Исторические находки на территории Бурлинского соляного озера и окрестностей поселка Бурсоль (исследовательская работа)


Исторические находки на территории Бурлинского соляного озера
и окрестностей поселка Бурсоль (исследовательская работа)
Мелихова Валентина Алексеевна
Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
МКОУ «СОШ №9» поселка Бурсоль города Славгорода, Алтайского края
Научная статья
Актуальность: Восстановление исторической картины прошлого необходимая составляющая будущего человечества, сохранение исторической памяти позволяет удерживать связь с ушедшими поколениями и нашими предками. Изучение старины, изучение жизни наших предков, историю поселений нашего поселка, изучение прошлого нашего государства - одни из самых актуальных направлений в современной жизни человека. Очень важно знать свои корни, культуру той эпохи, когда происходило становление человеческого рода, ведь без прошлого у человека нет будущего. Решению этой задачи помогли необычные находки, которым и посвящена данная работа.
Объект: территория соляного озера и посёлка Бурсоль города Славгорода Алтайского края.
Предмет: материальные находки, обнаруженные в исследуемом районе, как информационный материал для реконструкции истории территории.
Цель: изучить исторические находки в районе озера и посёлка Бурсоль для реконструкции исторического прошлого малой Родины.
Задачи: 1.Выявить места исторических находок в районе озера и посёлка Бурсоль;2.Провести опрос жителей посёлка Бурсоль о случаях и характере исторических находок;
3.Классифицировать найденные предметы и определить их историю;4.Реконструировать историю района через исторические предметы.
Хронологические рамки: нижняя граница датируется серединой XVII века (1749 г.) – временем появления самой старинной находки (Денга 1749 г.); верхняя граница датируется 60-ми годами XX века – временем механизации процесса добычи соли.
Территориальные рамки:
ограничены окрестностями поселка Бурсоль, ранее существовавшими близлежащими поселениями в радиусе 25 км.: село Пятое, разъезд Новое, станция Айнак, деревня Кохановка, деревня Беккердиновка, аул Одиннадцатый, село Гусиная Ляга, деревня Черный Дол. (Приложение I).
Методы исследования: изучение источников, музейного материала, сбор материалов в ходе интервьюирования у респондентов, анкетирование учащихся школы, систематизация исторических находок по хронологии; обработка и анализ теоретического материала по историческим находкам. Работа проводилась в несколько этапов: подготовительный - изучение находок, составление хронологических данных; исследовательский - опрос старожилов поселка, изучение полученных в дар старинных предметов; заключительный - систематизация исторических находок по хронологии, формулирование выводов исследования.
Для реализации поставленных задач, были использованы источники и литература: найдены архивные данные Бурлинского и Славгородского районов в селе Бурла и городе Славгороде, о количестве проживающих и выписке последнего жителя в несуществующих в настоящее время поселений.Степень изученности темы: для реализации поставленных задач были использованы источники и литература; найдены архивные данные Бурлинского и Славгородского районов в селе Бурла и городе Славгороде, о количестве проживающих и выписке последнего жителя в несуществующих в настоящее время поселениях. В книге Андрианова Я.В. "Русские монеты 1700-2000 годов", представлен исторический обзор и каталог всех монет, рассматриваемых в работе. Используя материалы Узденикова В.В. "Монеты России 1700-1917", были сгруппированы данные в хронологическом порядке, по монетам различных монетных заводов XVII – XX веков. В справочнике «Поясные бляхи русской армии и флота», описаны не только пренадлежность к рангу и званию воинского обмундирования, но и внешний вид, значение гербов и знаков отличия военнослужащих прошлых столетий. Опираясь на труды Богданова В.В. и Ермолаева В.А. « Конская упряжь – основные элементы, требования и особенности», определены функциональные значения и роль украшений в предметах конской упряжи. Синкевич В.А. в философском эссе «Феномен зеркала в истории культуры» раскрывает историю появления китайских зеркал, их предназначение и «волшебные» свойства.
Научная новизна: заключается в том, что в ней изучается не музейные экспонаты или книжный материал, а отражается история древних поселений через исторические находки, найденные в степях и окресностях нашего родного поселка. В научный оборот введены материальные находки XVIII - начала XX вв. отражающие различные аспекты бытовой и хозяйственной жизни населения поселка Бурсоль и его окрестностей. Данные находки: исторический материал школьного музея им. А.Матросова.
