Диагностика затруднений. Анализ результатов ГИА И ЕГЭ по истории и обществознанию (доклад)



Диагностика затруднений. Анализ результатов ГИА И ЕГЭ по истории и обществознанию


Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, экзамен позволяет выявить характер и степень усвоения каждым учеником определенного комплекса знаний по различным аспектам общественной жизни, а также уровень овладения комплексом общеучебных и предметных умений. Каждый ученик должен осознавать, что успешно сданный Единый Государственный Экзамен является залогом успешного и интересного будущего. В последнее временя одним из предметов, который пользуется наибольшей популярностью наших учеников, является обществознание. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. Подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично..
Анализ результатов ЕГЭ за 2013-14 г по обществознанию позволяет сделать ряд общих выводов.
Знания, проверяемые КИМ, в основном усвоены по всем содержательным линиям. Высокий результат по отдельным элементам содержания обеспечивается, в частности, неоднократным возвращением к соответствующим темам в курсах основной и старшей школы, а также связями с другими школьными курсами.
2. Направленность ЕГЭ по обществознанию и истории на проверку и оценку не только знаний, но и сформированности умений позволяет отметить усиление прикладной (практической) составляющей подготовки выпускников школы
3. Затруднения в подготовке к экзамену в определенной мере связаны со сложностью теоретического содержания некоторых тем, многообразием научных подходов к их изложению, недостаточно полным отражением контролируемых элементов содержания в отдельных учебниках по обществознанию, дефицитом времени на их изучение, дроблением материала между 10 и 11 классами, между курсами истории и обществознания, отсутствием должной межпредметной интеграции в изучении ряда вопросов. Наибольшую трудность представляет выполнение заданий, проверяющих усвоение знаний на высоком уровне теоретического обобщения.
4. Изменения, внесенные в структуру и содержание работы (в том числе новые задания с диаграммами и гистограммами, с кратким ответом В2, В5, В6, на применение понятий С1, двухбалльное оценивание заданий В3-В6), повлияли на более адекватное определение уровня обществоведческой подготовки различных выпускников и их более выраженную дифференциацию по качеству знаний и умений.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показал, что выпускники с неудовлетворительным уровнем подготовки в целом не освоили ни одного из умений, проверяемых КИМ. В отдельных случаях они демонстрируют
6. Умение распознавать некоторые определения, отдельные признаки и проявления определенных социальных объектов.
8. Анализ проверки заданий показывает, что сложности вызывают выполнения заданий по экономике.
9. Особую трудность вызывает написание сочинение-эссе.
Выпускники, получившие удовлетворительную отметку, освоили умение распознавать признаки отдельных понятий, характерные черты некоторых социальных объектов, элементы их описания, сравнивать единичные социальные объекты содержательных линий «Человек», «Социальные отношения», «Право», соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее.
Выпускники с хорошим уровнем подготовки проявили также умения распознавать признаки понятий, характерные черты социальных объектов, элементы их описания; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); различать в социальной информации факты и мнения; находить в оригинальном источнике информацию, данную в явном виде, и интерпретировать ее с опорой на предложенный текст.
Выпускники, получившие на экзамене хорошие отметки, продемонстрировали, кроме указанных выше, умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия.
Лишь отдельные наиболее подготовленные выпускники продемонстрировали самые сложные интеллектуальные умения, связанные с применением знаний о характерных чертах, признаках понятий, явлений и социальных объектов определенного класса, с раскрытием на примерах важнейших теоретических положений и понятий социально-гуманитарных наук; решением познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; комплексным поиском, систематизацией и интерпретацией социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); выражением и аргументацией собственной позиции по определенным проблемам.
Итоги экзамена позволяют предложить ряд рекомендаций по совершенствованию преподавания обществоведческого курса.
Прежде всего, необходимо обеспечить более осознанное усвоение учащимися обществоведческих знаний. Этому будет способствовать усиленная проработка базовых обществоведческих категорий и понятий высокого уровня обобщения («общество», «системность», «деятельность», «экономические системы» и т.п.). Целесообразно при этом использовать не только текст учебников, но и активно привлекать учебно-методический комплект, опираться на внутрикурсовые и межпредметные связи, знания по биологии, истории, географии, литературе, мировой художественной культуре и другим учебным дисциплинам.
