Методики и практики подготовки учащихся к высоким результатам на итоговой аттестации по английскому языку.

Методики и практики подготовки учащихся к высоким результатам на итоговой аттестации по английскому языку.
       Успешная сдача Государственного экзамена по иностранному языку, как на уровне основного общего, так и среднего общего образования требует определенной системной подготовки обучающихся и профессиональной компетентности учителя. Подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ – это значит сформировать у них иноязычную коммуникативную компетенцию на заданном уровне: 9 класс – А2; 11 класс (базовый уровень) – В1, 11 класс (профильный уровень) – В2. И это значит выполнить требования федеральных государственных образовательных стандартов.
       ОГЭ/ ЕГЭ по английскому языку – один из группы экзаменов по иностранным языкам в 9-м и 11 классе.
     Прежде чем приступить к выполнению пробных заданий по различным сборникам серии «Подготовка к ОГЭ» \ «Подготовка к ЕГЭ», онлайн-тестов, заданий Открытого Банка необходимо изучить общие сведения об экзамене, его структуру, временные рамки и шкалу оценивания с помощью учителя.
     Если все понятно, то следующий этап должен быть повторительно-обобщающий, чтобы задания (особенно лексико-грамматического плана) не выполнялись наугад. Необходимо подготовить папки-файлы с разного рода таблицами: формы неправильных глаголов, видовременные формы глаголов (активные и пассивные конструкции), списки основных фразовых глаголов с переводом, списки словообразовательных суффиксов \ префиксов, словообразовательную таблицу наиболее часто употребляемых лексических единиц, списки слов – антонимов и синонимов.
     Для подготовки письменной и устной речи полезно распечатать списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала \ поддержания \ окончания разговора (письменного высказывания).
   Все перечисленное должно стать «настольной книгой» обучающихся, готовящихся сдавать экзамен по иностранному языку. Полезно также создавать тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки устной части экзамена.
    Считаю необходимым дать рекомендации обучающимся о правильном «подходе» к аудированию, чтению с разными стратегиями, выполнению лексико-грамматических заданий, написанию личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения.
    Следующий этап - это переход непосредственно к практике языка в формате ОГЭ \ ЕГЭ, используя демоверсии с сайта ФИПИ, Открытый Банк заданий, пособия с заданиями, тесты в режиме on-line. Представленные там тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к экзамену Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Эти задания, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике. Важным будет напомнить, что выполнение тренировочных заданий в формате ОГЭ-ЕГЭ без последующего анализа – практически бесполезно. Хорошо, если ученик сам сможет объяснить почему он выбрал ту или иную грамматическую форму или лексическую единицу, сможет доказать фактами из текста выбор ответа на вопрос по прочитанному. Или найдет ошибку, внимательно проанализировав ситуацию, вспомнив правила \ исключения. В противном случае, он должен сделать это под руководством учителя.
   Большое значение для системной подготовки к экзаменам имеет используемый учебник. Он должен содержать востребованные виды заданий, чтобы школьники привыкали к новым форматам и это не вызывало у них непонимания или стресса при сдаче экзамена.
      Схема содержания подготовки к итоговой аттестации:

Элементы структуры технологии
Содержание

1.
Цель
Эффективная подготовка к экзамену по иностранному языку

2.
Условия
- высокая степень мотивации обучающихся;
- наличие современного учебно-методического оснащения;
- наличие современного технического оборудования 

3.
Содержание образования
- ОГЭ\ЕГЭ ориентированные УМК по иностранному языку;
- материалы печатных пособий по подготовке к экзамену по иностранному языку;
- демоверсии ОГЭ\ЕГЭ последних лет;

4.
Методы обучения (подготовки)
- коммуникативный метод
- интерактивный метод
- тестовый метод
- метод анализа и синтеза
- деятельностный метод
-информационно-коммуникационные технологии

5.
Формы организации обучения (подготовки)
- уроки ИЯ;
- элективные курсы; элективные учебные предметы, направленные на подготовку к ОГЭ\ ЕГЭ;
- консультации;
- самоподготовка

6.
Диагностика эффективности обучения (подготовки)
- пробные экзамены;
- анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности;
- выявление «проблемных зон»;
- организация работы по ликвидации «пробелов»

7.
Результат обучения (подготовки)
Успешная сдача ОГЭ\ЕГЭ


   Данная технология – это, своего рода, дидактический конструктор, куда можно внести свои дополнения, изменения с учетом Вашей деятельности по подготовке обучающихся к ОГЭ\ЕГЭ и конкретизировать содержание.
         Из представленных материалов следует сделать вывод, что система в работе по подготовке обучающихся к экзамену по иностранному языку абсолютно необходима. Хороший результат дает повторительно-обобщающий этап подготовки с подборкой в виде лексико-грамматических таблиц, образцов письменных работ, создание тематических мини-кейсов.
        Необходима также объемная практика с использованием демоверсий ОГЭ\ЕГЭ (в печатном виде), а также практика устной речи в режиме on-line.

15