Практическая значимость: собранный материал и темтические коллекции пополнили экспозицию школьного музея имени Александра Матросова.
Полученные результаты и подъёмный материал могут быть использованы при проведении тематических классных часов по истории поселка, мероприятий, проводимых для жителей и гостей поселка Бурсоль, организации археологических раскопок на территории окрестностей города Славгорода Алтайского края, а также при написании обобщающих работ по истории Алтайского края.
Исторические находки, как свидетельство прошлого малой родины.
На протяжении трех лет продолжался сбор теоретических материалов, систематизация находок, опрос сторожилов поселка, в результате которого были составлены коллекции: монет, замков, конской упряжи, женских украшений, предметов царского обмундирования. С целью реконструкции исторического прошлого малой Родины началось изучение истории появления находок, поселений вокруг нашего поселка, ведь первые упоминания об образовании поселения Бурсоль начинаются с 1768 года. Найденные старинные монеты, царские пряжки и пуговицы, женские украшения, старинные замочки свидетельствуют о том, что торговцы и переселенцы уже в XVIII – XIX веке мигрировали с разных концов России в наши края.1 В ходе исследования находки были систематизированы по пяти блокам: монеты, женские украшения, замки, предметы царского обмундирования, конская упряжь.
Монеты. Самая старинная монета в коллекции - «Денга 1749 года» (Приложение II, фото 1 ). При императрице Елизавете Петровне денга чеканилась регулярно с 1743 года по 1761 год. В1748 году вышел указ императрицы, предписывающий изымать серебряные монеты из обращения. Все те, у кого серебряная монета была в наличии, должны были обменять её на медную. Все казённые расходы также проводились с помощью медных денег. Даже премия, которую Елизавета выплатила М.Ломоносову за оду, которую он посвятил императрице, была выдана в медной монете. Учитывая, что премия была в размере 2000 рублей, то вес монет составил 3200 килограмм. Выплачена она была денгой, ведь в 1749 году чеканились только два вида медных монет - денга (1/2 копейки) и полушка (1/4 копейки). В результате получилось, в виде премии Ломоносову везли несколько телег, на которые было нагружено 400000 штук монет достоинством денга 1749 года, цена которых была 2000 рублей.2 Денга 1749 года чеканилась на Екатеринбургском монетном дворе. На аверсе монеты двуглавый орел, являвшийся в то время малым государственным гербом России. Такой дизайн денга имела до 1757 года, затем вместо орла на ней появилось изображение всадника с копьём.3
Наибольший интерес для исследования представлят Сибирская монета. (Приложение II, фото 2). Она чеканилась исключительно для обращения на территории Сибирской губернии.
1 Архивный альбом школьного музея «История поселка Бурсоль »
2 Уездников В.В. «Монеты России 1700-1917», Москва, 2004 г.
3 Андринов Я.В. «Русские монеты 1700 – 1917».

