Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего школьного возраста Праздник урожая


Сценарий Праздника урожая в начальной школе
Методическая разработка массового мероприятия экологической направленности для ребят младшего школьного возраста.
Цель данного сценария: в доступной форме с использованием сказочных персонажей («Осень», «Овощи» и т.д.) познакомить детей с сезонными переменами в природе и их причинами, способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, закрепить знания детей по теме: «Овощи и фрукты».
Мероприятие составлено с учётом возрастных особенностей обучающихся, поэтому теоретическая часть даётся в виде театрализованного представления с элементами интерактивной беседы с детьми и выполнении коррекционных заданий, а практическая часть – в виде игровой конкурсной программы.
Большая работа проведена при подготовке во внеурочное время (заучивание стихов наизусть, разучивание сценки, танца, подготовка костюмов к празднику, изготовление поделок из природных материалов: листья деревьев, сухая трава, семена растений).
Для проведения мероприятия используется большой наглядный материал: натуральные фрукты и овощи и их муляжи, разрезная мозаика с иллюстрацией листика клена, задание на карточках. На протяжении всего мероприятия прослеживаются межпредметные связи с другими предметами (окружающий мир, чтение, музыка и пение).
Главными задачами при проведении данного мероприятия являются: 
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы;
связи мира живой и неживой природы;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремление действовать в окружающей среде, в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей.
В ходе мероприятия активное участие принимают дети 2 – 5 классов. Они играют главные роли: девочка – осень, остальные дети – в образах овощей и фруктов. Ход мероприятия сопровождается музыкой, это плодотворно влияет на эмоциональный и психологический настрой детей. Данное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей, поэтому теоретическая часть дается в виде театрализованного представления, а практическая – в виде игровой программы. В итоге дети получают и проверяют свои знания о природе в интересной и занимательной форме, а также получают положительный эмоциональный заряд. 
Ход мероприятия
Учитель: Осень! Как хороша наша осень с её яркой окраской природы, богатством плодов, хорошим урожаем хлебов и овощей. Листья уже опадали с деревьев, улетели в небе перелетные птицы и на хвостах унесли лето.
А у нас сегодня праздник урожая! 
Осень! Славная пора!Любит осень детвора.Сливы, груши, виноград -Всё поспело для ребят.И арбуз увидев важный,Оживится детвора.И радушно скажет каждый:Здравствуй, осени пора!
Здесь мы праздник радостныйВесело встречаем.Приходи, мы ждём тебя,Осень золотая!
Звучит музыка, выходит девочка – Осень.
Осень: Вы обо мне? А вот и я!Привет осенний вам, друзья!Вы рады встретиться со мной?Вам нравится наряд лесной?Я пришла на праздник к вамПеть и веселиться.Я хочу со всеми здесьКрепко подружиться!
Учитель: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!Хорошо, что ты пришла!Собирают осенью урожай плодов.Много людям радости после всех трудов.И мы тебя встречаемБогатым урожаем.
Осень: Я очень люблю дождик и хочу что бы ребята вместе со мной исполнили печенку «Дождик»
Исполнение учениками песни «Дождик»
Кап-кап, тук-тук-тук По стеклу раздался стук. Это дождик по утру Разбудил всю детвору.
 
Кап-кап, дон-дон-дон Капли начали трезвон. Если выйдите гулять Не забудьте зонтик взять.
 
