Конспект урока по окружающему миру Семейный бюджет


10 урок раздела «Чему учит экономика?»
Тема урока «Семейный бюджет»
Цели:
1. Познакомить с понятием «Семейный бюджет» и его структурой;
2. Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;
3. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, рациональное и бережное отношение к результатам труда, деньгам, своему здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер; проектор; экран для проектора; презентация; раздаточный материал; портреты членов семьи.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности. Слайд 1.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
- Сегодня мы продолжим свое путешествие по разделу «Экономика». Прежде чем двигаться вперед вспомним пройденное.
II. Актуализация знаний. Словарный диктант. Слайд 2.
*  Как называются деньги, которые тратятся из бюджета?  (расходы).
*  Прямой обмен одних товаров на другие? (бартер).
*  Как называется плата за работу? (заработная плата).
*  Деньги, которые откладывают на будущее?  (сбережения).
*  План доходов и расходов государства? (государственный бюджет).
*  Из чего складывается государственный бюджет? (из налогов).
Самопроверка с опорой на слайды.
III. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
- Бюджет может быть у государства, и тогда он называется…(ответы детей) Бюджет может быть у города (ответы детей), у школы (ответы детей), у предприятия (ответы детей).
- Давайте рассмотрим ситуацию, которую вам приходилось не раз наблюдать. (Между детьми разыгрывается сценка)
Мама тащит маленькую дочку за руку, Девочка упирается, плачет, требует, чтобы мама купила ей куклу. Мама объясняет, что сейчас она не может это сделать.
- Знакомая ситуация?
- Кто бывал в такой ситуации?
- Всегда ли вам покупают то, что вы просите?
- Давайте подумаем, почему так получается? Почему мама не покупает дочери куклу?
- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?
- Какая же будет сегодня тема урока? Определение темы урока.
- Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока «Семейный бюджет» Слайд 3.
- Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
- Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, почему у родителей часто не хватает денег, чтобы купить все, что вы просите. Такие проблемы часто встречаются в семьях, и сейчас ее мы попытаемся разрешить на примере одной из семей.
IV. Открытие нового знания.
1) В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. Слайд 4.
В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить новый велосипед, побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.
- Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?
Сейчас эту проблему и попытаемся разрешить.
«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 2 000 рублей. Он взял листок и написал на нём:
«Доходы» Слайд 5.
«Давайте подсчитаем доход нашей семьи за этот месяц».
- Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей. Слайд 5.
- Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей. Слайд 5.
Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 2000 рублей».
- Как вы думаете, а каких деньгах говорит бабушка? Слайд 5.
Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
- О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии) Институт платит стипендию студентам, пока они не выучатся и не начнут зарабатывать. Но стипендию получают только те студенты, которые учатся на «4» и «5». (Стипендия – 1 000 рублей). Слайд 5.
- Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар.(запись в словари –гонорар – авторское вознаграждение) (Гонорар за картину: 1 000 рублей). Слайд 5.
- Что же папа написал в 1-ом столбике?
- Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов.
- Давайте сосчитаем доход семьи Матвеевых за месяц? Слайд 5.
Доходы:
Зарплата папы: 10 000 рублей.
Зарплата мамы: 6 000 рублей.
+ Пенсия бабушки: 2 000 рублей.
Стипендия брата: 1 000 рублей.
Гонорар за картину: 1 000 рублей.
_________________________
Итого: 20 000рублей.
Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед.
- Так ли это? Как вы думаете?
А мама взяла другой лист и написала на нём «Расходы» Слайд 6.
Ребята, а как вы думаете, на что мама собирается тратить деньги? (ответы детей)
А вот посмотрим, какой список она составила. (Открывается слайд и учитель читает)
Расходы:
Продукты – 5 000 рублей. Слайд 6.
Оплата обедов – 2 000 рублей. Слайд 6.
Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей. Слайд 6.
Оплата за детский сад – 1200 рублей. Слайд 6.
Оплата занятий в ДЮСШ – 1 000р. Слайд 6.
Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей. Слайд 6.
Прочие расходы – 3 000 рублей Слайд 6.
___________________________________________
Итого: 16 000 рублей
-Ребята, сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи Матвеевых? Слайд 6.
- Посмотрите внимательно и скажите: 20 000 рублей - это, какие деньги? (доходы)
Слайд 7.
- 16 000 рублей? (расходы) Слайд 7.
-Чего больше? Доходов или расходов?
-Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 20 000 отнял число 16 000, и получилось? (4000). Папа сравнил два числа 20 000 и 16 000, т. е. доходы и расходы. Этот приём в экономике называется баланс. (Запись в словаре: Баланс - сравнительный итог дохода и расхода).Вера и Анфиса опять обрадовались:
- «Осталось ещё велосипедных 4 000 рублей.»,- сказали они.