Следует отметить, что монета появилась в конце XVIII века - во время правления Екатерины II и посещения поселка Бурсоль петербуржскими купцами с целью, привезти соль на пробу для императрицы.4
Следующие находки, 1 и 2 копейки серебром (1846 и 1841 г.г.), которые чеканилась несколькими монетными дворами: Екатеринбургским (Е.М.), Ижорским (И.М.) и Сузунским (С.М.). (Приложение II, фото 3,4). История монеты "копейка" начинается с 1534 года, когда русскую денежную реформу провела мать Ивана Грозного - Елена Глинская. Причина для ее проведения была вполне серьезная. В начале тридцатых годов XVI века по всей Руси распространилось стихийное обрезывание монет. В результате серебряные монеты теряли в весе, подрывая основы всего денежного хозяйства и вызывая недоверие у людей. Все русские монеты этого времени имели неправильную форму, это объясняется тем, что чеканились они на расплющенных обрезках серебряной проволоки. В результате плющения этих обрезков получались продолговатые почти овальной формы пластинки, на которых выбивались рисунок лицевой стороны и надпись оборотной. Новая деньга имела изображение всадника с копьем и этим отличалась от старой московской деньги. Новые монеты стали называть копейками, или копейными монетами. Многие считали, что именовать их так стали по копью в руках всадника. Но в своем толковом словаре живого великорусского языка, изданном в 1881 году, Владимир Даль к этому относится с сомнением и думает, что "копейка" произошла от слова "копить" деньги. 5
Украшения. Первыми поселенцами наших степей вокруг соленого озера были монголы и казахи. Поэтому неудивительно, что некоторые входящие в коллекцию монеты являлись украшением для женщин – монистами (это серебряные монеты, в которых проделывались дырочки и обшивались жилетки и кофточки), (Приложение III, фото 5). Но самая интересная находка - это жетон с надписью «Украшение для женщин и девиц» (Приложение III фото 6), который впервые был изготовлен в 1750 году фабрикантом Кучкиным. Правительству (в годы царствования Елизаветы Петровны) не нравилось, что серебряные монеты вешают вместо украшений, вот они и приняли решение начеканить украшение для женщин, которое должно было заменить монеты. По словам респондента, в начале XX века был дефицит красивых и дешёвых украшений, и в итоге проще их было сделать самостоятельно, из монет. Некоторые казахи, проживающие в Бурсоле в настоящее время, сохраняют традиционный стиль в одежде. Одним из свойственных казахам предметом одежды является головной убор "хушпу" (Приложение III, фото 7),
4 Историко – краеведческий журнал «Минувшие дни» № 4, 2008г.
5 Биткин В.В. «Сводный католог монет России», часть II (1740 – 1917г.г.), Киев, 2003г.
расшитый украшением для женщин и девиц, его носили в конце XIX - начале XX веков замужние женщины,6 в настоящее время в двух семьях сохранился такой наряд, который хранится, как семейная реликвия.
Замочки. В XVIII – XIX веках в селе Павлово замки производились в больших количествах, сугубо утилитарного назначения – дверные, сундучные, конные и другие. Среди самых распространенных дверных замков преобладали навесные (назывались часто «вислыми», «висячими»). (Приложение IV, фото 8). Их производство было спецификой именно павловских мастеров, в отличие, к примеру, от туляков или пермяков, специализирующихся преимущественно на изготовлении врезных замков. Русские мастера еще в XIII веке знали более восьми конструктивных вариантов навесных замков, но найденные замки отечественного производства относятся преимущественно к XVIII веку. Среди различных образцов кузнечного и слесарного дела XVII – XIX веков дверных сундучных, шкатулочных, навесных, врезных, коробчатых, цилиндрических, комбинационных и других замков большинство – «павловские» (так среди специалистов и коллекционеров называются замки, изготовленные в селе Павлово Нижегородской губернии Горбатовского уезда). Поскольку основным материалом для их изготовления служило железо, замочное дело процветало обычно там, где уже давно была налажена его обработка, где могли производиться технологические операции, отражающие свойства этого металла: ковка, литье, штамповка, травление, насечка. Но пользовались и привозным с Запада полуфабрикатом железа – «укладом». Замки изготавливали как на заводах, так и в кустарно - ремесленных мастерских.
Навесной замочек с клеймом «Чилин» (Приложение IV, фото 9). Чилины потомственные мастера-замочники, работавшие в селе Павлово на реке Ока. Подобные навесные замки часто использовали на чемоданах, иногда их даже называют "чемоданными", однако, они находили широкое применение в хозяйстве. В дореволюционный России крупнейшим центром производства замков, было, село Павлово на Оке Нижегородской губернии.7
Среди старинных металлообрабатывающих центров России Павлово вплоть до начала XX века занимал особое место. Здесь гораздо дольше по сравнению с другими ремесленными городами сохранялось кустарное производство. И работа павловских кустарей славилась не только по всей России, но и за ее пределами. Находка таких замочков говорит о том, что за солью и в прошлых столетиях ехали с разных концов России. Но не только торговый интерес обуславливает появление замков в окрестностях поселка Бурсоль.
_____________________________________________________________________________
6 Ералы Оспанулы «Казахские народные обычаи», Алма – Ата, 1992г.
