Конспект урока математики на тему Сложение и вычитание смешанных чисел (4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 имени Е.И.Зеленко»
Математика, 4 класс
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления полученных знаний
Учитель Алтухова Марина Николаевна
Цель урока: формирование образовательных компетенций обучающихся начальных классов (познавательных, регулятивных, коммуникативных) в предметной области «Математика» по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
Развитие умения работать в группах.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Развитие познавательных УУД:
Формирование умения самостоятельно формулировать проблему, ставить познавательные цели, самостоятельно создавать алгоритм для решения проблем творческого и поискового характера;
Учить поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска, в том числе, с помощью компьютерных средств;
Учить осознанному и произвольному построению речевого высказывания в устной форме;
Формировать рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формирование коммуникативных УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формировать умение работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
Формирование регулятивных УУД:
Формировать у обучающихся способность организовать свою учебную деятельность: целеполагание, планирование, контроль, коррекция и оценка своей деятельности, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
Ш. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учить складывать и вычитать смешанные числа, составлять алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел, закреплять изученные приемы сравнения, сложения и вычитания дробей, умение решать задачи на нахождение части по целому
№ п/п Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяРезультаты: формируемые УУД
1. Организационно-мотивационный этап -Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- Повернитесь, улыбнитесь друг другу. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку! Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
-Смайлики не только передали вам улыбку вашего соседа по парте, они будут помогать вам во время урока. Записывают в тетрадях число, классная работа.
Обмениваются смайликами. Коммуникативные
2. Устный счет. Актуализация знаний. - Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед, за дело!
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
1.Геометрический материал.
Слайд 1.(с выбором ответа)
-Сколько квадратов на чертеже?
Слайд 2.
-Сколько прямоугольников на чертеже?
Слайд 3.Выразите дробью закрашенную часть квадрата.
- Расскажите все, что знаете об этой дроби.
2. Повторим некоторые правила о дробях.
Слайд 4. Закончите предложения.
- Вы поняли, что мы будем изучать на уроке? Да, сегодня мы будем работать с дробями. Отметьте на шкале в тетрадях уровень своих знаний о дробях.
3. Сравните дроби. Сам. работа в парах.
(карточка)
Слайд 5
-Задайте вопросы этой паре.
(по 2 вопроса)
Учитель оценивает ответы обуч-ся. Выбирают правильный ответ. (5).
Выбирают неправильный ответ.
¾.Квадрат разделили на 4 части, поэтому знаменатель 4. Взяли 3 таких части, поэтому числитель 3.Эта дробь правильная, т.к. числитель меньше знаменателя.
Дети на интерактивной доске соединяют начало и конец высказываний о дробях.
- Дроби.
-Дети чертят
на полях 2 шкалы, на первой отмечают свой уровень знаний.
Дети работают в карточках, сравнивают ответы в парах. Пара, первая закончившая работу, включает слайд, отмечает знаки на интерактивной доске. (Дети на местах сверяются с доской, показывают согласие - несогласие смайликами)
Р. – Я хочу задать вопрос Саше. (задает вопрос)
(Предполагаемые вопросы:- Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
-Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
3. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы обучающимися. -Можем ли мы выполнить еще какие-либо действия с этими дробями?
- Складывайте, вычитайте. Работаем в тетрадях.
-Почему записали только эти дроби?
-Сложить, вычесть.
-Умеем складывать и вычитать только дроби с одинаковыми знаменателями.
4. Решение проблемы. - Кто сможет сложить эти дроби?
- Послушаем объяснение Р.
- Кто понял объяснение Р.?
- Как сложить смешанные числа?
Составим алгоритм
1-я операция?
2-я операция?
Слайд 6
- Как вычесть эти числа?
Составляем алгоритм
1-я операция?
2-я операция?
Слайд 7
Мы вывели правило сложения и вычитания смешанных чисел. Давайте сверимся с научным источником – учебником. С.32. Прочитайте правило.
А теперь выполним гимнастику для глаз.
Ребенок объясняет:
-Сначала можно сложить целые части 2+1=3
Потом складываем дробные части.
Сложить целые числа
Сложить дробные числа.
1 реб. У доски объясняет и записывает, все в тетрадях.
Вычесть целые числа.
Вычесть дробные числа.
Дети читают правило в учебнике.
Физминутка. 5. Первичное закрепление. С.33 – задание №2.
Игра «Океанариум»
-Что такое океанариум? Где можно уточнить значение этого слова?
-1 группа ищет значение слова в толковом словаре.
- А мы послушаем Машу Мезенцеву. Она расскажет нам о своем посещении океанариума.
- Работаем.
Проверим результаты.
Слайд
-Какое правило помогло справиться с заданием?
Беседа:
- Ребята, вы знаете, кто из этих животных обитает в водоемах Курской области?
-Рак – санитар наших рек и озер. Он любит только чистую воду. Если вы увидели в реке рака, можете смело купаться, но только в специально отведенном для этого месте.
-А что знаете о дельфине? Ките?
- Синий кит – исчезающее животное, которое занесено в Красную книгу. Это самое крупное животное в мире. Весит 160 т! - Посмотреть в толковом словаре, найти в интернете, спросить у других людей.
-Ищут значение слова в словаре.
Читают статью в словаре.
- Маша показывает презентацию, рассказывает.
-Рак, налим.
Ответы детей. 6. Работа над пройденным материалом. Решим о нем задачу.
Будем работать в группах. Выберите ответственного в группе.
Включите ноутбуки. Откройте презентацию «Задача». Решайте задачу.
-Почему?
- Где можно найти эти данные?

- Сегодня у нас нет возможности всем выйти в Интернет. Поэтому я открою вам маленький секрет: эту информацию я поместила на следующем слайде. Откройте его, найдите информацию.
-Решайте задачу.
-Оценка работы. Выбирают ответственного в группах.
Открывают презентацию. Читают задачу.
- Эту задачу решить нельзя.
- В ней недостаточно данных. Неизвестна длина взрослого кита.
- В справочнике, в Интернете.
Дети открывают след. Слайд.
Дети решают задачу в группах. Группа, первая решившая задачу на месте, защищает ее у доски. (Выходят два человека – ответственный и помощник).
Объяснение решения задачи. Обратная связь – смайлики. 7. Рефлексия. -Наш урок подходит к концу.
-Какую проблему ставили перед собой?
-Чему новому научились на уроке?
-Вспомним алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.
Слайд
-Ой, ребята, пока мы с вами работали, что-то в компьютере перепуталось. Давайте восстановим алгоритм.
А теперь вернемся к нашей шкале знаний. Отметьте уровень своих знаний на второй шкале.
-Внимание на экран.Продолжите предложения.
Слайд
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить за….
Я могу похвалить своих одноклассников за….
- Мне тоже было с вами приятно работать. За урок вы заслужили отметку «5».
Слайд. «Молодцы!»
Спасибо за работу. Урок окончен.
-Научились складывать и вычитать смешанные числа.
-Повторяют операции алгоритма в нужном порядке.
-Дети отмечают новый уровень знаний.
Дети продолжают высказывания.