Разработка урока по литературному чтению для 2 класса. Тема: А.Митта Шар в окошке.


Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: А.Митта «Шар в окошке»
Цели урока:
образовательные: познакомить обучающихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста; развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь обучающимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя А. Митты, аудиозаписи, учебник Л. А. Ефросинина Литературное чтение. 2 класс, рабочая тетрадь №1 Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 2 класс.
Методы и формы обучения: Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, создание ситуации успеха, практическая работа, частично-поисковый, проблемный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормы организации взаимодействия на уроке Формы контроля
1. Мотивация к учебной деятельности Звучит (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Улыбка»)
Мы друг другу повернулись,
Мы другдругу улыбнулись
И улыбка без сомненья
Нам поднимет .
Создаёт эмоционный настрой. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Настраиваются на выполнение работы. Фронтальная Устный опрос
2.
Актуализация знаний Работа над пословицей.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к определению темы и целей урока. Высказывают свои предположения. Фронтальная, индивидуальная Устный опрос
3. Проблемная ситуация На доске в два столбика записаны писатели, соединить фамилию с их именем и отчеством.
Сутеев Михаил Михайлович
Зощенко ВладимирГригорьевичКрылов Николай Николаевич
Носов Иван Андреевич
Митта Лев Николаевич
Толстой Александр Наумович
Демонстрация слайдов:
Портрет А.Н.МиттаВыставка книг Проводит параллель с ранее изученным материалом. Знакомит с новым автором. Вспоминают изученный материал, сталкиваются с проблемной ситуацией (незнакомый писатель А.Н.Митта) Фронтальная, индивидуальная Устный опрос
4.
Изучение нового материала - С произведением, какого автора мы сегодня познакомимся?
- Откройте учебник на стр.66, прочитайте заголовок произведения (Шар в окошке)
Прослушивание аудиозаписи произведения. Настраивает обучающихся на дальнейшую работу -Называют ФИО автора.
-Называют заголовок произведения. Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная Устный опрос, практическая работа
5. Словарная работа -Какие слова в тексте вам были непонятными?
Компресс-повязка на больное место.
-Что значит верные друзья?
В начале урока мы с вами прослушали песню В. Шаинского, в которой есть прекрасные строки:
“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.Вот что значит настоящий, верный друг”. Проводит словарную работу. Находят нужную информацию в учебнике. Высказывают свою точку зрения. Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная Устный опрос, практическая работа
6.Физминутка Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения). Настраивает обучающихся на дальнейшую работу. Снимают мышечное напряжение. Выполняют движения в соответствии с текстом. Индивидуальная практическая работа
7. Первичное закрепление и осмысление изученного– Почему автор назвал произведение «Шар в окошке»?– Что же случилось с Колей? Найдите и прочитайте в тексте о том, как Коля заболел?– На каком этаже жил Коля? А что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте строки, в которых об этом говорится.– Какое настроение было у Коли?– Почему Коле стало хорошо?– Какие друзья у Коли?– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати? Выявляет, как обучающиеся усвоили учебный материал. Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная, индивидуальная Устный опрос
8.Работа в тетради Рабочая тетрадь стр.28
1. О ком или о чём этот рассказ?
А) о детяхБ) о животныхВ) о природе
2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркни
ВерныеРавнодушныеНаходчивые Весёлые Трусливые
3. Отметь пословицу, которая подходит к этому рассказу
А) Чай пить – не дрова рубить. Б) Без беды друга не узнаешь. В) Делу время – потехе час.
Организует работу в тетрадях на печатной основе. Выполняют задания в тетради Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная Устный опрос, практическая работа
9. Работа в парах – Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста. (Составление плана)
1 часть. Коля заболел 2 часть. Шар в окошке. 3 часть. Коля и друзья.
– Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.
– В начале текста? (Печальный, скучный) – В середине текста? (Удивленный) – В конце текста? (Радостный)
– Оцените свою работу в паре.
Чтение текста по составленному плану.
Организует работу в парах. Приучает детей внимательно с уважением относиться к высказываниям друг друга, Выполняют задания. Самостоятельная, фронтальная Практическая, устный опрос
10. Самостоятельная работа Моделирование обложки.
А.Митта«Шар в окошке»


Организует самостоятельную работу обучающихся. Выполняют задание
Самостоятель наяПрактическая
11. Итог урока. рефлексия - Что вам понравилось, запомнилось на уроке и почему?
- Что нового открыли для себя на уроке?
-Что мешало работать, в какой момент испытывали затруднения?
- Когда ещё никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»
Соседям древний человек привык показывать кулак или язык.
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово друг.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
А если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Чтоб была светлее старость,
Чтоб не плакать малышам,
Разносите людям радость
По забытым адресам.
- Так сейчас сделаете и вы доброе дело. На парте у каждого лежит воздушный шарик. Напишите на нём пожелание своему другу и подарите. Обучает приёмам самоконтроля, самооценки Осуществляют самооценку. Анализируют, что получилось, а что нет. Фронтальная, индивидуальная Оценива ние12. Разноуровневое домашнее задание -Прочитать и подготовить подробный пересказ “Шар в окошке”.
-Подобрать пословицы о дружбе
-Написать сочинение о друге
Организует домашнее задание Находят нужную информацию, самостоятельно выполняют выбранное задание Индивидуальная Практическая работа