7 Смирнов А.С. «Павлово и Ворсма», Н.Новгород,1964
Так как в годы войны правительство отправляло эшелонами поволжских немцев для большей «безопасности» в Алтайский край. Многие из немцев были соссланы в Бурсоль для работы на добыче соли, они перевозили не только свои семьи, но и предметы быта, большие чемоданы, закрываемые на замочки, в которых были сложены личные вещи.8
Предметы царского обмундирования. Впервые изображение двуглавого орла, в качестве государственной символики России, появилось на пуговицах во время правления Петра 1-го, появление таких пуговиц могло быть частной инициативой солдат или офицеров. Преображенского или Семеновского гвардейских полков. (Приложение V фото 10). Первые «посеребренные» пуговицы «с гербом Российским Императорским» были введены на мундирах чиновников Коллегии иностранных дел (позднее Министерство иностранных дел) в 1799 году. В 1808 году «желтые» пуговицы, имеющие изображение государственного герба, появляются на мундирах Департамента внутренних дел. В 1818 году пуговицы с гербом установлены для мундиров чиновников Управления ревизии Государственных счетов - Государственного контроля. С 1826 года «гербовые» пуговицы нашиваются на мундирах чиновников Государственного Совета, его канцелярии, а также у чинов Собственной его императорского величества канцелярии. Наконец, в 1829 году пуговицы с орлами появляются в армии. Они присваиваются гвардейским частям. В 1837 году было образовано Министерство Государственных имуществ, его чиновники также получили на мундиры «золоченые» пуговицы с государственным гербом.  В основном «гербовые» пуговицы сохранялись в этих организациях до 1917 года.9
Пряжки. Первые пряжки с изображением герба (орла) напоясные ремни в 1834 году получили гвардейские кирасирские полки. (Приложение V, фото 11).Орел штамповался в соответствии с рисунком, использовавшимся в этот период на всех предметах обмундирования русской армии. В 1855 году пряжки с орлом уже были присвоены большинству нижних чинов гвардейских частей. В 1856 году такие же пряжки появились у нижних чинов лейб-гвардии 1-го и 2-го стрелковых батальонов. В 1857 году рисунок гербового орла изменился, теперь он изображался с поднятыми крыльями.10
Обнаружение этих предметов в окрестностях Бурсоля свидетельствует о том, что поселок посещался не только купцами и ремесленниками, но и чиновниками, офицерами, министрами. Согласно имещимся данным, в начале двадцатого столетия (во время Гражданской войны в России) в районе деревень Гусиная Ляга (25 км от поселка) и _____________________________________________________________________________
8 Архивный альбом школьного музея «История поселка Бурсоль XVIII – XX века»
9 Андоленко С.П. «Нагрудные знаки русской армии». Москва, 2002г.
10 Звегинцов В.В. «Русская армия». Париж. 1979г.
Черный Дол (12 км) шло активное повстанческое движение, иногда возникали вооруженные восстания. Временное Сибирское правительство, боясь распространения восстания по всей Западной Сибири, бросило на слабо вооруженных восставших, регулярные войска - отряд под предводительством головореза - атамана Анненкова, в который входили белоказачьи части. 10 сентября 1918 года анненковцы ворвались в близлежащие села и со зверской жестокостью расправились с повстанцами. Архивные материалы администрации Табунского района, Алтайского края говорят о том, что предметы царского обмундирования появились в окрестностях поселка Бурсоль именно в это время.11
Конская упряжь это украшения конской сбруи, в простонародии называемое
«кониной», в основном напоминающие пуговицу (Приложение VI, фото 12). До начала 70 годов XX века, на территории поселка находился конезавод и загон, где держали верблюдов и лошадей, ведь до 1959 года соль из озера вывозили на верблюдах. Украшение конской упряжи различными декоративными элементами свойственно человечеству с древнейших времен. Ведь кони всегда играли огромную роль в жизни человека – с ними древние воины отправлялись с бой, а в мирное время эти животные помогали людям вести сельское хозяйство и быстро преодолевать большие расстояния. Поэтому и упряжь непременно должна была быть не только удобной и функциональной, но также и украшенной разнообразными атрибутами как декоративного, так и религиозного значения. Разнообразные древние украшения конной упряжи находят в самых различных точках земного шара – и каждое из них оказывается по-своему самобытным, оригинальным и наглядно отображающим интересы и умения людей своей эпохи. Восточные народы, в частности казахи, составлявшие большую часть населения поселка вплоть до конца 19 века, украшали конскую упряжь преимущественно изделиями из серебра – и до нашего времени сохранились удивительные шедевры ажурной резьбы, инкрустации драгоценными камнями, гравировки и иных произведений древних искусных мастеров. Наиболее изученными сегодня являются украшения конской упряжи, изготавливаемые русскими крестьянами прошлых веков. В частности, сложно представить себе снаряжение коней без звенящих деталей из меди – здесь выраженный декоративный эффект олицетворяет собой как высокое художественное мастерство создателя, так и глубокие суеверные воззрения простого народа. (Приложение VI, фото 13). Считалось, чтобы уберечь коня от нечистого на конской сбруе непременно должна быть медь. Со временем все эти предметы попали в землю, потерянные или брошенные. В конской
_____________________________________________________________________________
11 Архивные материалы с.Табуны,Табунского района, Алтайского края.