В процессе преподавания обществоведческого курса важно преодолевать устойчивые обыденные, житейские представления о социальных объектах, нередко противоречащих положениям науки. Помимо этого, учителю важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся. С этой целью следует усилить внимание к заданиям, требующим применения знаний, к обществоведческим познавательным задачам и заданиям практико-ориентированного характера, повысив их роль в учебном процессе.
Полезно ввести классификацию по степени общности понятий, изучаемых в курсе – от наиболее общих, родовых (их признаки, как правило, устанавливаются путем теоретического характера и носят достаточно абстрактный характер).К понятиям меньшей степени общности, чаще всего выступающим частью широких понятий, а от них – к понятиям, отражающим довольно узкий круг явлений, с набором четких отличительных признаков. Школьникам целесообразно предложить самостоятельно соотнести с той или иной группой основные понятия курса, например такие: «демографическая группа», «моральная норма», «общество», «налог», «восточная цивилизация», «культура», «политический институт», «традиция».
Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое («экономика», «экономическая сфера»), рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков («командная экономика», «традиционная экономическая система»), 3) более частные, входящие в состав понятия «рыночная экономика» («конкуренция», «закон стоимости» и др.), 4) конкретные («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).
При работе с определениями понятий важно обращать внимание на его отнесение к родовому понятию, т.е. выделение того, что охватывает целый класс понятий, включая данное, а также на специфические признаки, которые выделяют данное понятие. Здесь полезными могут оказаться задания ЕГЭ прошлых лет. Ученики могут поупражняться на примере заданий с выбором ответа как в определении отличительного признака понятия, так и в его установлении по указанному признаку.
Особого внимания заслуживает работа с многосмысловыми понятиями, которых немало в обществоведческом курсе (к примеру, государство – это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование; закон – и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти; общество и т.п.). Установить, какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в которых оно используется.
Полезным для учащихся окажется и ознакомление их с разновидностями суждений. На отдельных примерах уместно рассмотреть простые и сложные суждения. Особое внимание целесообразно уделить соотношению суждений: в паре противоречивых суждений, если одно верно, то второе обязательно ошибочно; в эквивалентных суждениях в разной форме выражена одна и та же мысль, поэтому оба они либо истинны, либо ложны.
Для лучшего усвоения основных характеристик парных суждений можно предложить школьникам задания следующих типов: подберите совместимое и несовместимое высказывания к суждению; подберите эквивалентные и неэквивалентные суждения к высказыванию. В конце изучения крупных разделов курса целесообразно проводить работу по систематизации комплекса изученных основных понятий.
Задача формирования общеучебных и предметных умений лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки, соответствует принципам компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности.
Экзамен этого года показал, что большинство выпускников не овладели рядом важных умений на достаточном уровне. Сюда можно отнести умения осуществлять выбор необходимых позиций из приведенного списка, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, приводить примеры определенных общественных явлений.
Сложности связаны и с самой процедурой раскрытия. Часто эта операция подменяется иллюстрированием, при которой просто перечисляются отдельные факты, проявления, имеющие отношение к рассматриваемому положению. Однако раскрытие предполагает установление связи конкретного контекста и содержательного обобщения. Формировать это сложное умение необходимо поэтапно. На первом этапе целесообразно демонстрировать образцы такого рода интеллектуальной деятельности, показывая, как конкретное воплощает черты, характеристики общего (к примеру, в появлении транснациональных корпораций отражается тенденция к глобализации, в семье воплощены признаки социального института и т.п.). Затем учащимся можно предлагать задания, в которых указано не только раскрываемое положение, но и те факты, примеры, которые следует использовать (допустим: раскройте на примере расширения платного образования в вузах связь экономики и культуры). И, наконец, на завершающем этапе используются задания того типа, что применяются на экзамене (раскройте на примерах различные проявления воздействия политики на культуру).
















































Диагностика затруднений. Анализ результатов ГИА И ЕГЭ по истории и обществознанию
(доклад)





Подготовила:
Новосельцева Вера Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Графовская СОШ»











2014 (27 августа)
15