (городской) парк
Облако – (безоблачное) небо
- С какими именами существительными могут употребляться данные имена прилагательные. Найдите новое словарное слово.
Выделение в словах корня и непроверяемой орфограммы в корне. Подбор к слову «облако» имен прилагательных: красивые, белые, серебристые, легкие, дождевые, весенние и т. д..
1) Догадайтесь, о чем идет речь, запишите отгаданное слово.
Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то (желать).
Желать-хотеть. Как называются данные слова? (синонимы - слова близкие по смыслу, обозначают одно и то же действие)
Сиять ярким, искристым прерывистым светом (сверкать).
К слову «сверкать» подобрать однокоренное слово.
Для этого в слове замените данный суффикс на суффикс «ну» (сверкнуть). Какой из этих глаголов обозначает, что действие происходит один раз, в один момент?
Значение однократности выражается с помощью суффикса «ну».
К слову «сверкать» подобрать синонимы (блестеть, сиять, светить, гореть).
2) Записать однокоренные слова к слову « гореть», разобрать по составу. Гореть, подгореть, угореть, горелка, сгорая. Проверка.
5. Изучение нового материала.
Определите, из каких частей речи они состоят. (Каждое сочетание состоит из имен прилагательных и имени существительного.)
- Назовите все имена существительные.
-В каком числе находятся эти имена существительные? (Это имена существительные в единственном числе.)
-Скажите, в каком числе стоят в этих сочетаниях имена прилагательные и почему? (Имена прилагательные в данных сочетаниях стоят в единственном числе, так как в единственном числе находятся имена существительные, к которым они относятся.)
– Поставьте слово «облако» во множественном числе.
Употребите вместе с существительным, стоящим во множественном числе, относящиеся к ним имена прилагательные и задайте к ним вопрос.
Облака (какие?) красивые, белые, серебристые, легкие, дождевые, весенние.
В каком числе находятся прилагательные? На какой вопрос отвечают прилагательные, стоящие во множественном числе? ( Какие?)
– Выделите окончания имен прилагательных во множественном числе.
Дети называют и выделяют окончания.
( ые, ие)
О каком грамматическом признаке имени прилагательного вы сегодня узнали? (Имена прилагательные изменяются по числам.)
Чтение правила стр 170 Приложение № 1. Прочитайте загадки, назовите орфограммы в слове отгадке, докажите. Найдите глаголы, определите спряжение, лицо, число, время. Запишите слово отгадку с глаголами, касающимися этого слова.
Загадки.
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода – бежит, бьёт, укачивает)
Без языка, а звенят
Без ног, а бегут. (Ручьи – звенят, бегут)
Пушистая вата плывёт куда-то,
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака - плывут)
Весной веселит,
Летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает. (Деревья - веселят, холодят, питают, согревают)
Без огня горит, без искр блестит. (Солнце - горит, блестит)
Рук нет, а строить умеют. (Птички – строят)
Сколько спряжений у глагола?
Как определить спряжение, лицо, число, время? Докажите.
Правило стр. 125
6. Электронная физминутка. «Заячья зарядка»
7. Закрепление нового материала.
Упражнение 484.
Самостоятельная работа в парах
Приложение № 2
Карточка № 1.
Дополнить подходящими по смыслу именами прилагательными.
Ландыши (какие?) _____, __________
Арбузы (какие?) _______ , _________
Школа (какая?)________ , __________
Небо (какое?)_______ , ____________
Карточка № 2
Выпиши имена прилагательные.
Хорошо в лесу! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Зеленая стройная елочка выгибает колючие ветки. Коренастый дуб раскинул ветви. Густой камыш окружает спокойное глубокое озеро.
Работа в парах. Приложение № 2 (Учитель раздаёт карточки со словами)
1.Зелёной, первые, землю, прорезают, травки, стрелочки, весеннюю.
2.Холодную, весной, солнца, лучи, яркие, согревают, землю.