упряжи использовались предметы, одновременно выполнявшие практические функции, имеющие различное значение и применение: Солнечные - крупные украшения, имеющие солярную символику и привешиваемые на голову лошади. Делались из жёлтой латуни и меди. Узорные украшения - обереги круглой формы, различной величины, несущие какие либо геометрические элементы - шестиконечная и восьмиконечная звезда, круг, треугольник, шестиугольник или имеющие символ сердца. Края, практически всегда имеющие зубцы, изготовлены из меди или латуни. Такие украшения нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции. Пуговицы – круглой формы, с гладким или зубчатым краем, ими обшивались седла, ремни и другие части упряжи.
Заклёпки, накладки, наконечники - украшали и берегли лошадь от сглаза. Выглядели такие обереги очень разнообразно - стреловидные и овальные накладки, пластинки с ушками для закрепления бубенцов и колокольчиков, «трилистники», заклёпки с вставками из цветных стёкол. Колокольчики и бубенцы - привешивались на ременные накладки, под дугу и на упряжь. Своим звоном радовали хозяина и уберегали лошадь от порчи. Иногда на колокольчиках встречаются надписи или номера, обозначающие мастеров или места производства.12
Китайское зеркало. Необыкновенная находка, занимающая главное место в коллекции - это медный предмет круглой формы с орнаментом с обратной стороны и
отшлифованной потемневшей поверхностью с лицевой стороны. Однако то, удалось узнать об этом предмете, оказалось необыкновенной находкой – это древнее китайское зеркало (Приложение VII, фото 14). Самому старинному китайскому зеркалу 1600 лет. В эпоху династии Мин (1368-1644) «волшебные» зеркала в высокопоставленных кругах перестали быть редкостью. Древние китайские зеркала отлиты из светлой бронзы, до блеска отполированы и покрыты ртутной амальгамой. Оптические чудеса с бронзовыми «волшебными» зеркалами начинают происходить, когда на них падают лучи солнца. Оказывается, «волшебное» зеркало имеет «второе дно». Под воздействием солнечных лучей бронза становится как бы прозрачной, и просвечивается рисунок,  проявляющийся на стене того помещения, где находится зеркало. О существовании китайских зеркал поведал западному миру Калиостро в XVIII веке, великий маг знал тайну «волшебных» зеркал, но не поделился ею с людьми. После смерти Калиостро в одном из парижских костелов, где хранились реквизированные инквизицией зеркала великого мага, паства и священнослужители сильно перепугались: по стенам запрыгали черти. Безобидные лучи _______________________________________________________________
12 Богданов В.В. и Ермолаев В.А. «Конская упряжь – основные элементы, требования и особенности», ГСХА, 2004г.
солнца попали на зеркала Калиостро, сделав металл «прозрачным» и раскрыв, таким образом, рисунки.13 В Сибири есть место, которое хранит множество тайн, в том числе связанных с зеркалами. Это Минусинская котловина, расположенная в 300 км от Красноярска. Невероятно, но в этих отнюдь не солнечных краях археологи обнаружили следы древних культур, которые освоили производство бронзы в III тысячелетии до н. э., то есть раньше, чем в Китае. Но самое невероятное заключается в том, что в Минусинской котловине найдено около четырехсот древних бронзовых зеркал. Половина из них хранится в местных музеях. Лежат экспонаты лицевой стороной вниз, а это наводит на мысль о том, что исследователи изучали исключительно рисунки и надписи, расположенные на тыльной стороне. А на лицевую не обратили никакого внимания.14 Таким образом, появление этого редкого предмета в наших окрестностях может быть обусловлено не только близостью китайской границы, но и наличием в Сибири такого замечательного места, как Минусинская котловина.
