Статья об основах организации летнего отдыха детей ЛАГЕРЬ ОТДЫХА КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


ЛАГЕРЬ ОТДЫХА КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ
детей и ПОДРОСТков
В чём смысл организации летнего отдыха детей и подростков? Какое место занимает эта система в формировании личности ребёнка? Прежде всего, это - неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, познавательные и нравственные начала.
Летний лагерь рассматривается не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё свободное время, но и как необходимое бытие, позволяющее раскрыть духовные и физические возможности.
Летний отдых даёт взрослому возможность войти в непосредственный контакт с миром ребёнка. Поэтому главная цель содержания летнего отдыха детей – создание благоприятных условий для быстрой бесконфликтной адаптации детей, чтобы уже с первых минут пребывания в лагере у ребёнка возник положительный настрой, благодаря которому ребёнок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе.
Любознательная природа детства не переносит формализованных методов воспитания. Подвижной детской натуре тесно в рамках условностей. Поэтому в работе с детьми использованы игровые, кружковые комплексы, приобщающие к самым различным областям творчества: моделирующим, художественным, музыкальным, литературным.
Игра
Игра выступает как самостоятельная творческая деятельность, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать способности. Игра – создание эмоционально-эстетического фона жизнедеятельности детского коллектива, атмосферы детской жизни и формирование стиля отношений.

Природа
Что такое природа для ребят? Лес, речка, солнце, воздух. Природа – богатейший источник восприятий. Особенно важна живая природа для детей – ее красота пробуждает их любознательность, развивает фантазию и воображение. Пребывание ребёнка на свежем воздухе, среди природы, её огромных богатств побуждают ребёнка к деятельности, игре, беседе.
Экскурсии
Самое ожидаемое и желанное дело в лагере для ребят — это экскурсии. Что влечёт их? Экскурсия — не просто прогулка, она должна чем-то обогатить, что-то воспитать в ребенке.

Спорт
С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Крайне важно, чтобы физкультурная работа соответствовала интересам детей, развивала инициативу, была массовой, строилась на принципах добровольности.

Труд
Непременным условием организации жизни лагеря должен быть труд. Многие родители считают, что дети в каникулы должны только отдыхать, а не трудиться. «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Чтобы труд повышал работоспособность, положительно влиял на развитие подростка, способствовал приобретению элементарных трудовых навыков, он должен быть посильным и несложным.
Интересы
Как бы замечательно ни была организована жизнь лагеря, с точки зрения взрослых, она может не дать желаемого результата лишь по одной простой причине: если не будут учтены желания и любимые развлечения детей. Одним словом, педагоги учитывают интересы, настроения детей, умение слушать и слышать их.

Взаимоотношения
Непростые задачи, стоящие перед лагерем, успешно решены: педагогам удалось создать благоприятный микроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Содержанием летнего досуга стал активно организованный отдых детей, способствующий снятию психологического напряжения детского организма.
социальный педагог
отделения для несовершеннолетних
«Социальный приют для детей»
БУ КЦСОН «Милосердие»
Т. Зорина