3. В весенней, теплоте, ожил, лес, и зазвучал, этой.
4.Звучат, повсюду. Трели, птички, голосистой.
5.Семья, пчелиная, жужжит, над, яркими, пахучими, цветами.
6.Вода, прозрачная, звонкими, ручьями, потекла.
Что должно получиться:
1.Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю.
2.Весной яркие лучи солнца согревают холодную землю.
3.В этой весенней теплоте ожил и зазвучал лес.
4.Повсюду звучат трели голосистой птички.
5.Пчелиная семья жужжит над яркими пахучими цветами.
6.Прозрачная вода потекла звонкими ручьями.
8. Итог урока
- Каковы тема нашего урока?
- Чему мы учились на уроке?
9. Рефлексия.
Рефлексия под музыку (у учащихся на партах чистые листочки)
- Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте смайлик с улыбкой.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, изобразите смайлик с прямым ротиком.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустный смайлик.
10. Д/З2 класс правило на странице 170 выучить, упр.488
4 класс правило на странице 125 выучить, упр. 398
Приложение к уроку № 2
2 класс
(Приложение № 1). Образовать от имен существительных однокоренные имена прилагательные:
Малина – (малиновый) куст
Земляника – (земляничное) варенье
Заяц – (заячья) капуста
Береза – (берёзовая) роща
Город – (городской) парк
Облако – (безоблачное) небо
Самостоятельная работа в парах
Приложение № 2
Карточка № 1.
Дополнить подходящими по смыслу именами прилагательными.
Ландыши (какие?) _____ , __________
Арбузы (какие?) _______ , _________
Школа (какая?)________ , __________
Небо (какое?)_______ , ____________
Карточка № 2
Выпиши имена прилагательные.
Хорошо в лесу! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Зеленая стройная елочка выгибает колючие ветки. Коренастый дуб раскинул ветви. Густой камыш окружает спокойное глубокое озеро.
4 класс
Приложение № 1. Прочитайте загадки, назовите орфограммы в слове отгадке, докажите. Найдите глаголы, определите спряжение, лицо, число, время. Запишите слово отгадку с глаголами, касающимися этого слова.
Загадки.
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода – бежит, бьёт, укачивает)
Без языка, а звенят
Без ног, а бегут. (Ручьи – звенят, бегут)
Пушистая вата плывёт куда-то,
чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака - плывут)
Весной веселит,
Летом холодит,
осенью питает,
зимой согревает. (Деревья - веселят, холодят, питают, согревают)
Без огня горит, без искр блестит. (Солнце - горит, блестит)
Рук нет, а строить умеют. (Птички – строят)
Приложение № 2
1.Зелёной, первые, землю, прорезают, травки, стрелочки, весеннюю.
2.Холодную, весной, солнца, лучи, яркие, согревают, землю.
3. В весенней, теплоте, ожил, лес, и зазвучал, этой.
4.Звучат, повсюду. Трели, птички, голосистой.
5.Семья, пчелиная, жужжит, над, яркими, пахучими, цветами.
6.Вода, прозрачная, звонкими, ручьями, потекла.
Что должно получиться:
1.Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю.
2.Весной яркие лучи солнца согревают холодную землю.
3.В этой весенней теплоте ожил и зазвучал лес.
4.Повсюду звучат трели голосистой птички.
5.Пчелиная семья жужжит над яркими пахучими цветами.
6.Прозрачная вода потекла звонкими ручьями.
Литература
1. Интернет «Фестиваль педагогических идей»
2. Русский язык. Методическое руководство 2 класс
3. Учебник «Русский язык», 2 класс «Атамұра» 2013 год
4. Учебник «Русский язык», 4 класс «Алматыкiтап баспасы» 2012 год
5. Т.А. Кульгильдинова «Занимательная грамматика», 2 класс «Атамұра» 2013 год
6. С. А. Никитина, Т.А. Кульгильдинова «Дидактический материал» «Атамұра» 2014 год