Одной из причин появления зеркала является наличие у Бурсольского производства тесного торгового сотрудничества (70-е годы XX века) с такими странами как Монголия, Япония, Китай. Отправляя соль на экспорт, взамен получали китайский трикотаж, украшения, бытовую химию, посуду.15 Как появилось это зеркало в окрестностях нашего поселка остается загадкой…
Результаты исследования: Выявлены места исторических находок в районе озера и окрестностях посёлка Бурсоль: село Пятое, разъезд Новое, станция Айнак, деревня
Кохановка, деревня Беккердиновка, аул Одиннадцатый, село Гусиная Ляга, деревня Черный Дол.
Проведен опрос сторожилов посёлка Бурсоль, в результате которого было выявлено место нахождения исследуемых предметов.
Классифицированная по пяти блокам (монеты, женские украшения, замочки, предметы русской армии, конская упряжь) коллекция собрана и передана в музей МКОУ «СОШ №9» (Приложение VIII, фото 15,16). Изученные литературные источники и архивные материалы помогли определить историю данных находок.
Реконструированы и подтверждены исторические факты и события, происходящие в XVIII-XX веках в Славгородском и Бурлинском районах, поселке Бурсоль, через собранные находки.
_____________________________________________________________
13 Синкевич В.А. «Феномен зеркала в истории культуры». Философское эссе. Санкт-Петербург,2000г.
14 Скобелев С.Г. «Народы Сибири в составе Государства Российского», Санкт-Петербург, 1999г.
15Архивный альбом школьного музея «История поселка Бурсоль XVIII – XX века»
Список используемой литературы:
1. Андоленко С.П. «Нагрудные знаки русской армии». Москва, 2002г.
2. Андринов Я.В. «Русские монеты 1700 – 1917».
3. Архивный альбом школьного музея «История поселка Бурсоль XVIII – XX века»
4. Архивные материалы с.Табуны, Табунского района, Алтайского края.
5. Биткин В.В. «Сводный католог монет России», часть II (1740 – 1917г.г.),
Киев, 2003г.
6. Богданов В.В. и Ермолаев В.А. «Конская упряжь – основные элементы, требования и особенности», ГСХА, 2004г.
7. Ералы Оспанулы «Казахские народные обычаи», Алма – Ата, 1992г
8. Звегинцов В.В. «Русская армия». Париж. 1979г.
9. Историко – краеведческий журнал «Минувшие дни» № 4, 2008г.
10. Синкевич В.А. «Феномен зеркала в истории культуры». Философское эссе. Санкт-Петербург, 2000г.
11. Скобелев С.Г. «Народы Сибири в составе Государства Российского», Санкт-Петербург, 1999г.
12. Смирнов А.С. «Павлово и Ворсма», Н.Новгород,1964 г.
13. Уездников В.В. «Монеты России 1700-1917», Москва, 2004 г.
Список респондентов:
1. Дулатова Марпуза Камешевна (1949г.р.), бывшая жительница Беккердиновка.
2. Попандополов Леонид Викторович (1934 г.р.), бывший житель села Пятое.
3. Собко Петр Никитович (1936 г.р.), бывший житель села Кохановка.
4. Трикоз Алексей Григорьевич (1931 г.р.), бывший житель разъезда Новое.
5. Коверзнев Борис Михайлович (1946 г.р.), бывший житель села Бурлинка.
6. Мельникова Таисия Васильевна (1929 г.р.), жительница села Кохановка.
7. Коверзнева Валентина Васильевна (1942 г.р.), бывшая жительница села Бурлинка.
8. Шевчик Александр Михайлович (1945 г.р.), бывший житель станции Айнак.
9. Губер Готлиб Давыдович (1932 г.р.), бывший житель села Черный Дол.