Презентация Современный подход к оценке учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках химии по ФГОС.


«Средства формирования и оценивания планируемых результатов ФГОС на уроках химии» Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный. М. Монтень Вот, кратко, те дефициты, которые обнаружились у российских школьников в исследовании PISA у наших школьников : Не сформированы различные типы чтения ( работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т. д. )Отсутствует учебная самостоятельность.Присутствует установка на стереотип ( например : не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, не используется личный опыт, тест как проблема ); Нет потребности решить проблему; подсчитать – применить формулу, объяснить что - то кому - то ). РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ХИМИИ Ученик научится Ученик получит возможность научиться описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи междуданными характеристиками вещества; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; осознавать необходимость соблюде-ния правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде; понимать смысл и необходимостьсоблюдения предписаний, предла-гаемых в инструкциях по использова-нию лекарств, средств бытовой химии и др.; Основные понятия химии(уровень атомно-молекулярных представлений) КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Начавшийся процесс перехода образовательной системы к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) ставит задачу......определения механизмов и инструментария достижения планируемых результатов......определения и разработки инструментально-методического обеспечения планируемых результатов, выделения диагностируемых показателей достижения требований ФГОС.КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕКритерий – (от греч. Kriterion – средство для суждения) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки… Естественные науки Критерий D – Способность планировать и проводить исследование Критерий С –Способность оценивать научную информацию и применять ее при решении проблемных вопросов Критерий F - Умение эффективно работать в группе. Соблюдение ТБ при выполнении практических работ Критерий Е - Умения использовать логические действия и делать выводы Критерий B - Способность понимать и передавать научную информацию Критерий A - Способность понимать, как научные знания применяются в жизни, и умение высказывать свою точку зрения КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ ЕНЦ: КРИТЕРИЙ A – СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ, КАК НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ В ЖИЗНИ, И УМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Умения объяснять, как наука применяется и используется при решении местных и глобальных проблем. Умения оценивать влияние науки и научного применения на жизнь и общество. Умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его. Умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации (эссе, сообщения, рефераты) КРИТЕРИЙ B - СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ НАУЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ Способность понимать и передавать научную информацию, эффективно использовать научный язык и соответствующую символику. понятийные диктанты тестовые задания на соответствие устные ответы презентация работы КРИТЕРИЙ С - СПОСОБНОСТЬ ОЦЕНИВАТЬ НАУЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ПРИМЕНЯТЬ ЕЕ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ Умения строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) через создание моделей и схем решения задач и проблемных вопросов. задачи составление уравнений реакций КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА» КРИТЕРИЙ Е - УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, аналогии. Умения использовать информацию из текстов, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. составление и заполнение таблиц, схем построение графиков зависимости РАБОТА С ТЕКСТОМ - КРИТЕРИЙ Е УМЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ КРИТЕРИЙ F - УМЕНИЕ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ В ГРУППЕ СОБЛЮДЕНИЕ ТБ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе. Умения проводить научные исследования, соблюдая технику безопасности. работа в группах практические работы УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОДУКТИВНОЙГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:I УРОВЕНЬ – НИЗКИЙ (1-2 БАЛЛА),II УРОВЕНЬ – СРЕДНИЙ (3-4 БАЛЛА),III УРОВЕНЬ– ВЫСОКИЙ (5-6 БАЛЛОВ)«УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ГРУППЕ» ФИ Взаимо- помощь (2 балла) Ответст- венность (2 балла) Актив- ность (2 балла) Взаимо- Умение уважение слушать других (3 балла) (3 балла) Умение работать вкоманде Умение принимать и анализировать мнения других РУБРИКАТОР ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИПРОДУКТИВНОЙ ГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ФИ Показатели сформированности I Уровень 1-2 балла II Уровень 3-4 балла III Уровень5-6 баллов Умение работать в команде Не реагирует на про-сьбы одноклассников об оказании помощи; требует постоянного