Конспект урока по окружающему миру по теме: Семейный бюджет, 3 класс.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЛИЦЕЙ № 1571»
СЕВЕРО – ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ








План - конспект урока
по окружающему миру в 3 классе
с использованием информационных технологий
Тема: Семейный бюджет
« Школа России. Плешаков А.А. » ФГОС.

Учитель начальных классов: Хайдаршина Р.А.






Информационная карта урока по теме: «Семейный бюджет».
Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Задачи урока: познакомить с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент.
Развитие – познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
 Воспитание – чувства ответственности и взаимовыручки, уважение друг к другу, умения работать в коллективе, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Содержание урока:
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности).
2.Актуализация знаний.
3.Работа по теме урока.
4.Домашнее задание.
5.Рефлексия деятельности (итог урока).

Методический инструментарий:
Формы – фронтальная, групповая, тестирование.
Методы – диалог с учениками, инсценировка, использование доски, самостоятельная работа.
Средства – таблички с терминами, учебник, тесты.
Результат: знание понятия «семейный бюджет» и понятий, помогающих его раскрыть.

Оборудование:
Презентация в Power Point.
Макбук (персональные).
Учебники (“Окружающий мир” А.А.Плешаков).
Рабочая тетрадь, часть 2.
Карточки с терминами: доход, заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, расход, баланс, накопления, экономия, прибыль, гонорар, процент
2 набора карточек с примерными видами дохода и расхода;
Модель кошелька.
Школьная доска.
Письменные принадлежности (цветные карандаши).









Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд.
Прозвенел звонок весёлый Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

II. Повторение изученного и проверка домашнего задания.
Этап проверки домашнего задания.
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Эти знания пригодятся вам сегодня. Слайд. - Что такое бюджет? Бюджет – план расходов и доходов государства за определенный период( месяц, год .) - Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед дворцом с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период.) Учитель прикрепляет на доску модель кошелька с надписью « бюджет».
- Откуда государство получает доходы? Слайд. - На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий). Слайд.

Индивидуальная работа с последующей проверкой.
- Выполним задания, которые нам прислали из “Центра Экономики”. (Учитель раскрывает конверт и достает карточки - задания). - Вы все поделены на 2 группы.

-Учащиеся 1 группы получают задание на карточках: ответить на вопросы теста. Учащиеся 2 группы получает задание на карточках: отгадать кроссворд (ключевое слово: бюджет). На своих карточках написать фамилию.
Проверка работы. Слайд.

III. Новая тема.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель – постановка учебной задачи.
-Какое выделенное слово у нас получилось? (Бюджет)
- Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников).
- Ваши догадки мы проверим, отгадав ребус. («7Я» - семья). Слайд.

-Сформулируйте тему урока. (“Семейный бюджет”). Слайд.
Семья – часть государства. И поэтому семья так же образует свой бюджет. А называется он семейным бюджетом. Какие же задачи стоят перед нами? Слайд.
- Мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
IV. Работа по теме урока.
1). Работа в группах. Ролевая игра «Семейный бюджет».
- Поиграем в семейный бюджет. Каждая группа – это “семья”. Выберите “фамилию” своей семьи.
Давайте подумаем. Каждая группа – это семья, а семья – это (ответы детей)

(Учитель распределяет роли и раздает бейджики с названием членов семьи: Бабушка, дедушка, папа, мама, сын – студент, дочь – школьница, сын, 2 года).

- Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто? (Ответы детей)

- Сейчас я вам раздам карточки с названием доходов. Каждый член большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов. (Ученики выбирают соответствующие карточки с указанными на них доходами.)

- Проверим, как вы справились с заданием. Слайд.
(Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).
- А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

-Мы узнали, из чего складывается доход семьи. А как вы тратите деньги в семье?
(Ответы учащихся).
- Как будут называться деньги, расходуемые членами семьи за месяц? (Расходы).
– Это расход вашей семьи.
Вывод: И так, семейный бюджет состоит из доходов и расходов. Слайд.

2). Практическая работа.
- Как вы думаете, чему будем сейчас учиться?
Сейчас я вам вручу карточки, на которых перечислены доходы и расходы семьи

Карточка 1.Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «денежки».

Слайд. Доходы.
Доходы.
Зарплата папы – 40 денежек
Зарплата мамы – 30 денежек
Пенсия дедушки – 10 денежек
Пенсия бабушки – 10 денежек
Стипендия старшего сына (дочери) –2 денежки
Пособие на содержание ребенка– 1 денежка
Пособие многодетной семье – 2 денежки

Доход вашей семьи:


Группы после подсчёта дают ответ.

