План-конспект урока по биологии на тему Основы генетики и селекции

Министерство Просвещения ПМР
ГОУ НПО «Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицей»










План-конспект урока

по теме «Основы генетики и селекции»

















Подготовила учитель биологии
Илушка Мая Ивановна




2015 год.

Обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции»

Цель урока: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания по теме
«Основы генетики и селекции».
Задачи:
образовательные:
провести обобщение, систематизацию и коррекцию знаний и основных понятий по теме « Основы генетики и селекции», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;
расширить и углубить знания путём включения фрагментов новой информации в целостную систему представлений и понятий;
проверить усвоение знаний по теме, овладение умениями решения генетических задач, проведения и анализа исследовательских работ;
дать возможность учащимся осознать мировоззренческое и практическое значение биологических знаний данной темы.
развивающие:
развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания), выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента;
умения обобщать и анализировать закономерности при анализе обобщающих схем.
воспитательные:
развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;
развивать коммуникативные способности учащихся на уроке, воспитывать культуру умственного труда.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации «Наследственные болезни», «ГМО», справочные и раздаточные материалы для учащихся (маршрутный лист урока).


План проведения урока:
создание психологического настроя на уроке (учащиеся заслушивают притчу);
сообщение темы и задач предстоящей работы
активизация мыслительной деятельности (биологический диктант);
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
выступление учащихся с результатами групповых заданий;
подведение итогов урока;
домашнее задание.

Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: «Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему? Начертив на песке посохом два круга – малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга – это познанное вами, площадь большого – познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё, что за пределами этих кругов, - не познанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений»
ІІ. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Учитель. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции», нам предстоит повторить основные понятия и законы генетики; закрепить умения по решению задач генетического содержания, расширить и углубить знания; выявить области применения полученных знаний в практической деятельности людей.

Мотивация учащихся на конечный положительный результат.
У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока. Преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем?

ІІІ. Повторение и обобщение ранее изученного (отдельных фактов, событий, явлений)
1блок. Вопросы биологического диктанта (ответы учащихся могут сопровождаться дополнительными вопросами учителя):
 Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - .
Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития -
Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые -
Формы изменчивости –
Основатель генетики –
Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка -
Совокупность всех взаимодействующих генов организма -
Гены отвечающие за формирование одного признака-
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков -
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков -
Мутации –
Методы исследования человека –
ХХ -
ХY -
Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-
Основные методы селекции-


Учитель: Теплым августовским вечером 1864 г. В своем кабинете сидел уже не молодой человек и что-то с увлечением писал. Он был священником, и логично было предположить, что на бумаге возникает конспект проповеди на завтра. Но посторонний наблюдатель был бы крайне удивлен, увидев, что написал святой отец. На листах бумаги появились математические формулы и колонки цифр. Изредка, видимо, устав от работы, пастор глядел в монастырский сад, давая отдых утомленным глазам Легкий ветерок, задувавший в окно, шевелил его поредевшие волосы. А правая рука автоматически делала рисунок, ещё один и ещё. На рисунках можно было узнать (горох). Святой отец устал, но его лицо светилось радостью. Он решил задачу, над которой бился столько лет, отказывая себе даже в тех мирских радостях, которые церковь разрешала священникам. Его семьёй стали монахи, домом – монастырь, а единственной любовью и страстью на всю жизнь – наука. Ей он посвящал всё свободное время и все свои силы. Как звали этого затворника? (учёный пастор носил фамилию Мендель).

Какова заслуга Г.Менделя в области генетики?