контроля при ввполне-нии задания; не прояв- ляет инициативу при выполнении работы. Не всегда отзывается на просьбы оказать помощь в работе; иногда отвлека- ется при выполнении за-дания; принимает посиль-ное участие в работе группы, пытаясь проявить инициативу. Умеет оказать эф- фективную помощь в группе; ответственно, не отвлекаясь, выполняет задание; принимает активное участие в работе группы, проявляет инициативу, предла- гая идеи. Умение прини- мать и анали- зироватьмнениядругих При выполнении задания часто создает конфликтную ситуацию; не может спокойно выслушать одноклас- сника, часто переби- авет при общении, навязывая свою точку зрения. Пытается строить отношения в команде на основе доверия, не всегда уважая точки зрения других. Иногда провоцирует конфликтную ситуацию, не всегда слушает собеседника. Умеет строить отно- ошения в команде на основе доверия, уважая точки зрения других. Спокойно, не создавая конфликт- ную ситуацию, ведет себя в течение всей работы группы; не перебивает собедни-ка при общении. КРИТЕРИЙ D – СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ И ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ Умения определять проблему, которая может быть проверенаисследованием, определять цель ипланировать пути и средства еедостижения. Способность видетьальтернативные пути достиженияпоставленных задач, выбиратьнаиболее эффективные средства ихдостижения, оценивать метод,комментируя его достоверность. практические работы лабораторные работы проекты РУБРИКАТОР ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БаллыМакс-5 баллов Критерий D –Способность планировать и проводить исследование 1 Сформулирована цель практической работы 1 Определен метод для исследования и составлен план проведения эксперимента 1 Перечислены все необходимые для работы приборы и реактивы 1 Дано объяснение наблюдаемым химическим реакциям, выбранным для проведения эксперимента 1 Дана оценка выбранному методу и предложено усовершенствование метода Практическая работа «Разделение смесей» ОЦЕНОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬФОРМИРУЕМЫМ УМЕНИЯМ ИТРЕБОВАНИЯМ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП. ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗНАНИЙ (ИЗ КОДИФИКАТОРА ФИПИ). НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ УУЧАЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИВЫПОЛНЕНИЯ ДАННЫХ ЗАДАНИЙ. Разные виды заданий способствуютформированию различныхкомпетенций Длявыполнения заданийучащихся желательнообеспечитьпамятками,алгоритмами,инструкциями РУБРИКАТОР - ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ; ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ. ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИМ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ. СОСТАВЛЯТЬСЯ ДЛЯ КАЖДОГО ВИДА ОЦЕНОЧНОЙ РАБОТЫ. ОПИСАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНО-ПОЗИТИВНЫМ. В РУБРИКАТОРЕ ДАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕ УЧЕНИКУ, А ВЫПОЛНЕННОЙ ИМ РАБОТЕ. Помогает понятьаргументированностьоценки, определитьпробелы в знаниях ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ – ЭТО ПЛАН ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫФормирует навыки: самоанализа, самоконтроля, самокоррекции, самооценивания.Умения: планировать получение знаний, самостоятельно применять знания, анализировать свои достижения и недостатки, планировать пути исправления ошибок. Снижаетуровень тревожности, так как учащиеся знают,Какие задания будуту него в контрольнойработе. Лист самооценивания для успешной подготовки к контрольной работе по теме «Простые вещества»: Знать: Уметь Положение металлов и неметаллов в ПС Строение атомов металлов и неметаллов. • Определять положение металлов ихимических элементов. Физические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. • Определять положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов. Описывать и объяснять физические свойства простых веществ: металлов инеметаллов на конкретных примерах. Понятия: «аллотропия», «аллотропные модификации». Аллотропные модификации кислорода, углерода. Приводить примеры и сравнивать свойства аллотропных модификаций химических элементов кислорода и углерода. Единицы измерения и обозначения количества вещества, молярной массы, молярного объема. Записывать формулы простых веществ Рассчитывать молярные массы веществ. • Формулы для определения количества вещества по массе, объему и числу молекул. •Значение молярного объема газообразных веществ при нормальных условиях (закон Авогадро). • Значение Числа Авогадро (NА). • Рассчитывать количество вещества по известной массе и объему • Рассчитывать число молекул по количеству, массе и объему вещества. АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИКРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ПОДОБРАТЬ ИЛИ СОСТАВИТЬ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СФОРМИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С КОДИФИКАТОРОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММОПРЕДЕЛИТЬ КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯРАЗРАБОТАТЬ РУБРИКАТОР ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!