- «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа.
- Кто из вас знает, что такое сбережения? (ответы детей)
Слайд 7.
Сбережения – это то, что остаётся от доходов нашей семьи после того, как мы израсходуем наши денежки на всё необходимое. Их можно отнести в банк. И банк будет выплачивать проценты.
- Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.
Что же получилось? Что составила семья Матвеевых? (План доходов и расходов, т. е. семейный бюджет). Слайд 7.
-Вот примерно такой план доходов и расходов должен быть в каждой семье.
- А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство). Иначе в семье могут произойти разные неприятности.
Физкультминутка.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонились!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
(Ученики выполняют соответствующие движения)
V. Работа по учебнику.1)- Прочитайте самостоятельно в учебнике на странице 77 третий абзац. Что же случилось с Василием Петровичем?
-Почему так произошло?
-Можно ли было избежать такой ситуации?
2) Прочитайте 2 абзац на странице 78.
Ребята это хорошо, что Вера и Анфиса попросили купить только велосипед. А если бы они попросили купить компьютер смогли бы выполнить их пожелания родители?А как это можно сделать? (Накопить). Поэтому если вам родители не могут купить то что вы просите, не надо обижаться, а надо постараться их понять.
VI. Самостоятельная работа в группах.(4 группы-4 семьи по 4 человека)
(Дети выбирают фамилию своей семье)
Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но правильно спланировать семейные расходы часто бывает гораздо сложнее, чем доходы .
Предлагаю вам спланировать ваш семейный бюджет, при этом уберем из разговора слово “рубли”. Вместо них у нас будет валюта школы № 4 – “школярики”.
– У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный семейный бюджет.
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
Транспорт
Велосипед
Музыкальная (спортивная) школа
Книги
Компьютер
Игрушки
Платежи и налоги
Видеокассеты (диски)
Посещение театра, цирка
Посещение боулинга
Туристическая поездка
– А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.)
– А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Слайд 8.
Лекарства – 2 ш.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.Одежда – 10 ш.
Обувь – 5 ш.
Бытовая химия – 1 ш.
Транспорт – 10 ш.
Велосипед – 20 ш.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.
Книги – 1 ш.
Компьютер – 40 ш.
Игрушки – 3 ш.
Платежи и налоги – 20 ш.
Видеокассеты (диски) – 3 ш.
Посещение театра, цирка – 6 ш.
Посещение боулинга– 6 ш.
Туристическая поездка – 80 ш.
(Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует ее на доске.)
– Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш.
4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? Слайд 9.
Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
– Какая формула будет наилучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать?
(Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чем-то сэкономить.)
– На чем же мы можем сэкономить?
Слайд 10.
* на транспорте – если пользоваться проездным
* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок
* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
* на коммунальных услугах – экономия электричества
* на посещениях театра – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого
– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
VII Первичное закрепление.
Тест. Индивидуальная работа. Проверка с опорой на слайды. Самооценка.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
г) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3) Авторское вознаграждение это:
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар.
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
ш) доходы
ж) расходы
х) прибыль
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов
и) доходы равны расходам
а)доходы меньше расходов
6) Зарплата, пенсия, стипендия- это разные виды:
т) доходов
п) расходов
к) гонорар
- Теперь выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет) Слайд 11.
-У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)
-А непредвиденные расходы? (болезнь, несчастье)
VI. Итог урока. Рефлексия
- Вернемся к главному вопросу, на который мы искали ответ. Так почему же ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (ответы детей)
- Важно ли уметь планировать семейный бюджет?
- Конечно очень важно. Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Ведь в будущем каждый из вас будет иметь свою семью и очень важно уметь правильно распределять бюджет семьи.
Слайд 12.
Больше работаешь – лучше живешь,Лучше живешь – больше людям даешь,Старым и малым, и тем, кто в нужде.А будет нужно – помогут тебе.Помни, мой друг, – в делах не зевай,Прибыль свою и страны умножай.Прибыль – трудам и уменью награда.Как получить ее? Думать тут надо.Сложно? Не просто! Но ты уж прости,В жизни у нас нет другого пути.
(Заполнение карточек по группам)
  Да Нет Не очень, не знаю
Мне понравилось на уроке      
Я хорошо работал на уроке      
Урок был полезным      
У меня есть вопросы      

VII. Домашнее задание. Слайд 13.
Внимательно прочитать эту тему (с.77 – 80). Ответить на вопросы на стр. 80.
Составить вместе с родителями бюджет вашей семьи.
Выполнить задания № 3 – 4 в рабочей тетради на стр. 42.