Что вам известно о законах наследования, установленных Менделем?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1 сообщение


Открытие Г. Менделем
законов наследования
Честь открытия количественных закономерностей, сопровождающих формирование гибридов, принадлежит австрийскому естествоиспытателю Иоганну Грегору Менделю (1822–1884). В его работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., были раскрыты основы законов наследственности.
Первое, на что Мендель обратил внимание,– это выбор объекта. Для своих исследований Мендель избрал горох Pisum sativum L. Основанием для такого выбора послужило, во-первых, то, что горох – строгий самоопылитель, и это резко снижало возможность заноса нежелательной посторонней пыльцы; во-вторых, в то время имелось достаточное число сортов гороха, различавшихся по одному, двум, трем и четырем наследуемым признакам.
Мендель начал с опытов по скрещиванию сортов гороха, различающихся по одному признаку (моногибридное скрещивание). Во всех без исключения опытах с 7 парами сортов было подтверждено явление доминирования в первом поколении гибридов, обнаруженное Сажрэ и Нодэном.

Какие методы использовал Мендель и что он обнаружил в результате использования этих методов



СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 2 сообщение

Методы и ход работы Менделя
Крупная научная удача Менделя состояла в том, что выбранные им семь признаков определялись генами на разных хромосомах, что исключало возможное сцеплённое наследование. Он обнаружил, что:
у гибридов первого поколения присутствует признак только одной родительской формы. А другой «исчезает». Это закон единообразия первого поколения;
во втором поколении наблюдается расщепление три четверти потомков имеют признак гибридов первого поколения. А четверть – «исчезнувший» в первом поколении признак. Это закон расщепления.
каждая пара признаков наследуется независимо от другой пары. Это закон независимого наследования.
Мендель не знал, что эти положения со временем назовут первым и третьим законами Менделя. На этом научное везение великого генетика закончилось, последующие опыты на ястребинке не увенчались успехом из-за незнания биологии объекта. Современники-профессионалы дружно проигнорировали монаха-самоучку, и естественным наукам осталось только накапливать экспериментальный материал, ожидая второго открытия законов Менделя через 37 лет после первой публикации.

Один учащийся получает карточку с рассказом – небылицей. Он должен найти пять ошибок, исправить их и объяснить.
"Рассказ-небылица".
Мушка дрозофила тяжело вдохнула, встряхнула свои 46 хромосом,(8хромосом) взмахнула крыльями и вылетела из лаборатории Менделя (Моргана), оставив своё потомство. Мендель очень расстроился, хотел догнать мушку дрозофилу, но не смог. Долго она летала, устала. И вдруг перед ней оказалось поле с горохом. Села на горох, решила отдохнуть и полакомиться. Вдруг её чуткое ухо уловило какие-то шорохи. Оглянулась – ба, сзади чешский священник Морган(Мендель) , который проводил опыты с фасолью (горохом). " Опять не повезло"- подумала мушка и улетела, куда глаза глядят.
Примечание: красным цветом выделены те ошибки, которые дети должны найти.
Вся группа решает тест.

Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?
Г.Мендель
Т. Морган
В. Лобашев
С.Четвериков
2 . Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.
9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1
Третий закон Менделя называется:
закон единообразия
закон расщепления
закон независимого наследования
В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:
в первом поколении
во втором поколении
в третьем поколении
в четвертом поколении
Какие признаки у гороха являются доминантными:
желтая окраска семян
зеленая окраска семян
гладкая поверхность семян
морщинистая поверхность семян
Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:
да
нет.
Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:
22 аутосомы + ХХ
22 аутосомы + ХУ
44 аутосомы + ХУ
44 аутосомы + ХХ
Болезнь Дауна – пример мутации:
генной
хромосомной
геномной
это не мутация.
Причиной мутаций может быть:
химическое воздействие
радиационное излучение
изменение температуры
верны все ответы.
Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
хромосомных наборов
развития признаков близнецов
родословной людей
обмена веществ у человека

3.1 Повторение и обобщение системы знаний и умений.

2 блок. Решение генетических задач




3 блок – «Генетика пола» «Наследственные болезни, сцепленные с полом»
Учитель: Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и очень важна. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых.
По одной из древних теорий полагали, что девочки появляются на свет, когда дуют южные ветры, а холодные северные ветры приносят младенцев мужского пола.
Нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенной тайной природы и выяснить, где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к развитию зародыша определённого пола.

