Презентация Сложные предложения с различными видами связи


Урок в 9 классеМакарова Наталья Николаевна [ ], с. союз (п. союз ), [ ][ ], с. союз (п. союз ), вторая часть п. союза [ ],_Постановка запятой при стечении сочинительногои подчинительного союзов

[ ], и (хотя ), но [ ].[Наступила весна], и (хотя светило яркое солнце), но [на улице было еще прохлад­но].__Постановка запятой при стечении сочинительногои подчинительного союзов

[ ], и , (хотя ), [ ].[Наступила весна], и (хотя светило яркое солнце),[на улице было еще прохлад­но]._Постановка запятой при стечении сочинительногои подчинительного союзов,_

Задание 14Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.(9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.

Что нужно знать, выполняя задание 141. Сложные предложения с разными видами связи между частями;2. Виды сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные)3. Отличие сложносочинённых предложений от сложноподчинённых в зависимости от союзов, употреблённых в них;4. Отличие бессоюзных предложений от сложноподчинённых, в которых придаточная часть предшествует главной. Алгоритм выполнения задания 141. Определите, сколько грамматических основ в предложении:если одна, то это простое предложение;если две и более, то это сложное предложение;2. Выявите границы простых предложений в составе сложных;3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак(запятая, тире, двоеточие) – это бессоюзное предложение;если на границе предложений находится сочинительный союз (А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ) – это сложносочинённое предложение;если на границе простых предложений находится подчинительный союз (ЧТО, ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО и др.) – это сложноподчинённое предложение Обратите внимание!Следует различать бессоюзное предложение и сложноподчинённое предложение, в котором придаточная часть предшествует главной: если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза и его нет в самом начале сложной конструкции, то это бессоюзное предложение; если в сложном предложении после запятой на границе простых нет подчинительного союза, но этот союз стоит в начале всей синтаксической конструкции, то это сложноподчинённое предложение Задание 14Среди предложений 9−14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью). Напишите номер этого предложения.(9)Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.(10)А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.(12)Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13)Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14)Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.13
Потренируемся1. Среди предложений 9−14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.12Задание 14(9)Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.(12)В открытых окнах появились испуганные лица взрослых, раздались крики:— (13)Что?.. (14)Собака?..
Потренируемся2. Среди предложений 28—34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.29Задание 14(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала.
Потренируемся3. Среди предложений 1−5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.5Задание 14(1)В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау1 успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения — математическое и естественное. (2)Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.(3)Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4)Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5)Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
Потренируемся4. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.7Задание 14(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! — предупредил нас Витёк Носков.(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.
Потренируемся5. Среди предложений 8–11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.11Задание 14(8)Необычный наездник обернулся, увидел людей, с быстротой ящерицы соскользнул с дельфина и скрылся в воде.(9)Весь этот необычный выезд занял не более минуты, но зрители долго не могли прийти в себя от изумления.(10)Скоро лодки рассеялись по заливу. (11)На каждой было два ловца: один нырял, другой вытаскивал ныряльщика, а потом они менялись ролями.