План-конспект урока по математике по теме Сложение и вычитание смешанных чисел


Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: математика
Тип урока: урок изучения новой темы
Тема урока «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели урока:
Образовательные:
совершенствование навыков сложения и вычитания смешанных чисел в процессе выполнения различных упражнений.
Развивающие:
развитие умения проводить классификацию, подмечать сходство и различие отдельных выражений; развитие речи учащихся; развитие внимания.
Воспитательные:
воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи, уважения к старшему поколению.
7. Базовый учебник: .Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2010 г. 8. Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие смешанного числа и умения решать основные типы примеров на сложение и вычитание смешанных чисел.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить действия над смешанными числами; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения примеров в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
9. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение правил на сложение и вычитание смешанных чисел; закрепить навыки и умения, применять алгоритмы при решении примеров и задач; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения примеров, умений анализировать способы решения примеров и задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать. 10. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
11. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Характеристика этапов урока
№ Название этапа,
цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма
работы Результат
1. Организационный этап Приветствие, пожелание плодотворной работы.
Проверяет готовность детей к уроку, желает плодотворной работы Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество Фронт. Включение каждого ученика в учебную деятельность (Л)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 357; 138; 655; 3 29.
Прочитайте числа.
Что общего у чисел?
Составьте примеры на сложение и вычитание этих чисел.
Кто может сказать, чем мы будем заниматься на уроке?
Организует подводящий к теме диалог. Выявляют сходство, делают обобщение, составляют примеры, формулируют тему и задачи урока.
Фронт. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную (Р)
Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Устные упражнения
1. Выделите целую часть из дроби: ; ; .2.Выделите целую часть из дробной части числа: 3; 5; 2.
3.Представьте число в виде неправильной дроби: 5; 12 .
4. Представьте 1 в виде дроби со знаменателем 5, 12, 34, 88.
5. Представьте в виде неправильной дроби дробную часть чисел 8; 4; , взяв единицу из целой части.
6. Выполните действия:
12+ 79; 35- 47 ; 34+ 29-Оцените свою работу. Проводит параллель с раннее изученным материалом, подобрав задания таким образом, чтобы учащиеся повторили операции, которые им предстоит выполнять при сложении и вычитании смешанных чисел. Выполняют задания, которые помогут им при сложении и вычитании смешанных чисел.
Выставляют отметку в оценочную карточку. Фронт.
Умение ориентироваться в своей системе знаний (П)
Совершенствование умения выделять целую часть из дроби и из дробной части смешанного числа и, наоборот, представлять в виде неправильной дроби смешанное число или его дробную часть, повторение правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями (П)
Умение точно и последовательно выражать свою мысль (К)
Развитие самооценки (Л)

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации. Работа у доски
1) 4 + 2 2)10 – 3 3)11 - 3
4)12– 1 5)5 – 2 6) 1 + 2 7) 4 + 3
А теперь вспомним, какие правила нам помогают складывать и вычитать смешанные числа. На доске записано 7 примеров. Внимательно рассмотрите их и назовите номера примеров, относящихся к первому правилу, ко второму, к третьему. Какой пример, по-вашему, является здесь лишним?
Почему?
Попробуем свои силы в решении этих примеров.
1 вариант решает 1, 2, 3 примеры (1 ученик решает у доски)
2 вариант - 7, 4, 5 примеры (1 ученик решает у доски)
Тем, кто справится быстро, задание: придумать и решить свой пример на третье правило.
Какой пример вы бы хотели, чтобы вам объяснили? (Объясняем примеры, проговаривая правила).
А теперь оцените свою работу.
Работа по учебнику.
№378
В каком порядке следует выполнять действия?
Как можно изменить порядок действий? Посовещайтесь с соседом по парте и решите новые примеры.
-Оцените свою работу.
Направляет и координирует деятельность учащихся, корректирует ответы.
Контролирует работу учащихся, оказывает помощь слабым ученикам.
Организует проверку.
Направляет и координирует деятельность учащихся, корректирует ответы.
Организует проверку.
Вспоминают и проговаривают правила сложения и вычитания смешанных чисел, проводят классификацию примеров.
Самостоятельно решают примеры по вариантам.
Объясняют решение примеров, вызвавших затруднение.
Выставляют отметку в оценочную карточку.
Повторяют правила порядка действий, изменяют его и решают новые примеры, работая в парах.
Выставляют отметку в оценочную карточку. Фронт.
Самост.
Фронт.
Парная .Совершенствование умения осуществлять сравнение и классификацию, выявлять объект, неподходящий под данное правило.(П)
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.(К)
Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (Р)
Оценка правильности выполнения своих действий по образцу на доске (Р)
Развитие самооценки.(Л)
Умение применять приобретённые знания и умения в изменённой ситуации.(П)
Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.(К)
Развитие самооценки.(Л)
5 Физкультминутка.
Выполнение упражнений под фонограмму детской песни Показывает движения. Выполняют движения. Эмоциональная и физическая разгрузка учащихся (Л)
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение задач
Беседа о рыбном промысле, о его роли в жизни жителей нашего улуса.
1. Рыбак принес в школьную столовую два мешка рыбы. Масса одного мешка 15 кг и он легче второго на 1 кг. Сколько рыбы было в двух мешках?
2. Длина новой сети 10 м и он длиннее старой на 2 м. Какова общая длина этих сетей?
-Оцените свою работу.
Решение уравнений
В каких заданиях еще мы можем встретить сложение и вычитание смешанных дробей?
Решить 1 уравнение, сами решите, из какой группы:
На«4» На «5»
6 – х = 3
(х – 1) - 3 = 4
у – 5 = 3
(х + 2) – 4 = 1
х + 4 = 10
-Оцените свою работу.
Задаёт вопросы, стараясь выявить, что знают учащиеся о рыболовстве, проводит воспитательную беседу.
Проводит разбор задач.
Организует проверку.
Предлагает одинаковые карточки с уравнениями.
Контролирует работу учащихся.
Организует проверку. Отвечают на вопросы, слушают.
Анализируют задачи, выполняют краткую запись, самостоятельно решают.
Выставляют отметку в оценочную карточку.
Выбирают уравнение по уровню сложности и решают его.
Выставляют отметку в оценочную карточку. Фронт.
Самост.
Самост. Воспитание культуры отношений, дружбы, взаимопомощи, уважения к старшим к их труду.(Л)
Умение применять приобретённые знания при решении задач (П)
Умение создавать схемы для решения задач (П)
Умение отображать в речи содержание совершаемых действий (К)
Развитие самооценки (Л)
Умение осуществлять самостоятельный выбор и принимать решение (Р)
Умение адекватно оценивать свои возможности (Л)
Умение применять приобретённые знаиия при решении уравнений (П)
Развитие самооценки (Л)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. №414, №416.
Выясняет, все ли могут справиться с предложенными заданиями. Даёт комментарий к домашнему заданию. Записывают задание в дневники. 8. Рефлексия - В каких математических упражнениях встречаются сложение и вычитание смешанных чисел? Какие из них вам показались наиболее сложными?
Поставить на полях тетради !, если вы легко справились со всеми заданиями; ? – сомневаетесь.
Подвести итог по оценочным карточкам.
Задаёт вопросы. Оценивают свои знания. Фронт. Умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. (Р)