Давайте вспомним, что нам известно о генетике пола и заболеваниях, сцепленных с полом?

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - 3сообщение.

Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского. В любой клетке диплоидного организма все хромосомы парные (гомологичные), так как организм образуется из зиготы. Одна хромосома каждой пары получена организмом от матери, другая - от отца. Пол определяется в момент оплодотворения и зависит от того, какого типа половые хромосомы окажутся в зиготе – одинаковые или разные. Хb - особь женского пола, Х
· – особь мужского пола. У человека в Х хромосоме помимо генов, участвующих в развитии половых признаков, находятся гены, определяющие свертываемость крови и цветоразличие, при этом доминантный аллель определяет нормальное формирование признака, а рецессивный патологию. Фенотипически он проявляется у 7% мужчин и у 0,5% женщин, но носительницами этого гена являются 13% женщин.

Учитель: Генетика тесно связана с медициной. Известно более 2200 наследственных болезней и аномалий развития, связанных с нарушением числа хромосом, изменением структуры хромосом, отдельных генов. Они изучаются на молекулярном, клеточном, организменном и популяционном уровнях. Генетикой получены важные сведения о том, что наследственные болезни в определённых условиях могут и не проявляться. При помощи генетики в сотрудничестве с педиатрией и другими отраслями медицины развенчан миф о фатальности и неизлечимости наследственных болезней. Зная их характер, можно излечить или предотвратить ряд наследственных патологий.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ»

4 блок. Мутации. ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Когда мы проходим мимо экспонатов Кунсткамеры (открыта в 1714 г. по указу Петра 1, музей этнографии и антропологии), сердце замирает от вида мутантов с лишними или недостающими частями тела (двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы). Уроды человеческие и животные собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку “во всех государствах они ценились как диковинки”. Мутанты вызывают у народа смесь интереса и брезгливости: голубые лобстеры, мыши с ушами человека на спинах, мухи с ногами вместо антенн, двуглавые змеи.

На экране фотография больного.
Кто показан на этой фотографии?
(Ответ. На фотографии показан больной синдромом Дауна.)
Беседа по вопросам.
1.Ребята, а какова причина синдрома Дауна?
(Причиной является лишняя хромосома у 21-й пары хромосом.
2.Какова причина не расхождения хромосом?
(Причиной могут быть мутации – изменения в генотипе.)
3.Каковы причины мутаций?
(Причиной мутаций являются мутагены – факторы, вызывающие мутации.)
4.Приведите примеры мутагенов.
(Мутагенами являются: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства, ультрафиолетовые лучи и т. д.)
- С какой группой мутагенов мы встречаемся чаще всего?
В повседневной жизни мы сталкиваемся с продуктами питания, производители которых используют ГМО. Порой, балуем себя шоколадками, варим супы быстрого приготовления, заходим перекусить в рестораны быстрого питания и никогда не задумываемся, к каким последствиям это может привести в дальнейшем.
Что такое ГМО?
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 4 сообщение
Расшифровывается ГМО генно-модифицированные организмы, это живые организмы, созданные при помощи генной инженерии. Данные технологии очень широко применяются в сельском хозяйстве, потому что растения, выращенные при помощи генной инженерии, устойчивы к вредителям и имеют повышенную урожайность.


Презентация о ГМО и проблемах биобезопасности.
Использовали ли вы в своем рационе питания продукты которые находятся в черном списке?

3.2 Повторение и систематизация основных теоретических и практических знаний.


5 блок. Исследования.

Группа разделена на две группы, каждая из которых выполняла исследовательскую работу.

Первая группа проводила исследование на тему «Содержание ГМО в продуктах питания республиканского производства», вторая – «Содержание ГМО в продуктах питания розничной торговли ПМР».(по надписям на этикетках).

Первую группу возглавляла.
(Выступление учащейся, капитан 1 группы)

У нас в Приднестровье кто-то занимается проблемой ГМО ?