Карточка 2. - Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.

Проставьте галочки рядом с выбранными товарами и услугами. Сосчитайте и запишите расход вашей семьи.
Слайд.
Расходы.
Лекарства – 2 денежки.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 40 денежек.
Одежда, обувь – 10 денежек.
Бытовая химия - 2 денежки.
Предметы личной гигиены – 2 денежки.
Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки.
Велосипед – 20 денежек.
Спортивная (музыкальная) школы, кружки - 5 денежек.
Книги, канцелярские товары – 2 денежки.
Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек.
Игрушки – 3 денежек.
Видеокассеты (диски) – 3 денежки.
Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.
Отдых, поездка – 40 денежек.

Расход: Сравни: Доход и Расход


Группы после подсчёта дают ответ.

- Подведём баланс. Сравните доходы и расходы вашей семьи.
Слайд. Вывод:
- Что произойдёт, если
Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).
Доходы > Расходы (Экономия бюджета. Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье?
Вывод: Чтобы расходы не превышали доходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
Учитель: - Внимание! Внимание! Поступил вопрос из «Центра Экономики».
- Что делать, если образовался дефицит, т.е. доходы оказались меньше расходов, и денег не хватило семье на месяц? (Нужно экономить)
Слайд. Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.
- Как можно экономить деньги в семье?
Обсуждение в группах. Ответы детей. Слайд.
Выводы: 1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.
2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
3. Бережно относиться к вещам.

- А можно ли экономить на лечении?

-И так, нужно жить экономно, баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.

Обобщение: У нас появился небольшой опыт составления семейного бюджета. Вы узнали, какой бывает доход семьи, как расходуются деньги, подсчитали баланс, т. е. нашли разницу между доходом и расходом – значит, вы составили бюджет семьи, т.е. план.
- Он вам поможет распланировать дальнейшие покупки? Вести хозяйство вашей семьи? Как вы думаете?

Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока.

Работа с учебником. ( стр.77)
Учитель: - Какие еще могут быть виды доходов?
Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Прочитайте текст и узнаете, какие еще бывают виды доходов.
Обобщение:- О каких новых видах доходов вы узнали? ( Это выручка от продажи, прибыль о работы фирмы, гонорар, процент по вкладу).
(На доске появляются карточки со словами: прибыль, гонорар, процент по вкладу ).
-Что такое прибыль? Как вы понимаете?
-Что такое гонорар? Объясните.
-Что такое процент по вкладу, банковский процент? Слайд.

Вопрос из « Центра Экономики». - Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?
(Выигрыш по лотерейному билету, подарки, премия)
Вопрос из « Центра Экономики»..- А могут ли возникнуть такие расходы, которые нельзя запланировать заранее? ( Ответы детей). Слайд.

Закрепление. Работа в « Рабочей тетради». Стр.41, №1.

- Покажите стрелками то, из чего складывается доход в вашей семье зеленым карандашом.
-Покажите синими стрелками расходы вашей семьи.
-Где стрелок получилось больше? Слайд.
-Какой вывод можно сделать?
-Что произойдет, если расходы превысят доходы? (Нужно просчитывать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы).

Рефлексия.
*Я узнал * Я научился
* Я испытывал трудности.. * Мне понравилось * Я бы хотел * Новые знания мне пригодятся

-Ребята, а вам понравился урок? Оцените сегодняшний урок. Я вам сейчас дам монеты различного достоинства. Наберите баллы этими монетами. ( Ребята показывают монеты, затем эти монеты приклеиваются на « денежную сумку»). – Давайте опустим эти монеты в нашу денежную сумку.

Итог урока.
- Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Слайд.
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего складывается семейный бюджет?
Для чего нужен семейный бюджет?
Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Узнали?
Домашнее задание. Уч. стр. 75 – 78 (отвечать на вопросы), Тетр. стр. 42 № 3, № 4.

Оценка деятельности учащихся. Слайд.
-Молодцы, ребята, вы все сегодня старались, хорошо потрудились. Спасибо, ребята, за ваш труд. А учеба – это и есть ваш труд. Взрослые получают за работу зарплату. За знания вы получаете оценки.
- Я проверю ваши тесты и кроссворды и поставлю оценки за них. А сейчас хочу вам вручить подарки из «Центра Экономики». (Детям вручаются шоколадные монеты достоинством « 5 рублей»).


Заголовок 115