Кап-кап, кап-кап-кап У дождя весёлый нрав. Завтра утром мы опять Под дождём пойдём гулять.
Учитель загадывает загадки:
Растет она – в земле,Известна – в целом мире.Частенько на столеКрасуется в мундире.- картошка –
Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи -Меня в них ищи.- капуста -
Корешок оранжевый под землей сидит,Много витаминов он в себе хранит,Помогает деткам здоровее стать,Что это за овощ, можете сказать? - морковь -
Над землей трава,Под землей бордовая голова.- свекла –
Никого не огорчает,А всех плакать заставляет.- лук –
Вырастает он в земле,Убирается к зиме.Головой на лук похож.Если только пожуешьДаже маленькую дольку —Будет пахнуть очень долго.- чеснок –
Только фея может этотОвощ превратить в карету.- тыква –
Он бывает, дети, разный –Желтый, зелёный и красный.То он жгучий, то он сладкий,Надо знать его повадки.А на кухне – глава специй!Угадали? Это- перец –
Как на нашей грядкеВыросли загадкиСочные да крупные,Вот такие круглые.Летом зеленеют,К осени краснеют.- помидоры –
Без окон без дверейПолна горница людей.- огурец –
Еще бывает так, что некоторые дети начинают осень заболевать. . Давайте посмотрим как это бывает.
«Угадай-ка» Два участника с завязанными глазами по очереди должны назвать шинкованные овощи, фрукты на вкус.
Выходит мальчик и осень:
Осень: Ты знаешь сколько много стихов про меня, про ОСень?
Мальчик: Конечно . . .
Осень, ухмыляясь: И какие ты хоть стихи знаешь????
Мальчик: Ну . .. ну
А, вот . . .
Всех разморило от жары. В саду сейчас прохлада, Но так кусают комары, Что хоть беги из сада!
О, не то, а . . . .
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
Нет. Опять не то (смущенно)
Осень : Эх, ты . . . . А вот ребята знают стихи про Осень. Приглашаю сюда ребят, которые приготовили стихи про осень.
Ребята читают стихи про осень:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях шум и свежее дыханье,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях шла уборка –
Собирали люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Сценка «Спор овощей»
Садовод
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие.
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор.
(На сцену выходят дети, играющие роли овощей.)
Садовод:
Кто из вас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней? (выскакивает горошек)
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!
Горошек.
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала!
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Капуста
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречикВсем понравится, конечно!
Помидор.
Не болтай, огурчик, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно, сок томатный!
Картошка
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Садовод
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Чтоб красивым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Шуточная сказка про репкуВедущий: Дедка репку посадил...Дедка репке говорил: Дед: Ты расти, расти большая.Стань богатым урожаем,Чтоб тобой я мог гордиться.Принесу тебе водицы,Удобрений ведер пять…Ох, устал, пора поспать. (Ложится недалеко от репки и засыпает.) Ведущий: Спит дедулька без забот.Репка между тем растет,Да воюет с сорняками:Их ногами, и руками…Вот уж осень на дворе.Зябким утром в сентябреДед проснулся, испугался. (Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.) Дед: Ах, я старый разоспался.Репку уж пора тянуть.Подросла, гляжу чуть-чуть.Ай, да репка уродилась!Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.) Ведущий: Хвать, но репка возмутилась. Морковка: Экий дедка ты неловкий!Я - не репка, я - морковка.Не умыл ты видно глаз.Репки я стройней в сто раз.И оранжевей к тому же.Коль салат корейский нужен,Без меня ты пропадешь…Сок морковный не попьешь,В супе мне замены нет…И еще один секрет.Я богата витаминомВсем полезным каротином.Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.Что такое, что за чудо,Может, выспался я худо?Репку сеял я весной.Ладно, батенька, постой,Репку вытяну другую. Картошка: Ой, ой, ой,Я протестую!Я - не репка. Я - Картошка!Это знает даже кошка.Всем плодам я головаЯсно ведь как дважды два:Если в супе нет картошки,Ни к чему брать в руки ложку.Я для чипсов слышишь, дед,Самый главный компонент.В жарком масле, вот смотриСтать могу картошкой фри,Я - твой главный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.Я ж опять пойду по репку.Как сидит в землице крепко!Ай да репка, вот те на! Капуста: Право, я возмущена!Дед, ты сникерсов объелся,Сериалов насмотрелся,Может с печки ты упал?Раз капусту не узнал.Я на репку непохожаУ нее одна одежа,У меня ж их целых сто!Все без пуговок…А то…Я - хрустящая капуста!Без меня в салате пусто,А со мной любой обедГолубец иль винегрет…Станет в 10 раз полезней!И потом меня, любезный,Можно квасить и солить…И до лета аж хранить.Можно есть меня всю зиму! Дед: Милости прошу… в корзину.Это что за чудеса?Вот уж битых два часаЯ провел на огороде.Где же репка! Эта вроде… Свекла: Снова дед не угадал.Знать очки ты потерял,Или бес тебя попутал?Свеклу с репой перепутал.Я в сто раз ее красней,И полезней и вкусней!Свеклы нет и нет борща,В винегрете и во щах…Я одна - источник цвета!А свекольная котлета -Это просто объеденье!Сто процентов - похуденье.Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.И тебе найдется место.Только все же интересноГде же репка? Может эта? Лук: Я почти того же цвета,Но не репка, старичок,Я - твой репчатый лучок!Пусть немного и коварен,Но в народе популярен.Самый вкусный шашлычокТот, в котором есть лучок.Все меня хозяйки знаютВ суп и в кашу добавляют,В пирожки, в грибы, в отвар…Я для вирусов - кошмар!Даже грипп меня боится…Хоть сейчас готов сразиться.Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.Вечер уж к концу подходит.Месяц на небо выходит.Да и мне домой пора.Завтра с самого утраСтану репку вновь искать,А теперь охота спать.Ух, тяжелая корзина,Пригодилась бы машина…Знатный вырос урожай!Бабка, занавес давай,Сказочке пришел конец.Тот, кто слушал, молодец.Ждем от Вас аплодисментов,Ну и прочих комплиментов…Ведь артисты-то старались,Пусть слегка и растерялись. 
Игра «Плясовая»
(Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка -картофелин на одну меньше числа участников. Когда музыка смолкает — все берут с пола по картофелине. Тот кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.)