Вторую группу возглавляла

(Выступление учащейся, капитан 2 группы)
Как вы думаете на ваш взгляд что необходимо предпринять ?



Учитель. Давайте возвратимся к началу урока и вспомним притчу, которую я вам рассказала. Каково же соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики ?

Соотношение познаваемого и непознанного в практике генетики убеждает нас в познаваемости окружающего мира, с одной стороны, и в бесконечности непознанного – с другой.
И тем не менее достижений в области генетики много. Давайте послушаем и посмотрим презентацию Петровой Дианы о достижениях генетики за последние годы.


·
·. Подведение итогов

Ребята, у каждого из вас в конце маршрутного листа имеются два вопроса. Я попрошу вас дать на них ответы и оценить свою работу на уроке.

Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Спасибо за вашу активность! Оценки за урок (комментарии)


·. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: найти интересную информацию по селекции организмов (интернет), подготовить сообщение о К.Линнее и Ч. Дарвине, по желанию составить родословную по одному из признаков, встречающихся в вашей семье.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА.


















Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Новости науки и технологии 21 века;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Экзамен. ru;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Общая и теоретическая биология;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Наш мир;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - биология;
Краснодембский Е. Г."Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» ;
7. Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова "Конспект лекций по общей биологии«;
8. Дидактический материал по общей биологии: Пособие для учителей биологии/ Р.А. Петросова, Н.Н. Пилипенко, А.В. Теремов, Под редакцией А.И. Никишова.- М.: «РАУБ- Цитадель». Мн.: ООО «Белфарпост», 1997
9. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. проф. Н.И. Пономарёвой.- М.: Вентана- Граф, 2004

Маршрутный лист

1блок. Вопросы биологического диктанта:

 Наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими - .
Неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития -
Способность организмов в процессе онтогенеза приобретать новые признаки и терять старые -
Формы изменчивости –
Основатель генетики –
Участок молекулы ДНК, который отвечает за синтез определенного белка -
Совокупность всех взаимодействующих генов организма -
Гены отвечающие за формирование одного признака (могут быть доминантными или рецессивным) -
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по одной паре признаков -
Скрещивание родительских форм наследственно различающиеся по двум парам признаков -
Мутации –
Методы исследования человека –
ХХ -
ХY -
Наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов-
Основные методы селекции-

Тест

1.Его эксперименты послужили началом классической генетики, ему суждено было стать отцом генетики. О ком идет речь?
a)Г.Мендель
b)Т. Морган
c)В. Лобашев
d)С.Четвериков
2. Соотношение по фенотипу при дигибридном скрещивании в F2.
a)9:3:3:1 b) 3:1 c) 1:2:1
3.Третий закон Менделя называется:
a)закон единообразия
b)закон расщепления
c)закон независимого наследования
4.В соответствии с законом Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается:
a)в первом поколении
b)во втором поколении
c)в третьем поколении
d)в четвертом поколении
5.Какие признаки у гороха являются доминантными:
a)желтая окраска семян
b)зеленая окраска семян
c)гладкая поверхность семян
d)морщинистая поверхность семян
6.Аутосомы это хромосомы, которые у мужского и женского пола имеют одинаковое строение:
a)да
b)нет.
7.Из оплодотворенной яйцеклетки человека разовьется зародыш мужского пола, если после оплодотворения в зиготе будет:
a)22 аутосомы + ХХ
b)22 аутосомы + ХУ
c)44 аутосомы + ХУ
d)44 аутосомы + ХХ
8.Болезнь Дауна – пример мутации:
a)генной
b)хромосомной
c)геномной
d)это не мутация.
9.Причиной мутаций может быть:
a)химическое воздействие
b)радиационное излучение
c)изменение температуры
d)верны все ответы.
10.Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в изучении:
a)хромосомных наборов
b)развития признаков близнецов
c)родословной людей
d)обмена веществ у человека


Карта маршрута


«Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» __________________________


«Нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем?_______
______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!











15