Конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание смешанных чисел

Урок №
Тема: Сложение и вычитание смешанных дробей.
Цели: организовать деятельность по закреплению знаний и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить понятие сложение и вычитание смешанных дробей;
-отработать умения выделять целую часть из неправильной дроби;
-закрепить знание смешанное число представить в виде неправильной дроби;
Развивающие:
-расширение кругозора учащихся;
-развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания умения сопоставлять анализировать, делать выводы;
-повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету;
-развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету;
-развивать потребности к самообразованию.
Воспитательные:
-воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
-показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычайный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявить:
-интерес к изучению темы;
-желание применить на практике свои знания
-адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
Метапредметные:
Познавательные УУД
-умение преобразовать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область;
-продолжить формирование умения находить наименьшее общее кратное;
Регулятивные УУД:
-выполнить учебные задания в соответствии с целью
-соотносить приобретённые задания с реальной жизнью;
-выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД
-формулировать высказывание, мнение;
-умение обосновывать, отстаивать своё мнение;
-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
-грамотно использовать речевые средства для представления результата.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний деятельности

Ход урока
I. Организационный момент.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
II. Проверка домашнего задания.
Дата, классная работа.
- Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. И какой же ответ? (Астрид Линдгрен)
Д/з.
1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.
18 -И 7 -А 14 -Р 11 -Т 9 -С 21 -Д
5 5 5 5 5 5
1 2/5 1 4/5 2 1/5 2 4/5 3 3/5 4 1/5
А С Т Р И Д
2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.
41/2-Д 2 3/7-Н 4 9/10-Р 32/5-И 14/6-Г 2 2/8-Е 3 ѕ -Л 5 1/6-Н

15
4
17
5
17
7
9
2
10
6
49
10
20
8
31
6

Л
И
Н
Д
Г
Р
Е
Н



- А кто такая Астрид Линдгрен? Какую сказку написала эта шведская писательница? («Малыш и Карлсон»)
- Но к сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.
Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)
- Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним математические задания. Если мы их выполним правильно, то у нас к возвращению Карлсона - сладкоежки получится большой общий торт. И у каждого – свой маленький.
Первое задание.
III. Устный счет
Решение цепочек
2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7
5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9
2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)
9 5 8 10 24 15 7 12
8 12 11 6 13 16 7 25
- Какие дроби называются правильными?
- Какие дроби называются неправильными?
- Как по-другому представить неправильные дроби?
- Из чего состоит смешанное число?
(Кусок торта.)
IV. Актуализация знаний.
Найдите лишний пример:
2/8 + 3/8 14/12 – 7/12 7/9 + 1/9 3 1/7 + 2 3/7 18/27 -5/27
- Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение смешанных чисел) (Слайд8)
- Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем правила.
V. Исследование
Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное правило.
Задание 1. Выполнение сложения 2 Ѕ + 3
Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4
Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6
Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4
Справка
1.
К целой части прибавить целую часть.
К полученной целой части прибавить дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.
2.
К целой части прибавить целую часть.
К дробной части прибавить дробную часть
К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанных чисел.
3.
Из целой части вычесть целую часть.
Из дробной части вычесть дробную часть
К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.
4.
Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.
VI. Обмен информацией.
-Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с дробными частями.)
- Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.
- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.
Стр. 217-218 учебника, правило
(Кусок торта.)
VII. Применение
- Вернемся к примеру:
3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7
- Как убедиться, что сложение выполнено правильно? (Вычитанием). Сделать проверку.
54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7
(Кусок торта.)
VIII. Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IX. Самостоятельная работа
Вариант 1.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 2.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415

X. Итог урока
Что такое смешанное число?
Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Это вам поможет справиться с домашним заданием.
XI. Домашнее задание: пункт 4.15-4.16 (повторить), №
XII. Рефлексия.
Соберите заработанные кусочки в тортик. (3-5 частей – «5»)
Оцените свой успех на уроке. ( «Мордочки»).
Учитель оценивает работу учащихся. (Мордашка).


















































Вариант 1.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 2.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 1.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
Вариант 2.
1. Запишите неправильные дроби в виде смешанных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
2. Запишите смешанные дроби в виде неправильных дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
3. Выполните сложение и вычитание:
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415

15