Статья на тему Преемственность в организации проектной деятельности

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Шипилова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
высшей категории МАОУ «СОШ № 21», Великий Новгород.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы и наиболее остро стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения, стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности обучения на различных ступенях общего образования. Основные проблемы связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др. [2.1]. Целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Поэтому основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы УУД [3.1].
Вопросы преемственности в организации проектной деятельности в начальной и основной школе сегодня становятся ещё более актуальными в связи с переходом на новый ФГОС. Психологической основой Стандартов нового поколения является деятельностный подход. Проектная деятельность интегративна – она соединяет в себе игровую, познавательную, творческую, созидательную деятельность. Это делает её привлекательной для педагогической практики. Включая детей в проектную деятельность, педагоги решают ещё одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование УУД, комплекса проектных умений. Особенностью нового Стандарта является также акцентирование внимания на проблеме организации не только урочной, но и внеурочной деятельности учащихся, при этом в качестве одного из её направлений названа проектная деятельность. Но данный вопрос требует решения определённого круга проблем, возникающих в педагогической практике, что отражено в таблице:
Требования нового ФГОС
Противоречия в организации проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС 2 поколения

Деятельностный подход в обучении
Часто больше внимания уделяется содержательной стороне проекта, его внешней форме, а не процессуальной стороне педагогической организации работы над ним

Формирование УУД в урочной деятельности
Программы образовательной деятельности на уроке на уровне педагога не всегда включают направленную работу по формированию проектных умений

Организация работы над проектами во внеурочной деятельности
В практике разработки программ внеурочной деятельности встречается противоречие, связанное со смешением понятий «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность» ученика, что отражается на процессе организации, содержании и результатах внеурочного занятия

В ООП основной школы в отличие от ООП начальной школы особое внимание уделяется описанию проектной и учебно-исследовательской деятельности [4.1]. Всё очень чётко определено, просто для понимания и не очень завязано на возрасте учащихся. Это облегчает конкретизацию результата проектной деятельности и уточнение учебных задач в учебных программах. Таким образом, педагогу начальной школы проще увидеть необходимые средства обеспечения проектной деятельности и предвидеть возможные проблемы в её организации.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта.
В Стандарте нет упоминания об уроке. Но говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроках. Учебные предметы нашли своё отражение в Стандарте в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования» [1.1]. Напомню, что эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы. Требования к предметным результатам сгруппированы в соответствии с изучаемыми в настоящее время учебными дисциплинами.
В то же время цели учебных дисциплин отражены в Примерных программах учебных предметов начального общего образования, изданных в качестве приложения к Стандарту. Эти цели уточняют заданные в Стандарте требования к освоению той или иной учебной дисциплины, так как включают нечто новое по сравнению с их традиционным содержанием. Новизна здесь заключается в том, что если раньше и наблюдения, и опыты, и классификация использовались самим учителем в качестве методов обучения, то сейчас требуется, чтобы этими способами овладели сами школьники. А это означает новый подход не только к отбору содержания уроков, но и к выбору методов обучения. Предполагается перевод школьника в позицию субъекта образовательного процесса. Для ученика начальной школы это означает [1.2]:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Каждая учебная дисциплина должна внести свой вклад в формирование у школьников универсальных учебных действий. В работе «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», изданной в качестве приложения к Стандарту, выделено более тридцати видов универсальных учебных действий, которые объединены в следующие группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [3.2]. Так как их слишком много, то и педагогу трудно ориентироваться в них. Но в «Общих положениях» целевого раздела ООП основной школы [4.2] мы найдём перевод УУД на язык педагогики с языка психологии, которого нет в ООП начальной школы. Он больше понятен и учителю-предметнику в основной школе, и педагогу в начальной школе. Ведь и в начальной школе фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся в основной школе. Отсутствие в ООП начальной школы строго сформулированных учебных задач в процессе достижения цели препятствует осознанию учителем начальных классов логической стороны обучения, выбору адекватных методов и форм обучения, затрудняет формирование учебной деятельности обучающихся. Но, сформулированные для основной школы, они, тем не менее, обеспечивают уточнение определённых задач и в начальной школе, обеспечивая тем самым реализацию принципа преемственности.
В настоящее время иной подход к определению целей. Они должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. Выделяют три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей [2.2]:
1).Цели-ориентиры. Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам. Достижение этих целей – дело не одного урока.
2).Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится». Обращаю внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, как было раньше. Каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
3).Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода.
Итак, главный вывод – цели проекта должны отражать заданные в ООП начальной школы планируемые результаты. Кроме предметных, в цели проекта должны включаться и УУД. Не каждый проект в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД, так как это связано с возрастом, уровнем способностей учащихся. В Стандарте чётко обозначено, что предполагаемый набор должен быть сформирован в процессе изучения всей основной образовательной программы основного общего образования и нет указаний, что все УУД необходимо формировать на каждом учебном предмете. Можно составить программу формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность по годам обучения. Так, в 1 классе может включаться в задачи регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в 3 и 4 классах – «обучение самостоятельному составлению плана и работе по нему».
Учителю проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы. Это, прежде всего, деятельность и форма организации взаимодействия учащегося с учителем и учащихся между собой, направленная на способ решения проблемы проекта.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
На 1 этапе, для того чтобы деятельность учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме, надо, прежде всего, начиная работу над проектом, пробудить в детях интерес к теме проекта. Тема должна быть сформулирована естественным для ребят языком. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
На 2 этапе – погружения в проект – учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. А это организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. На этом же этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. Здесь же происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
На 3 этапе, после того, как спланирована работа, ребята всё делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала учителем.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа процесса, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нём и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этом этапе ученик обобщает, резюмирует, даёт общую оценку своей деятельности. Педагог же вступает в качестве эксперта результативности деятельности учащихся в проекте. Его задача подобрать аргументы, обоснования учебных достижений каждого ученика, особенностей его вклада. Это обоснованная заслуженная похвала, обеспечивающая мотивацию в проектной деятельности вообще в принципе. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Таким образом, всё начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое - постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается - поиск решения, затем выражение решения, завершается реализацией продукта. Следовательно, во время выполнения проекта ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием, и воспитанием инициативной личности.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Проект может считаться удавшимся, если:
а) реализован его замысел (т.е. достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже, если спроектированный ход проекта нарушен;
б) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Реализация задач организации проектной деятельности в начальной школе позволяет подготовить ученика к решению учебно-практических задач, направленных на формирование и оценку навыка разрешения проблем, которые сформулированы в ООП основной школы. Таким образом, стало возможным говорить об обеспечении требований к преемственности при переходе учащихся из начальной в основную.

Библиографический список.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
с. 7-15;
с. 8-9.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
с. 113;
с. 34-35.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов (и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
с. 24;
с. 28-31.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2012.
с. 127-133;
с. 10-12.